Рефераты. Договор лизинга и его место в системе гражданско-правовых договоров

При страховании имущества, поставляемого по договору международного финансового лизинга, лизинговые компании часто страхуют в западных банках кредиты, выдаваемые для участников лизинговых операций экспортно-импортными агентствами. Самыми известными агентствами по страхованию экспортно-импортных операций, имевшими опыт работы с российскими компаниями, являются: в США - OPIC и Eximbank, в Германии - Hermes, в Великобритании - DGEC, во Франции - COFASE, в Италии - SACE и т.д. Среди российских лизинговых компаний, получивших такие кредиты при участии экспортно-импортных страховых агентств, известны: "АВАНГАРД-ЛИЗИНГ", "Альфа-Лизинг", "Europlan", "Интерлизинг", "ЛизингПромХолд", "Уралсиб", "Райффайзен-Лизинг", "Петролизинг-Менеджмент", INDEPENDENT Leasing и др.

К такому способу минимизации риска, как залог, лизинговые компании прибегают в крайних случаях, так как наличие залога в условиях предоставления лизинговых услуг только лишь отпугнет потенциальных клиентов. Залог, как известно, является непременным атрибутом кредита, а лизинг не есть кредит. Залог применяют в случае, если в лизинг сдается дорогостоящее оборудование или если оборудование сдается в лизинг на более длительный срок, чем принято практикой деятельности лизинговой компании. Например, по согласованию с лизингополучателем залог, наряду с поручительством, гарантией банка, применяется в деятельности лизинговых компаний ООО "ЛизингПромХолд", ОАО "ГЛАВЛИЗИНГ", ЛК "Абсолют-лизинг", INDEPENDENT Leasing. В залог лизинговой компании лизингополучатель может передать, как известно, любое собственное имущество, часто этим имуществом становятся ценные бумаги, ликвидный товар, находящийся в обороте, и, конечно, недвижимость.

Залоговым объектом может быть и само лизингуемое имущество. Лизингодатель обычно сохраняет право собственности на это имущество, что дает юридические преимущества лизингу в сравнении с займом на покупку имущества и передачей его в залог кредитору [49,с. 6].

Аванс в соответствии с Гражданским кодексом РФ является формой коммерческого кредита, в связи с чем авансовые платежи, перечисляемые лизингополучателями в адрес лизингодателей, следует рассматривать как одну из форм финансирования сделок. Вместе с тем аванс - это и способ обеспечения сделки, а в настоящее время - самый распространенный способ минимизации риска на первой стадии заключения лизингового договора. Аванс применяют все действующие лизинговые компании России. Разница лишь в размере авансового платежа, который лизингополучатель при оформлении договора лизинга должен выплатить. Если ранее (до 2005 г.) ставка аванса балансировала между 25 и 50% от стоимости имущества, то в 2007-2008 время размер авансовых платежей варьируется уже с 4 - 5% до 15 - 20%. Некоторые лизинговые компании для своих крупных клиентов или постоянных клиентов используют нулевую ставку авансовых платежей. Сегодня прослеживается постепенное резкое увеличение ставок аванса, так как, это еще один способ обезопасить сделку в условиях кризиса и нестабильности рынка.

Как было правильно замечено, это резкое уменьшение в 2007 -2008 годах было обусловлено, во-первых, обострилась конкуренция среди участников лизингового бизнеса в регионах и в отдельных сегментах рынка. Лизинговые компании, работающие с автотранспортом, нередко устанавливали величину авансов на уровне меньше 10%. Это характерно для ситуаций, когда у клиента сформировалась вполне добропорядочная лизинговая история (по аналогии с кредитной). В таких случаях велика вероятность, что у лизинговой компании авансовый платеж как функция обеспечения сделки отойдет на второй план, а превалировать будет намерение повысить доходность проводимой операции. Ведь чем меньше авансовый платеж, тем больше задолженность клиента и тем больше доход лизингодателя. Лизингодателю при наличии уверенности в финансовой состоятельности лизингополучателя и наличии средств для приобретения имущества и обустройства лизинговой сделки не было резона настаивать на значительных по размеру авансовых платежах.

