Рефераты. Договор на выполнение работ (подряд) (на основе материалов УП "Минский вагоноремонтный завод им. А.Ф. Мясникова")

Законом установлен сокращенный срок исковой давности по искам заказчика по поводу обнаруженных недостатков либо отступлений от договора, ухудшивших работу. Если недостатки или отступления относятся к явным, то иск может быть заявлен в течение одного года со дня принятия работы, поскольку заказчик обязан немедленно заявить подрядчику о наличии явных недостатков при принятии результата работы (ст. 673 ГК Республики Беларусь). Однако на иски по поводу недостатков в зданиях, постройках и сооружениях распространяется общий срок исковой давности в три года (ст. 197 ГК Республики Беларусь).

Если законом, иными правовыми актами или договором предус-мотрена гарантийный срок, то течение срока исковой давности по недостаткам, обнаруженным в выполненной работе в пределах гарантийного срока, начинается со дня заявления о недостатках, а не со дня, когда недостаток был обнаружен, при условии, что явление сделано в пределах гарантийного срока (п.2 ст. 678 ГК Республики Беларусь).

Подрядчик обязан принять все меры к обеспечению сохранности вверенного ему заказчиком имущества, и несет ответственность за всякое упущение, повлекшее за собой его утрату или повреждение (ст. 668 ГК Республики Беларусь). Подрядчик несет ответственность за сохранность не только переданного ему заказчиком материала, но и другого имущества заказчика, переданного для ремонта, улучшения либо выполнения иной работы. Подрядчик не отвечает за случайную гибель имущества заказчика, поскольку отвечает только за свои упущения. Нельзя также считать, что подрядчик обязан принимать какие-либо особые меры предосторожности для охраны имущества заказчика. По общему правилу, он обязан заботиться об имуществе заказчика, как и о своем собственном, соблюдая обычные меры предосторожности. Однако договором может быть предусмотрена и специальная обязанность подрядчика соблюдать какие-либо дополнительные требования заказчика, касающиеся охраны его имущества, например, при работе с драгоценными металлами или с приборами, являющимися объектами повышенной опасности для окружающих.

Риск случайной гибели или случайного повреждения материала, оборудования, переданной для переработки (обработки) вещи или иного используемого для выполнения договора имущества, несет предоставившая их сторона (п. 1 ст. 659 ГК Республики Беларусь). При гибели или случайном повреждении материала вследствие случая или непреодолимой силы, либо иных обстоятельств, за которые ни заказчик, ни подрядчик не отвечают, возникающие в результате гибели или порчи материала убытки относятся на счет собственника материала или иного используемого имущества.

Глава 3. Виды договоров подряда

3.1. Договор бытового подряда

Договор бытового подряда представляет собой один из видов договора подряда, в котором одна сторона (подрядчик), осуществляющая предпринимательскую деятельность в сфере оказания бытовых услуг, обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную удовлетворять бытовые, личные, домашние, семейные потребности заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить эту работу (п. 1 ст. 683 ГК Республики Беларусь).

Легальное определение бытового подряда выделяет особенности субъектного состава данного договора: заказчик -- гражданин, заказывающий выполнение работ для удовлетворения собственных бытовых или иных личных потребностей; подрядчик -- лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность. В договоре бытового подряда подрядчик должен являться субъектом предпринимательской деятельности, т. е. либо индивидуальным предпринимателем, либо коммерческой организацией, либо некоммерческой организацией, если ей предоставлено право осуществлять предпринимательскую деятельность. Кроме того, в легальном определении подчеркивается, что подрядчик -- лицо, осуществляющее соответствующую предпринимательскую деятельность. Следовательно, подрядчик в договоре бытового подряда -- юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, основным направлением деятельности которого является выполнение работ по заказам граждан. Подтверждением последнего обстоятельства является признание бытового подряда публичным договором (п. 2 ст. 683 ГК Республики Беларусь).

Учитывая публичность договора и требования законодательства о защите прав потребителей, на подрядчика возлагается обязанность по предоставлению заказчикам до заключения договора информации о себе, правилах выполнения работ, правах заказчиков и т. п.

Закон не содержит специальных правил о форме договора бытового подряда, что предполагает возможность его заключения и в устной и письменной форме в соответствии с общими нормами гражданского законодательства, однако, и в Правилах бытового обслуживания потребителей, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 декабря 2004 г. №1590 Об утверждении правил бытового обслуживания потребителей: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 декабря 2004 г. №1590 (в ред. Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 16 марта 2005 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2005. - N 1, 5/15304; 2005.- N 52, 5/15728.

