Рефераты. Договор перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом

По заявлению (в письменной форме) грузоотправителя или грузополучателя перевозчик может переадресовывать перевозимый груз с изменением грузополучателя и (или) станции назначения.

Заявление может быть подано перевозчику как на железнодорожной станции первоначального назначения, так и на железнодорожной станции отправления. К заявлению прилагается подлинная квитанция о приеме груза.

Расходы перевозчика, возникающие в связи с переадресовкой груза, возмещаются грузоотправителем или грузополучателем, по инициативе которого осуществляется переадресовка.

Перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывшем в его адрес грузе не позднее 12 часов дня, следующего за днем прибытия груза. Такое уведомление осуществляется в письменном виде или по телефону, если иной способ не предусмотрен соглашением сторон.

В случае если перевозчик не уведомляет о прибытии груза, грузополучатель освобождается от платы за пользование вагонами, контейнерами и платы за хранение груза до получения уведомления о его прибытии Егиазаров В.А. Транспортное законодательство государств - участников СНГ [Текст] - М., Норма. 2008. - С.78..

После прибытия груза на железнодорожную станцию назначения и уведомления перевозчиком грузополучателя о прибытии груза в его адрес ответственность за расчеты, связанные с перевозкой, возлагается на грузополучателя.

По прибытии груза на железнодорожную станцию назначения перевозчик обязан выдать груз и накладную грузополучателю в порядке, предусмотренном УЖДТ РФ.

Перевозчик обязан доставить груз по назначению и в установленный срок.

Прибывший в вагонах, контейнерах груз, подлежащий выгрузке и выдаче в местах общего пользования, хранится на железнодорожной станции назначения бесплатно в течение 24 часов.

Срок бесплатного хранения исчисляется с 24 часов дня обеспеченной перевозчиком выгрузки груза из вагонов, контейнеров или с 24 часов дня подачи перевозчиком вагонов, контейнеров с грузом к оговоренному сторонами месту для выгрузки груза грузополучателем.

2.4 Обязательное и добровольное страхование пассажиров и порядок выплаты страховой суммы

В России с 2001 г. началась структурная реформа железнодорожного транспорта, проводимая в три этапа.

На первом этапе (2001 - 2002 гг.) на железнодорожном транспорте проведено разделение функций государственного регулирования и хозяйственного управления.

Второй этап реформирования железнодорожного транспорта (2003 - 2005 гг.) будет включать в себя реорганизацию ОАО "РЖД" путем выделения в дочерние акционерные общества самостоятельных структурных подразделений для осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности на железнодорожном транспорте.

На третьем этапе (2006 - 2010 гг.) предполагается продолжить привлечение инвестиций для развития железнодорожного транспорта путем продажи пакетов акций дочерних обществ ОАО "РЖД" и других акционерных обществ, созданных на железнодорожном транспорте с участием государственного капитала.

Все предпринимаемые меры своевременны и необходимы, т.к. железнодорожный транспорт был и остается основным видом транспорта в России. Пассажирские перевозки железнодорожным транспортом в 2003 году составили 39,9% пассажирских перевозок иных видов транспорта, что превышает воздушные, морские, речные и автомобильные перевозки.

Однако активный процесс обновления правовых основ организации и деятельности железнодорожного транспорта не затронул вопросы обязательного страхования пассажиров.

Железнодорожный транспорт является источником повышенной опасности, поэтому при перевозках возможна смерть или причинение вреда здоровью пассажиров, работников поездной бригады, третьих лиц в результате несчастного случая в пути; возможна гибель, повреждение или несохранность груза. В связи с этим в зависимости от важности интересов, находящихся в сфере риска, различают обязательное и добровольное страхование (ст. 3 Закона "Об организации страхового дела в РФ" Об организации страхового дела в Российской Федерации [Текст]: [Закон РФ № 4015-1, принят 27.11.1992 г., по состоянию на 29.11.2007] // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1993. - № 2. - Ст. 56.). Если в сфере риска оказываются интересы государства (жизнь, здоровье депутатов, судей и т.д.), всего населения (медицинское страхование) или его значительной части (пассажиры, работающее население), вводится обязательное страхование, предусматривающее, как правило, минимум защиты Михеева Н.В. Транспортные компании как участники грузовой перевозки на железнодорожном транспорте [Текст] // Право и экономика. - 2008. - № 1. - С. 19..

В связи с этим различается обязательное страхование от несчастных случаев пассажиров дальнего следования на железнодорожном транспорте; обязательное страхование работников поездных бригад, железнодорожников, ведомственной охраны и др.

Обязательное страхование вводится без согласия страхователя в силу предписания Закона. Поэтому критериями обязательного страхования называют его всеобщность, автоматичность и др. Степень свободы сторон в договорах обязательного страхования существенно ограничена.

