Грузоотправитель (экспедитор) не должен предъявлять, а перевозчик - принимать груз к перевозке, если: такая перевозка запрещена законодательством Республики Беларусь; грузы товарного характера не оформлены товарно-транспортными накладными или не имеют соответствующих сертификатов; предъявленные к перевозке грузы по своим свойствам не допускаются к совместной перевозке на одном автотранспортном средстве; груз создает угрозу безопасности дорожного движения, ограничивает водителю обзор, затрудняет управление автотранспортным средством и нарушает его устойчивость, закрывает внешние световые приборы, световозвращатели, регистрационные и опознавательные знаки, создает шум, пылит, загрязняет дороги и окружающую среду.
Перевозчик может принять к перевозке грузы с объявленной заказчиком ценностью, если у него не вызывает сомнений ее величина. В случае возникновения сомнений у перевозчика по величине объявленной стоимости груза он может привлечь экспертов и составить акт о реальной стоимости груза. Грузоотправитель должен объявить ценность при предъявлении грузов к перевозке.
При приеме-выдаче грузов, перевозимых навалом, насыпью, наливом и в контейнерах, должна быть определена и указана в товарно-транспортной накладной масса этих грузов. Тарные и штучные грузы могут быть приняты перевозчиком к перевозке, если в товарно-транспортной накладной указаны масса груза и количество грузовых мест. Грузоотправитель должен записать в товарно-транспортной накладной массу груза и указать способ его определения, если масса определялась непрямым взвешиванием. При определении массы груза нетоварного характера путем взвешивания грузоотправитель должен выполнить контрольное взвешивание 5 - 10 автомобилей, после чего определить среднюю массу груза на одном автомобиле соответствующей марки. Перевозчик может потребовать от заказчика дополнительной проверки массы перевозимого груза, если он сомневается в ее величине.
Грузы, нуждающиеся в таре для предохранения их от утраты, недостачи, порчи или повреждения при перевозке, должны предъявляться грузоотправителем к перевозке в исправной таре, соответствующей государственным стандартам или техническим условиям (номер сертификата соответствия тары должен указываться в товарно-транспортной накладной). При подготовке грузов к перевозке в таре, упаковке или мелкими партиями в адрес нескольких грузополучателей грузоотправитель должен замаркировать каждое грузовое место.
В маркировке должны быть указаны полное или сокращенное наименование грузополучателя, номер заказа, пункт назначения (при междугородных перевозках), масса грузового места, а в случае необходимости - масса содержимого упаковки.[5]
Порядок погрузки и разгрузки груза
Погрузка груза на автотранспортное средство, а также его закрепление, укрытие, увязка, разгрузка, снятие креплений, покрытий, закрытие и открытие бортов (люков цистерны), опускание или выемка шлангов, привинчивание или отвинчивание шлангов должны производиться грузоотправителем (грузополучателем), если иное не предусмотрено договором. Перевозчик должен контролировать процесс погрузки и крепления груза в кузове автотранспортного средства, закрытия бортов (люков), осуществляемых грузоотправителем. В случае, когда перевозчик по соглашению с заказчиком принимает на себя производство погрузочно-разгрузочных работ, он несет ответственность за порчу или повреждение груза при погрузке и разгрузке, происшедшие по его вине.
Время прибытия автотранспортного средства перевозчика под погрузку исчисляется с момента предъявления грузоотправителю путевого листа в пункте погрузки, а время прибытия автотранспортного средства перевозчика под разгрузку - с момента предъявления грузополучателю товарно-транспортной накладной в пункте разгрузки. Погрузка груза в автотранспортное средство считается законченной, если груз погружен в кузов автотранспортного средства и на него надлежащим образом оформлена товарно-транспортная накладная.
Порядок оформления товарно-транспортной накладной
Заключение договора автомобильной перевозки груза подтверждается составлением товарно-транспортной накладной установленного образца (далее - товарно-транспортная накладная). Неправильно составленная товарно-транспортная накладная или ее утеря не влияет на действительность заключенного договора.
Товарно-транспортная накладная составляется по установленной форме. Обязанность составления товарно-транспортной накладной возлагается на грузоотправителя, если сторонами договора автомобильной перевозки груза не установлено иное.
В товарно-транспортной накладной указываются:
дата и место ее составления;
наименование и адрес грузоотправителя;
наименование и адрес автомобильного перевозчика;
место, дата принятия груза и пункт его доставки;
наименование и адрес грузополучателя;
принятое обозначение характера груза, его коммерческое наименование, код груза, род упаковки, а в случае перевозки опасных грузов - их установленное обозначение;
масса груза (брутто) или выраженное в других единицах измерения количество груза;
число грузовых мест, их специальная маркировка и нумерация;
платежи, связанные с автомобильной перевозкой (провозные, дополнительные платежи, таможенные пошлины и сборы), а также иные платежи, взимаемые с момента заключения договора и до выдачи груза грузополучателю.