Во-вторых, относительно небольшой удельный вес авансов в лизинговых компаниях, которые обслуживают крупные холдинги, когда лизингополучателями являются корпоративные клиенты. Нередко авансы в договорах лизинга, заключенных этими компаниями, вообще отсутствуют. Такая тактика лизингодателей характерна для взаимоотношений с финансово обеспеченными клиентами в проектах, риски по которым определены как незначительные.

В-третьих, в случаях, если растет доля лизинга с использованием государственных средств, сокращается удельный вес авансовых платежей, размер которых регулируется государством (например, на уровне 10% при лизинге сельхозтехники).

В-четвертых, применение в практике работы лизингодателей большого количества новых лизинговых продуктов, предусматривающих минимизацию авансовых платежей.

В-пятых, кредитование лизинговых сделок поставщиками имущества.

Вместе с тем в нынешнее время произошло резкое увеличение авансоемкости лизинговых проектов. Это обусловлено намерением некоторых лизингополучателей сократить общие расходы по сделкам, используя собственные средства. Так, условия тендеров, проведенных РАО РЖД в 2005 - 2006 гг., предполагали установление величины авансовых платежей в среднем 11%. Причем с каждым годом показатель авансоемкости железнодорожных лизинговых сделок неуклонно снижался. Однако по условиям трех тендеров, проведенных в 2009 г., удельный вес авансовых платежей был предусмотрен на уровне 30%, что свидетельствует о наличии свободных денежных средств у железнодорожников и намерении лизингополучателя сократить расходы по приобретению основных фондов. Существующие сегодня на рынке лизинговых услуг ставки авансовых платежей представлены в таблице 2.1

Таблица 2.1 Ставки авансовых платежей, существующие сегодня на рынке лизинговых услуг

Лизинговая компания

Размер авансовых платежей в
2009 - 20010 гг. (%)

1

2

ЛК "Абсолют-Лизинг"

25 - 30

ОАО "Авангард-Лизинг"

от 30

ЗАО "Атлант-М Лизинг"

от 25

ОАО "ВТБ-Лизинг"

25 - 30

1

2

ОАО "Главлизинг"

от 20

ЗАО "Гознак-Лизинг"

от 30

ООО "Глобус-Лизинг"

20 - 50

Европлан

25 - 30

ГК "Интерлизинг"

20- 45

Independent Leasing

от 15

Каркаде

15 - 30

ЛК "КАМАЗ"

10 - 30

КМБ-Лизинг

20 - 30

ООО "ЛизингПромХолд"

15 - 30

ЗАО Locat Leasing Russia

20 - 30

Московская лизинговая компания

15 - 50

ГК ЗАО "Номос-Лизинг Северо-Запад"

15 - 25

Петербургская лизинговая компания

от 20

ООО "РЕСО-Лизинг"

20 - 30

ООО "Райффайзен-Лизинг"

15 - 30

ОАО "Росдорлизинг"

20 - 30

ООО "РМБ-Лизинг"

от 20

ООО "Стоун-XXI"

15 - 30 (возможно увеличение)

СЖ-Финанс

от 30

ЛК "Уралсиб"

от 20

1

2

VB Leasing

15 - 20

ЗАО "Объединенная лизинговая
компания "Центр-Капитал"

15- 35

ООО "Элемент-Лизинг"

0 - 40

ЗАО «СЛК-Авто»

От 30

Поручительство и банковская гарантия также используются лизинговыми компаниями, но не так часто, как перечисленные способы снижения риска. Например, ООО "Элемент-Лизинг" наряду со страхованием предмета лизинга в договоре финансовой аренды (лизинга) автотранспортного средства (п. п. 6 и 7) предусматривает и поручительство, т.е. заключенный между лизингополучателем и третьим лицом договор поручительства. ЗАО «СЛК-Авто» также предусматривает в качестве обеспечения договора лизинга поручительство, однако предоставляя лизингополучателю право выбора между поручительством и залогом. Следует заметить, что нашей компанией предусмотрено обязательное страхование объекта лизинга. Таким же образом поручительство используется и такой известной лизинговой компанией, как "Абсолют-Лизинг". Случай из судебной практики относительно применения договора поручительства в качестве способа обеспечения исполнения основного обязательства лизингополучателя имел место и в деятельности такой лизинговой компании, как ООО "Югра-Лизинг" (например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26 февраля 2007 г. по делу N Ф04-792/2007(31787-А75-24).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.