Рефераты. Должностные преступления

Напротив, перечень обстоятельств, отягчающих ответственность, исчерпывающий. Из их числа по делам о должностных преступлениях подлежат выяснению следующие: неоднократное совершение должностным лицом преступления, причинение тяжких телесных повреждений, совершение преступления в отношении лица, находящегося в служебной или иной зависимости от виновного.

В ходе расследования необходимо также выяснить иные обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого, - как положительные, так и отрицательные

III. Планирование расследования, возбуждение уголовного дела. первоначальные следственные действия (на примере расследования получения и дачи взятки)

Борьба с коррупцией в государственных и муниципальных органах власти является одной из основных задач современного российского общества. По опросам общественного мнения и проведенным научным исследованиям получение и дача взятки являются одними из наиболее распространенных преступлений власть имущих. В связи с тем, что должностные преступления составляют отдельную группу преступлений схожих между собой, прежде всего субъектом преступления. Видится необходимым в целях настоящей курсовой работы уделить внимание планированию расследования, и проведению первоначальных следственных действий при расследовании такого подвида должностных преступлений как взяточничество т.е. деяний предусмотренных статьями 290 и 291 УК РФ.

Взяточничество - одно из наиболее сложных для расследования преступлений. Во-первых, оно совершается, как правило, в отсутствие свидетелей-очевидцев. Это и понятно, поскольку все участники преступления - взяткодатель, взяткополучатель и посредник - подлежат уголовной ответственности, а потому заинтересованы в сокрытии следов своей преступной деятельности. Во-вторых, стремясь уйти от уголовной ответственности за содеянное, его участники обычно отказываются давать правдивые показания, создают своеобразную круговую поруку. Кроме того, нередки случаи получения и дачи взятки за совершение законных действий. Взяточничество также зачастую связано с незаконной приватизацией государственного имущества, с другими преступниками. Разоблачить нередко разветвленную и глубоко законспирированную группу преступников бывает очень трудно. И последнее: по сравнению с другими преступлениями при расследовании взяточничества относительно невелик объем доказательств. В большинстве случаев обвинение строится на косвенных доказательствах, сбор и оценка которых представляют значительные трудности.

Все это требует от следователя особенно тщательного и вдумчивого отношения к расследованию, использования всех научно-технических возможностей, тесного взаимодействия с оперативными работниками.

Зачастую уголовные дела по факту дачи и получения взятки возбуждаются по результатам долгой и кропотливой оперативно- розыскной работы направленной на выявление и изобличение лиц получающих и дающих взятки. В связи с этим необходимо осветить в курсовой работе особенности проведения оперативно-розыскных мероприятий по фактам взяточничества.

Уполномоченные лица органа дознания в пределах своей компетенции, установленной ведомственными приказами и инструкциями, а также ФЗ « Об оперативно-розыскной деятельности», в рамках проведения оперативно-розыскных мероприятий обеспечивают:

1. Проверку полученной первичной информации о признаках, подготавливаемых, совершаемых, совершенных преступлений, в т.ч. и данной категории.

2. Обнаружение, документирование, изъятие при необходимости и сохранение имущества в т.ч. денег, иных ценностей, добытых преступным путем, сведений, документов и других предметов, которые могут иметь доказательственное значение.

При проведении оперативно-розыскных мероприятий органом дознания используются возможности информационных систем, видео и аудиозаписи, фотосъемка, а также иные технические средства, не причиняющие ущерба жизни, здоровью граждан и окружающей среде.

На сотрудника оперативного подразделения и его непосредственного начальника возлагается подготовка по проведению оперативно-розыскных мероприятий ( например, определение участников, проведение инструктажа, их экипировка, обеспечение необходимыми документами прикрытия, специальными техническими и иными средствами, разработка линии поведения, перепись номеров денежных купюр или нанесение на них индивидуальных маркировок и т.д.), а также обеспечение личной безопасности участников данных мероприятий.

Сотрудники органа дознания в рамках своей компетенции при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий по заявлениям о взяточничестве (других преступлениях должностных лиц) самостоятельно осуществляют подбор необходимых специальных технических средств (видео, аудио и других) и принимают меры по маскировке от лиц, в отношении которых предполагается использование этих средств. Методика и тактика проведения ОРМ - исключительная прерогатива органа дознания.

Выбор средств фиксации ОРМ должны обеспечить получение качественных, убедительных, не составляющих сомнений в достоверности материалов.

Для достижения необходимой эффективности ОРМ по выявлению и раскрытию фактов взяточничества должны проводиться по трем основным направлениям:

1. установление лиц. Осведомленных о преступных действиях взяткодателя (взяткополучателя), которые могут быть свидетелями в уголовном процессе;

2. выявление предметов. Документов. Которые использовались при совершении преступления и могут быть использованы в качестве вещественных доказательств;

3. фиксация преступных действий субъектов взяточничества и их преступных связей.

