Рефераты. Дознание при дорожно-транспортном происшествии

Осмотр места происшествия в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом (УПК) РФ является практически единственным следственным действием, которое выполняется до возбуждения уголовного дела (ч. 2 ст. 178 УПК РФ). Порядок его осуществления регламентируется ст. 179 УПК РФ, устанавливающей обязательные реквизиты при составлении протокола осмотра места происшествия. Методике проведения осмотра специально обучают в соответствующих высших юридических учебных заведениях, однако, в силу специфики учебного процесса либо особенностей обучаемых, на практике весьма редко можно встретить четко, тщательно, объективно и грамотно составленный протокол этого важнейшего следственного действия. Ошибки и неточности, допущенные должностными лицами при проведении осмотра места происшествия, потом невозможно поправить. Именно поэтому имеет смысл проявить максимум внимательности и терпения, отслеживая все действия должностного лица (инспектора ДПС, выездного дежурного ГИБДД, следователя) и сопоставляя их с записями, производимыми в протоколе рассматриваемого следственного действия.

Обычно приезд на место ДТП выездной группы (бригады) во главе со следователем либо сотрудников ДПС сопровождается изъятием у водителей, причастных к аварии, водительских удостоверений и документов на транспортные средства. После чего приехавшие лица приступают собственно к осмотру места происшествия. Первое, с чего начинается действо -- приглашение двух посторонних лиц, именуемых понятыми. Обратите внимание на то, чтобы эти двое были действительно посторонними лицами, а не приехавшими вместе с работниками милиции. Бывает и так. По закону понятые должны являться гарантом непредвзятости производимых на месте происшествия должностным лицом изысканий. В их задачу входит удостоверение правильности измерений, точности обнаружения и фиксации следов и т.п. Указанные лица должны находиться вместе со следователем (сотрудником ДПС) до самого конца проведения осмотра места происшествия и составления схемы места происшествия. После завершения всех изысканий должностных лиц, занесения результатов этих изысканий в протокол осмотра места происшествия и составления схемы ДТП понятые должны скрепить эти документы своими подписями.

Таков оговоренный УПК РФ порядок. Но... На самом деле понятым нередко предлагается подписать чистый бланк протокола осмотра места происшествия и схемы к нему. Это обычно объясняется экономией времени приглашенных понятых, неудобством составления документов на открытом воздухе и т.п. И понятые на такое предложение соглашаются. Действительно, кому хочется на длительное время превращаться в “тень” работника милиции, повсюду следуя за ним? А если к тому же еще идет дождь или снег... В общем, понять психологию такого понятого несложно. Ну а должностное лицо, производящее осмотр, избавившись таким образом от понятых, чувствует себя гораздо спокойнее: никто не дышит в затылок...

Итак, понятые должны видеть, что и как делают должностные лица на месте происшествия. И только эти наблюдения понятые заверяют подписями (ст. 135 УПК РФ). Свои замечания по поводу проводимых действий они делают устно и прослеживают, чтобы все эти замечания были занесены в протокол.

Часть 2 ст. 179 УПК РФ достаточно странно повествует о том, что следователь “вправе привлечь к участию в осмотре обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего и свидетеля...”. Из цитированной статьи закона вытекает, что причастные к ДТП водители могут быть привлечены к составлению протокола осмотра места происшествия, а могут и не привлекаться. Все зависит от волевого решения должностного лица. Справедливости ради отмечу, что в значительном большинстве случаев участники аварии все же присутствуют при осмотре. Другое дело, насколько они внимательны и педантичны при этом. Специально подчеркну: ни при каких условиях не следует отвлекаться даже на непродолжительное время от наблюдения за проведением действий должностного лица, проводящего осмотр. Чуть позднее, когда осмотр будет завершен, вам предложат своей подписью удостоверить объективность полученных данных, а это значит, что вы все видели, слышали, наблюдали и все подтверждаете. Если в дальнейшем, на более поздних этапах разбирательства ДТП окажется, что в протоколе осмотра места происшествия содержатся сведения (параметры места происшествия, следы, иные обстоятельства), не соответствующие действительности, но скрепленные вашей подписью, маловероятно, что вы найдете понимание у людей в погонах или судьи. Вам просто никто не поверит, что вы отлучались на минутку, параллельно давали объяснения по существу происшествия другому должностному лицу и т.п. “Ваша подпись?” -- сурово прозвучит начальственный голос. Попробуйте тогда объяснить, что не знали о порядке участия в следственном действии, что вы это делаете первый раз и пр. Профессиональный опыт автора подсказывает, что оспаривание уже подписанного документа является одним из самых сильных раздражителей для должностных лиц любого уровня. Воистину, “что написано пером, не вырубишь топором”!

Таким образом, будучи привлеченным следственными работниками или сотрудниками ДПС к участию в осмотре места происшествия, отнеситесь к этому более чем серьезно. Фиксируйте для себя на отдельном листке бумаги все данные, которые должностное лицо заносит в протокол. Особое внимание при этом должно уделяться месту обнаружения осколков стекла, осыпи грязи, расположению на проезжей части следов транспортных средств, их конфигурации и протяженности, месту расположения на полотне дороги вещей потерпевшего (в случае наезда на пешехода), положению тела потерпевшего, наличию биологических объектов (следов крови, мозгового вещества и пр.), а также всем прочим отражаемым в протоколе обстоятельствам ДТП. Необходимо четко для себя сформулировать и сверить с записями в протоколе, перед тем как вам придется его подписывать, следующее: в каком состоянии на момент ДТП находилось дорожное покрытие (сухо, мокро, гололед, укатанный снег, песок, выбоины, следы ремонтных работ, свежий асфальт, асфальтобетон), каковы были условия видимости и обзорности с места водителя?

