Рефераты. Договор подряда в гражданском праве

Предельный объем финансирования определяется не сторонами, а на уровне бюджета, целевых программ, т.е. заведомо до момента размещения заказа и, соответственно, до заключения договора. Поэтому стороны изначально связаны заранее заданными финансовыми показателями, отступление от которых для них невозможно. При заключении договора по конкурсу цена определяется по его итогам и фиксируется в протоколе проведения конкурса. Следуя смыслу законодательства, цена, как одно из конкурсных условий, не может быть приблизительной. Приблизительный характер цены приводил бы к нарушению прав и законных интересов участников конкурса, создавал бы неопределенность в критериях определения лучшего условия по цене теми лицами, которые предлагались участвовавшими в конкурсе.

Существенное условие государственного контракта - порядок финансирования и оплаты работ подрядчика. Общее правило - оплата работ авансом. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 июня 1994 г. № 745 "Об авансировании подрядных работ на объектах строительства для федеральных государственных нужд" авансирование части стоимости работ, финансируемых за счет средств федерального бюджета, составляет до 30% устанавливаемого годового лимита капитальных вложений на указанные стройки и объекты. Пунктом 5 Основных положений также предусмотрено, что работы финансируются на авансовой основе. Размер, сроки перечисления аванса, порядок его погашения, а также условия промежуточных расчетов за выполненные работы устанавливаются при заключении контракта в пределах 95% стоимости работ.

В отличие от общих положений о подряде, а также от содержания § 3, 4 гл. 37 ГК "Строительный подряд" и "Подряд на выполнение проектных и изыскательских работ" к существенным условиям государственного контракта относится условие о способах обеспечения исполнения обязательств сторон (п. 1 ст. 766 ГК).

Общество с ограниченной ответственностью "Дорожник" обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Закрытому акционерному обществу "Агродорстрой" с иском о взыскании 2670658,60 руб. задолженности, пеней и процентов.

Истец обосновал иск ст. ст. 309, 706, 702 (п. 1), 711 (п. 1), 329 (п. 1), 330 (п. 1), 331, 408 (п. 1), 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, условиями государственного контракта на выполнение работ по строительству автомобильных дорог общего пользования от 30.09.2002 и мотивировал его неоплатой задолженности за выполненные строительные работы, подтвержденные актами о приемке выполненных работ, справками о стоимости выполненных работ и затрат за 2002-2003 гг.

Как видно из материалов дела, в соответствии с государственным контрактом на выполнение работ по строительству автомобильных дорог общего пользования Самарской области от 30.09.2002, заключенным между Закрытым акционерным обществом "Агродорстрой" (заказчиком) и Обществом с ограниченной ответственностью "Дорожник" (подрядчиком), подрядчик обязуется выполнить собственными и привлеченными силами и средствами работы по строительству автомобильных дорог с. Кереметь Челно-Вершинского района в объемах и сроки согласно проектно-сметной документации и графику производства работ (приложение № 1), а заказчик - принять и оплатить выполненные работы (п. 1.1 договора).

Пунктом 2.3 контракта предусмотрено, что стоимость работ может быть изменена в сторону повышения или понижения при корректировке выполненных объемов работ.

Ведомость выполненных работ по строительству автодороги с. Кереметь Челно-Вершинского района, подписанная заказчиком и подрядчиком, подтверждает факт выполнения подрядных работ на сумму 7440663,76 руб.

При таких обстоятельствах акт приемки выполненных работ на сумму 2502942,25 руб., не подписанный заказчиком без мотивированных возражений, в силу п. 4 ст. 753 Гражданского кодекса Российской Федерации не является основанием для отказа во взыскании остатка задолженности по государственному контракту.

Кроме того, акт приемки законченного строительства автодороги от 31.10.2003 свидетельствует об окончании строительства автомобильной дороги подрядчиком и сдаче результата выполненных работ Департаменту по строительству, архитектуре, жилищно-коммунальному и дорожному хозяйству Администрации Самарской области.

Особые требования устанавливает п. 1 ст. 767 ГК к основаниям и порядку изменения государственного контракта. При уменьшении соответствующими государственными органами в установленном порядке средств бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны должны согласовать новые сроки, а при необходимости - и другие условия выполнения работ. Подрядчик вправе требовать от государственного заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ. Возмещение убытков, вызванных изменением сроков, - единственное требование, которое заказчик вправе предъявить подрядчику. Убытки, связанные с уменьшением финансирования как таковым, равно как с изменением других условий контракта, возмещению не подлежат.

Уменьшение финансирования по логике предполагает уменьшение цены работ по контракту. Предмет договора и объем работ, как следует из буквального содержания ст. 767 ГК, при этом не меняются. Обязанность подрядчика выполнить работы сохраняется в полном объеме, но на других условиях. Почему уменьшение финансирования связывается законодателем в первую очередь с изменением сроков - из содержания ГК не ясно.