Следует отметить некоторые особенности подготовки к проведению ОРМ по заявлениям о требованиях взятки, которая еще не вручена6

1. перед началом производства мероприятия необходимо с максимальной подробностью выяснить у заявителя все вопросы, касающиеся обстоятельств, требования у него взятки;

2. Получить согласие заявителя на участие в проведении соответствующего оперативно-розыскного мероприятия (чаще всего оперативного- эксперимента), разъяснив ему суть предстоящего мероприятия;

3. проинструктировать заявителя о порядке его действий при различных направлениях развития ситуации, согласовать с ним общее направление беседы с взяткополучателем, возможные вопросы могущие привести к изобличению виновного, фиксации его умысла на получение взятки. Особенно важно проинструктировать заявителя о его поведении в той ситуации, когда взяткополучатель избегает в своих разговорах прямых указаний на передачу ему взятки. Оперативно-розыскная деятельность по делам о взяточничестве - 2007 Законность № 5.

Для того чтобы суметь использовать грамотно материалы оперативно-розыскной деятельности и суметь использовать их в качестве доказательств по уголовному делу, должностное лицо органа дознания составляет протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства , изложенными в частности в ст.166 УПК РФ. Несоблюдение данного порядка может привести к невозможности использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовному делу.

Возбуждение уголовного дела. Обстоятельства, подлежащие доказыванию. Уголовные дела о даче и получении взятки чаше всего возбуждают по заявлениям и письмам граждан, при непосредственном обнаружении органом дознания, следователем, прокурором или судом признаков данного преступления; при явке взяточников с повинной; по сообщениям государственных или общественных организаций, должностных лиц; материалам статей, заметок, писем, опубликованных в СМИ.

При решении вопроса о возбуждении уголовного дела следует тщательно выяснить основания к этому, ибо в ряде случаев сообщаемые факты о даче и получении взятки отличаются неконкретностью, а объяснения тех или иных лиц - определенной тенденциозностью. Если в полученных следователем материалах имеются достаточные данные, указывающие на дачу-получение взятки, например явка взяткодателя с повинной, то уголовное дело должно быть возбуждено незамедлительно. Необязательно, чтобы в этих материалах содержались сведения обо всех обстоятельствах совершения преступления и всех его участниках. Эта задача решается в процессе расследования.

Иногда проводится предварительная проверка, которая должна установить основания для возбуждения уголовного дела. Такая проверка обычно нужна при поступлении заявлений граждан, которым стало известно о взяточничестве из каких-либо непроверенных источников; писем из редакций газет, из учреждений и организаций; показаний подозреваемых (обвиняемых) по другим делам, которые знают о взятке, но не хотят по каким-то соображениям рассказать подробности совершенного взяточничества, из оперативно-розыскных данных органов дознания; заявлений и сообщений по телефону.

Предварительная проверка может быть проведена посредством: 1) изучения структуры и общих условий деятельности организации, в которой работает должностное лицо, заподозренное в получении взятки, ознакомления с кругом его обязанностей; 2) истребования необходимых документов и их изучения, ознакомления с системой документооборота, порядком прохождения документов, постановкой учета и отчетности, состоянием контроля; 3) изучения находящихся в прокуратуре, милиции и других органах документов о фактах, изложенных в первичных материалах (например, ранее рассмотренное заявление или сообщение, по которому было отказано в возбуждении уголовного дела, прекращенное уголовное дело, переписка и т.д.); 4) проведения по предложению следователя проверки деятельности конкретной организации вышестоящими органами; 5) консультации у соответствующего специалиста, в частности аудитора, бухгалтера-ревизора, технолога; 6) получения письменных и устных объяснений от должностных лиц и граждан; 7) использования оперативно-розыскных возможностей соответствующих правоохранительных органов.

Проверка должна производиться с максимальной осторожностью, чтобы преступники не узнали о ней и не уничтожили следы своей криминальной деятельности. Поэтому категорически запрещено начинать проверку с получения объяснений от заподозренных лиц. Если такая необходимость неизбежна, следует получать объяснения в самом конце проверки, с тем чтобы сразу же после этого решить вопрос о возбуждении уголовного дела и немедленном допросе подозреваемогоО применении психологических познаний при изобличении взяточников // Следователь. - 1997. - № 6 (9). .

В процессе расследования уголовного дела должны быть доказаны следующие обстоятельства:

1) Цель дачи взятки. Какие действия (бездействие) осуществлены взяткополучателем в интересах взяткодателя? Были служебные действия взяткополучателя законными или нет?

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.