Инициатором обязательного страхования является государство, которое в соответствующих законах предписывает обязанность организаций и граждан страховать определенные имущественные интересы. При этом согласия страхователей не требуется.

В советское время необходимости в страховании не было, так как ущерб, причиненный имуществу государственных предприятий, колхозов, а также жизни и здоровью работников возмещался за счет государственного бюджета. Сегодня, помимо социального страхования граждан, осуществляемого через государственные фонды, к основным видам обязательного страхования относится страхование жизни и здоровья депутатов, военнослужащих, работников силовых ведомств, прокуратуры, суда, охранников, пассажиров и др.

Задачей обязательного страхования является гарантированное финансирование опасных рисков за счет специальных фондов. Хуже всех из перечисленных групп застрахованных лиц защищены пассажиры.

В соответствии с Указом Президента РФ "Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования" от 6 апреля 1994 г. № 667 Правительству РФ поручено разработать проект закона об обязательном страховании.

В настоящее время число правовых актов, в которых упоминается обязанность заключать договоры страхования, превышает 60. Нормы обязательного страхования содержатся как в законах, так и в указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ. Многие из этих норм не соответствуют Гражданскому кодексу РФ: в них наблюдаются терминологические несоответствия, не перечислены даже наиболее существенные условия договора страхования; резко отличается объем льгот для разных категорий застрахованных О программе структурной реформы на железнодорожном транспорте [Текст]: [Постановление Правительства РФ № 384, от 18.05.2001 г., по состоянию на 20.12.2004] // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 23. - Ст.2366..

Эксперты считают, что механизм действия законодательных норм по обязательному страхованию недостаточно отработан, что вызывает трудности по их реальному применению, некоторые из них не просто декларированы, а приобрели статус "мертвых" норм Лазарева Л.И. Страхование пассажиров железнодорожного транспорта [Текст] // Транспортное право. - 2005. - № 1. - С. 26..

Рассмотрим некоторые виды обязательного страхования, действующие на железнодорожном транспорте.

1. Обязательное страхование пассажиров введено Указом Президента РФ "О государственном обязательном страховании пассажиров" № 750 от 7 июля 1992 г. Об обязательном личном страховании пассажиров [Текст]: [Указ Президента РФ № 750, от 07.07.1992 г., по состоянию на 22.07.1998] // Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1992. - № 2. - Ст. 35., а также Указом Президента РФ "Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования" № 667 от 6 апреля 1994 г Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования [Текст]: [Указ Президента РФ № 667, от 06.04.1994 г.] // Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1994. - № 15. - Ст.1174..

На железнодорожном транспорте обязательное страхование распространяется лишь на пассажиров дальнего следования. Объектом страхования являются имущественные интересы пассажиров, связанные с их жизнью и здоровьем. Страховщиком может быть любая страховая организация, имеющая лицензию на данный вид страхования Игбаева Г.Р. Страховое законодательство в России: понятие, источники [Текст] // История государства и права. - 2007. - № 18. - С. 26..

Страхователем является перевозчик, который заключает со страховщиком договор. В обязательном страховании страхователь не вправе самостоятельно выбирать страховую организацию, размеры страховой суммы, страховых платежей, страховых выплат и др.

Страховая сумма на одного пассажира составляет 120 МРОТ, установленного на дату приобретения билета. Страховая премия включается в стоимость билета, взимается с пассажира при его продаже и составляет 2 руб. 30 коп. Тарифы утверждаются органом страхового надзора и согласуются с Министерством транспорта и связи. Основную часть тарифа составляют отчисления в фонд предупредительных мероприятий, средства которого направляются на цели безопасности железнодорожных перевозок, что составляет 82% от собираемой страховой премии в обязательном страховании пассажиров. Если пассажир следует по бесплатному билету (железнодорожники, дети до 7 лет), то страховая премия страховщику не поступает.

Пассажирами считаются граждане, имеющие билет или проездные документы, дающие право на бесплатный проезд. В пользу пассажиров страхователем заключается договор со страховщиком, то есть пассажиры имеют статус застрахованных лиц в договоре страхования. Парадокс состоит в том, что на пассажиров (застрахованных лиц), являющихся третьими лицами в договоре страхования, возложена обязанность по уплате страховых премий. Таким образом, страхователь (перевозчик) перенес свою обязанность на самих пассажиров Долинская В.В.Обязательное страхование: вопросы правового регулирования и классификации [Текст] // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2007. - № 9. - С. 26..

Срок страхования исчисляется с момента объявления посадки в поезд и до момента оставления вокзала (станции), но не более чем в течение одного часа после прибытия поезда. Транзитные пассажиры считаются застрахованными на территории вокзала (станции) на весь период ожидания посадки в поезд.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.