Изменение сроков не находится в прямой причинно-следственной связи с удешевлением работ и вряд ли компенсирует убытки подрядчика, вызванные недофинансированием. Увеличение сроков защитит интересы подрядчика только в одном случае - если цена работ по контракту останется неизменной, а уменьшение средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования работ в одном бюджетном периоде, будет компенсировано дополнительным финансированием работ в бюджете следующего периода. Только в таком случае правило п. 1 ст. 767 ГК будет действенным механизмом защиты прав и законных интересов обеих сторон государственного контракта. Изменение государственного контракта по иным основаниям осуществляется только по добровольному соглашению сторон. Обязанности заключить такое соглашение ни одна из сторон не несет. Итак, к отдельным видам договоров подряда, регулируемым вышеуказанными положениями Гражданского кодекса РФ, относятся: бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. К сожалению, в законодательстве о подряде не соблюдено единство терминологии в определении самого предмета подряда. Так, в ст. 702 ГК, как было уже сказано выше, говорится, что предметом договора подряда являются "работа и ее результат", в других статьях называется только "работа" (п. 1 ст. 704, ст. ст. 708-710). Необходимо устранить данное противоречие внеся изменение в ГК РФ.

2. Большое практическое значение имеет определение в договоре срока работ, в т.ч. начала срока. Согласно п. 1 ст. 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы.

В соответствии со ст. 190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.

Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить (например, начало соответствующего сезона, начало и окончание навигации, достижение определенного возраста и т.д.). Если возникновение или прекращение прав и обязанностей по совершенной сделке ставится в зависимость от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет, то это событие определяет не срок, а условие. Такой договор в соответствии со ст. 157 ГК РФ будет считаться совершенным под условием. Приведенная формулировка срока начала работ не содержит указание на событие, которое должно неизбежно наступить, т.к. перечисленные события целиком зависят только от воли одной из сторон - заказчика. Таким образом, оказывается, что в договоре отсутствует начальный срок выполнения работ, который по смыслу закона (п. 1 ст. 708 ГК РФ) является существенным условием договора подряда. Ст. 708 ГК РФ в. Ч.1 необходимо дополнить следующим предложением: "При заключении договора устанавливать конкретную дату передачи строительной площадки, перечисления аванса и т.д. для того, чтобы иметь возможность определить дату начала работ".

3. Пожалуй, самый существенный момент договорного процесса - определение цены договора. Стоимость предмета договора определяется на основе свободной (договорной) цены на строительную продукцию.

В целях наиболее оптимального распределения рисков между сторонами целесообразно установить в договоре следующий порядок расчетов (с учетом того, что в каждый данный момент договор подряда может быть расторгнут и имеется риск неполной оплаты заказчиком выполненных подрядчиком работ). Например, работы разбиты на два этапа, подрядчик осуществляет приобретение материалов за свой счет, при этом материалы в основном расходуются на первом этапе строительства.

Ст. 711 ГК РФ следует дополнить ч.3 следующего: "В целях обеспечения непрерывности финансирования строительства сторонам необходимо подписать график производства работ, совмещенный с графиком финансирования".

4. Труднопреодолимые противоречия, как правило, возникают между заказчиком и подрядчиком на стадии принятия работ (этапов работ). Подрядчик, добросовестно выполнив работы и составив акт их сдачи-приемки, начинает долго упрашивать заказчика подписать его. А заказчик не хочет его подписывать, приводя надуманные причины, поскольку с момента принятия работ возникает обязательство заказчика оплатить их. Стороны могут обеспечить свои интересы путем установления в договоре четкой процедуры порядка сдачи-приемки работ. Ст. 720 следует дополнить ч.2-1 следующего содержания: "Заказчик обязан в трехдневный срок с момента представления ему подрядчиком актов сдачи-приемки работ подписать их либо в тот же срок направить мотивированный отказ. Стороны договорились, что работы считаются принятыми заказчиком в случае неполучения подрядчиком подписанных со стороны заказчика актов сдачи-приемки выполненных работ либо мотивированного отказа в пятидневный срок".

5. Согласно п. 2 ст. 754 ГК РФ подрядчик вправе без предварительного согласования с заказчиком допустить мелкие отступления от технической документации, если они не повлияют на качество объекта в целом. Однако следует заметить, что ни закон, ни судебная практика пока не раскрыли понятие "мелкие отступления", которые подрядчик может допустить. Видимо, степень этих отступлений определяется каждый раз по-разному с учетом их последствий. Целесообразно такие отступления оценить в процентах от сумму договора, ч.2 ст.745 ГК РФ следует дополнить предложением: "Мелким признается отступление не свыше 5% от сумму договора строительного подряда".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.