Графическим отображением протокола осмотра места происшествия служит схема места происшествия, составление которой должно производиться на миллиметровой бумаге. Сама схема выполняется строго в масштабе, позволяющем точно воспроизвести всю картину произошедшего на момент осмотра. Все величины -- привязка места ДТП к местности, расположение предметов, следов и т.п. -- другими словами, все то, что словесно описано в протоколе осмотра места происшествия, должно буквально отразиться на схеме. На практике это случается не всегда. Часто должностные лица вообще не утруждают себя составлением схемы ДТП, а вычерчивают ее жалкое подобие на клочках страниц, вырванных из ученических тетрадей. Естественно, далеко не всегда измерения, произведенные в процессе осмотра места происшествия, затем в точности ложатся на схему, пусть даже она заранее изготовлена в стационарных условиях на миллиметровой бумаге. Напомним: именно чистые “заготовки” для будущей схемы предлагается иногда подписать участвовавшим в осмотре понятым, причастным к ДТП водителям, эксперту-криминалисту (в случае его участия в следственном действии). В этой связи необходимо затвердить как “Отче наш”: никогда не поддавайтесь на уговоры и не ставьте своей подписи на чистом бланке, будь то протокол осмотра места происшествия, справка по ДТП или схема ДТП. Не ровен час, вы сами себе можете подписать приговор, поскольку за последнее время качество составления всех без исключения процессуальных документов, и, в первую очередь, перечисленных выше, упало до невероятно низкого уровня.

4. Объяснения участников происшествия

Как было уже упомянуто ранее, почти одновременно с составлением протокола осмотра места происшествия должностные лица, “оформляющие” ДТП (есть такой милицейский термин), пытаются взять с причастных к аварии водителей и очевидцев происшествия объяснения. Указанный документ -- первые письменные показания всех лиц, имеющих то или иное отношение к ДТП. От того, как и что будет изложено в нескольких десятках строчек объяснения, зачастую зависит очень многое. Поэтому, несмотря на кажущуюся простоту и очевидность данного действа, к нему нужно подходить чрезвычайно осторожно и вдумчиво. Первое, что нужно четко усвоить, -- ни одного случайного слова, ни одной случайной величины, цифры, определения в ваших объяснениях по поводу случившегося содержаться не должно. Нужно говорить (или писать, если объяснение предложено составить собственноручно) только то, в чем вы абсолютно уверены. Все, что сказано не так, может быть использовано против вас.

Постарайтесь запомнить: НИКОГДА не ставьте подпись под чистым листком (бланком) объяснения. Нередко и это предлагается должностным лицом, с которым вы беседовали по существу случившегося. Обычно просьба подписать чистый лист мотивируется тем, что сейчас нет времени на составление развернутого объяснения (темно, холодно, мокро, негде и т.д.). К сожалению, у нас еще очень много доверчивых людей, да и как не поверить человеку в форме! Но потом -- не дай Бог, если текст вашего повествования по существу происшествия будет содержать факты, о которых вы даже не догадывались. Такое объяснение, скрепленное вашей подписью, может стать предтечей вашего же приговора.

Составленное должностными лицами объяснение обязательно должно быть датировано и содержать сведения о времени, месте его составления и данных должностного лица, получившего его. Сформулировав свою версию произошедшего и поведав сотруднику ГИБДД (инспектору ДПС или следователю) обо всех обстоятельствах, известных вам в связи с ДТП, прежде чем поставить свою подпись под написанным, обязательно собственными тазами убедитесь в том, что текст соответствует вашим словам. Никаких разночтении быть не должно. Если какие-то положения объяснения вас не устраивают, без всякого стеснения говорите об этом должностному лицу и требуйте внести дополнение в написанное либо делайте это собственноручно. Это ваше право, регламентированное законом. Отказ должностного лица выполнить ваше законное требование означает только одно -- его личную заинтересованность в исходе дела, что дает вам право на подачу жалобы на имя прокурора (района, города, области) либо начальника УВД или ГУВД.

После ДТП причастные к нему водители могут себя неважно чувствовать. На это могут быть самые разные причины -- ранение, ушиб, стресс. В таком состоянии у человека совершенно закономерно искажается восприятие ситуации, сознание фиксирует происходящее фрагментарно. Где уж тут следить за каждой буквой составляемого объяснения? Поэтому если вы ощущаете, что не можете абсолютно адекватно реагировать на ситуацию, полностью контролировать свои эмоции либо справиться с болью и головокружением, ни при каких условиях не соглашайтесь давать должностным лицам какие-либо объяснения по сути ДТП. Ни увещевания, ни запугивания не должны изменить ваше решение. Пусть не смутит вас даже самое благожелательное отношение людей в форме. Помните: слишком высока цена каждого слова, сказанного вами.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.