Стороны договора автомобильной перевозки груза могут внести в товарно-транспортную накладную любые иные данные, которые будут ими признаны необходимыми.
При выполнении международных автомобильных перевозок грузов составляется товарно-транспортная накладная международного образца.
Если законодательством предусмотрена необходимость оформления дополнительных грузосопроводительных документов (сертификаты соответствия, ветеринарные и фитосанитарные сертификаты, сертификаты происхождения товаров и т.п.), грузоотправитель обязан заблаговременно их оформить и приложить к товарно-транспортной накладной.
Автомобильный перевозчик не обязан проверять правильность оформления дополнительных грузосопроводительных документов. На автомобильного перевозчика возлагается имущественная ответственность в случае утери или ненадлежащего использования дополнительных грузосопроводительных документов.
Товарно-транспортная накладная на перевозку грузов автомобильным транспортом должна быть заполнена на имя каждого грузополучателя не менее чем в четырех экземплярах, из которых: первый экземпляр остается у грузоотправителя и служит основанием для списания материальных ценностей; второй остается у грузополучателя и служит основанием для оприходования материальных ценностей; третий остается у перевозчика и служит основанием для расчетов перевозчика с грузоотправителем; четвертый остается у перевозчика и служит основанием для учета автотранспортной работы. Водитель (или лицо, сопровождающее груз) должен расписаться во всех экземплярах товарно-транспортной накладной.
Погрузка или выгрузка считаются законченными после вручения водителю надлежащим образом оформленных товарно-транспортных накладных и всех иных необходимых документов на погруженный или выгруженный груз. Грузоотправители и грузополучатели обязаны отмечать в товарно-транспортных накладных время убытия и прибытия автомобильных транспортных средств в места погрузки и выгрузки груза.[5]
Порядок выдачи и приемки груза
Перевозчик должен выдать груз грузополучателю, указанному в товарно-транспортной накладной. Выдача груза грузополучателю по массе и количеству мест производится в том же порядке, в каком груз был принят от грузоотправителя (взвешиванием на весах, обмером, подсчетом грузовых мест и так далее). Грузы, прибывшие в неповрежденных кузовах автотранспортных средств и имеющие неповрежденные пломбы грузоотправителя, выдаются грузополучателю без проверки массы, состояния груза и количества грузовых мест. Перевозчик при выдаче груза грузополучателю должен проверить по товарно-транспортной накладной массу, количество грузовых мест или состояние груза в следующих случаях: груз прибыл к грузополучателю с поврежденной тарой, поврежденным кузовом автотранспортного средства или с поврежденными пломбами грузоотправителя; скоропортящийся груз прибыл к грузополучателю с нарушением сроков доставки или с нарушением установленного температурного режима перевозки.
При определении массы груза путем взвешивания автомобильный перевозчик не несет ответственности за расхождение массы груза, указанной в товарно-транспортной накладной, с его фактической массой, если разница в массе не превышает норм естественной убыли или точности взвешивания. При недостаче груза грузополучатель должен сделать запись в товарно-транспортной накладной и подтвердить ее подписью перевозчика. В случае отказа грузополучателя принять груз по независящим от перевозчика причинам груз может быть возвращен перевозчиком грузоотправителю (если иное не предусмотрено в договоре) или по его письменному указанию передан другому грузополучателю. Грузополучатель должен сделать в товарно-транспортной накладной запись об отказе принять груз, заверенную подписью и печатью. Стоимость перевозки, а также связанные с переадресовкой дополнительные расходы должны быть оплачены грузоотправителем. Грузополучатель может отказаться принять груз, если его качество вследствие порчи или повреждения изменилось настолько, что исключается возможность полного или частичного его использования по прямому назначению. Если грузополучатель отказывается получать груз, грузоотправитель должен оплатить автомобильному перевозчику дополнительные расходы, связанные с реализацией, утилизацией груза, возвращением его грузоотправителю или переадресовкой.[4]
Подобное определение содержит в себе ряд недостатков. Во-первых, ошибочным является указание об обязательном фактическом участии в смешанных перевозках, по меньшей мере, двух видов транспорта, поскольку такого рода перевозка по усмотрению оператора (здесь и далее под оператором понимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключающий от своего имени или от имени заказчика пассажирских или грузовых перевозок договоры автомобильных перевозок грузов, договоры об организации автомобильных перевозок, договоры фрахтования и иные договоры, на основании которых выполняются перевозки грузов) может быть выполнена в отдельных случаях и одним видом транспорта. Во-вторых, не оговорена специфика смешанной перевозки: заключение грузоотправителем одного договора с одним лицом, оформление на весь путь следования груза единого перевозочного документа, особенность в правовом положении оператора, несущего ответственность за весь транспортный процесс "от двери до двери".
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8