, и в ряде других документов говорится о том, что заказ гражданина должен быть оформлен документом, подтверждающим заказ и оформляется в двух экземплярах, один из которых выдается потребителю, а другой остается у исполнителя, либо в одном экземпляре с выдачей потребителю корешка документа, подтверждающего заказ.

При этом допускается еще более упрощенный вариант оформления договорных отношений -- выдача жетона, талона или иного документа, позволяющего идентифицировать заказ.

Предметом договора бытового подряда является результат работы, предназначенной удовлетворять бытовые или другие личные потребности граждан. Работа может выполняться из материала, как подрядчика, так и заказчика. Наряду с общими требованиями, предусмотренными нормами о подряде, в бытовом подряде особо устанавливаются правила оценки и расчетов за материалы.

В договоре бытового подряда предусмотрено государственное регулирование цен на выполняемые работы. Как и в общем случае, цена определяется соглашением сторон, она не может быть выше устанавливаемой или регулируемой соответствующими государственными органами (ст. 690 ГК Республики Беларусь).

Расчеты за выполненную работу производятся, как правило, после окончательной сдачи работы подрядчиком. Выплата аванса либо оплата работы полностью при заключении договора может быть произведена только с согласия заказчика. Подрядчик не вправе самостоятельно требовать внесения каких-либо сумм в счет оплаты работ.

За нарушение сроков в договоре бытового подряда может применяться неустойка, установленная п. 6 ст. 29 Закона Республики Беларусь от 09 января 2002 г. «О защите прав потребителей» О защите прав потребителей: Закон Республики Беларусь от 09 января 2002 г. (в ред. Закона Республики Беларусь от 20 июля 2006 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2002. -N 10, 2/839; 2006. - N 122, 2/1259. в размере одного процента от цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена, -- в размере одного процента общей цены заказа за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки. Договором может быть установлен более высокий размер неустойки.

3.2. Договор строительного подряда

Строительный подряд - один из самых распространенных видов подрядных обязательств и ему специально посвящен параграф 3 гл. 37 ГК Республики Беларусь.

Для правового регулирования строительного подряда всегда было характерно значительное число императивных норм. Действующее законодательство продолжает эту традицию.

Необходимо отметить, что в последние два года в Республике Беларусь было принято несколько нормативных правовых актов, помимо ГК Республики Беларусь регулирующих строительные отношения. В частности, это Закон Республики Беларусь от 05 июля 2004 г «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 05 июля 2004 г. (в ред. Закона Республикии Беларусь от 20 июля 2006 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2004. - N 109, 2/1049; 2006. - N 122, 2/1259. , Указ Президента Республики Беларусь от 07 февраля 2005 г. №58 «О проведении подрядных торгов в строительстве» О проведении подрядных торгов в строительстве: Указ Президента Республики Беларусь от 07 февраля 2005 г. №58 (в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 16 ноября 2006 г. №676) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2005.- N 23, 1/6218; 2006. - №189, 1/8097.. Кроме того, существенные изменения были внесены в Правила заключения и исполнения договоров (контрактов) строительного подряда, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 сентября 1998 №1450 Правила заключения и исполнения договоров (контрактов) строительного подряда: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 сентября 1998 г. № 1450 (в ред. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 01 ноября 2006 г. № 1448) // Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республика Беларусь. - 1998. - №26; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2006. - №185, 5/24147..

Кроме того, Постановлением Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 23 декабря 2005 г. №33 «О некоторых вопросах рассмотрения споров, вытекающих из договоров строительного подряда» О некоторых вопросах рассмотрения споров, вытекающих из договора строительного подряда: Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда от 23 декабря 2005 г. №33 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2006. - N 21, 6/474. особо отмечено требование о том, что судам при рассмотрении споров необходимо учитывать положения технических нормативных правовых актов. Так, к примеру, с 1 января 2006 г. вводится в действие технический кодекс установившейся практики «Система технического нормирования и стандартизации Республика Беларусь. Национальный комплекс технических нормативных правовых актов в области архитектуры и строительства. Основные положения» (ТКП 45-1.01-4-2005 (02250))». Данный документ определяет цели, принципы построения и общую структуру Национального комплекса технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации в строительстве и устанавливает объекты технического нормирования и стандартизации в строительстве, виды технических нормативных правовых актов, требования к их содержанию, а также ответственность за разработку этих актов и контроль за их соблюдением Андреев Ю. Рассмотрение хозяйственными судами споров, вытекающих их договора строительного подряда // Юрист. - 2006. - №3. - С.32..

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.