Рефераты. Договор купли-продажи

- за работу с неисправными ККМ - штраф в 200-кратном установленном законом размере минимальной месячной оплаты труда;

- за работу после приостановления деятельности - штраф в 700-кратном установленном законом размере минимальной месячной оплаты труда;

- за отсутствие ценника (прейскуранта) - штраф в 100-кратном установленном законом размере минимальной месячной оплаты труда;

- за невыдачу чека покупателю - штраф в 10-кратном установленном законом размере минимальной месячной оплаты труда, но не менее 20 процентов от стоимости товара (услуги).

Статьей 6 Закона на налоговые органы возложена обязанность налагать штрафы на предприятия, а также на физических лиц, виновных в нарушении Закона, а при повторном нарушении - обращаться в суд с иском о ликвидации предприятия с одновременным приостановлением его деятельности.

Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1993 года N 745 Постановление СМ РФ от 30 июля 1993 г. N 745 "Об утверждении Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением и Перечня отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин". - "Российская газета" от 17 августа 1993 г.. было утверждено Положение по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением. Следует подчеркнуть, что данное Положение, как и сам Закон, имеет отношение лишь к организациям, "осуществляющим торговую деятельность и оказывающим платные услуги населению". Если организация ведет наличные расчеты только с представителями юридических лиц (с оставлением у себя доверенностей на получение приобретенных товарно-материальных ценностей), использования ККМ при этом не требуется. Этим же постановлением был утвержден Перечень отдельных категорий предприятий, которые могут работать без ККМ. Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1995 года N 1028 Постановление Правительства РФ от 23 октября 1995 г. N 1028 "О внесении изменений и дополнений в Перечень отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин, утвержденный постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 г. N 745". - Собрание законодательства Российской Федерации от 30 октября 1995 г., N 44, ст. 4182. в этот Перечень были внесены изменения и добавления. Вместе с тем следует иметь в виду, что постановлением Правительства РФ от 19 декабря 1997 года N 1607 Постановление Правительства РФ от 19 декабря 1997 г. N 1607 "О внесении дополнения в постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 г. N 745". - "Российская газета" от 30 декабря 1997 г. органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешено принимать решения об ограничении действия указанного Перечня на соответствующей территории.

Таким образом, отличительным признаком розничной торговли является факт оплаты приобретенного товара за наличный расчет с выдачей чека ККМ (кроме тех видов торговли, которые освобождены от этой обязанности в данном регионе). При этом личность покупателя - простой гражданин или представитель организации - роли не играет.

Другое дело, если товар приобретен с оплатой по безналичному расчету. В этом случае для определения того, к какому виду торговли относится данная операция, решающей становится личность покупателя :

- если товар оплачен по безналичному расчету физическим лицом, это розничная торговля;

- если товар оплачен по безналичному расчету от имени юридического лица, это оптовая торговля.

С введением счетов-фактур в качестве налоговых документов по НДС предприятия розничной торговли должны отражать в книге продаж ежедневный розничный товарооборот на основании данных лент ККМ, но при этом розничным покупателям счета-фактуры не выписываются. Гражданское право не содержит никаких ограничений для формы оплаты по договорам поставки.

Вместе с тем ряд специалистов из налоговых органов, руководствуясь п. 9 Указа Президента РФ от 18 августа 1996 года N 1212 "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения" Указ Президента РФ от 18 августа 1996 г. N 1212 "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения". - "Российская газета" от 22 августа 1996 г., сделали вывод, что расчеты наличными деньгами между юридическими лицами теперь запрещены. Однако в данном пункте Указа речь идет лишь о запрете зачисления наличных денежных средств непосредственно на счета юридических лиц: "Установить, что предприятия не вправе вносить наличные денежные средства на счета других лиц - владельцев счетов (в том числе физических лиц), минуя свой расчетный счет. За несоблюдение этого порядка на предприятие налоговым органом и (или) федеральным органом налоговой полиции налагается штраф в 2-кратном размере суммы произведенного взноса". Об изменении порядка ведения кассовых операций в данном Указе ни слова, поэтому делать столь категоричный вывод о полном запрещении расчетов между юридическими лицами наличными пока рано, тем более что для расчетов наличными деньгами между юридическими лицами предусмотрены специальные формы первичных кассовых документов.

Единственное административное ограничение касается предельных расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке. Указом Президента РФ от 23 мая 1994 года N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей" Указ Президента РФ от 23 мая 1994 г. N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей". - "Российская газета" от 24 мая 1994 г. установлены следующие штрафные санкции:

- за осуществление расчетов наличными денежными средствами с другими предприятиями, учреждениями и организациями сверх установленных предельных сумм налагается штраф в 2-кратном размере суммы произведенного платежа;

- за неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности, а также за накопление в кассе наличных денег сверх лимита установлен штраф в 3кратном размере сверхлимитной кассовой наличности.

В настоящее время в соответствии со ст. 34 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" все вопросы регулирования наличного денежного обращения в стране входят в компетенцию Банка России, который установил лимит предельных размеров расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одному платежу в сумме 3000 рублей (в новом масштабе цен).

Таким образом, юридические лица вправе осуществлять платежи наличными деньгами по договорам поставки (оптовая торговля), хотя упомянутая Инструкция N 25 Госкомстата России продажу юридическим лицам за наличный расчет почему-то относит к розничному товарообороту, что противоречит нормам гражданского права, которые не содержат запрета на осуществление оптовой торговли за наличный расчет.

В налоговой практике наблюдается ряд методологических неувязок.

Например, вопреки общепринятой методологии разделения торговли на оптовую и розничную п. 19 Инструкции Госналогслужбы России от 11 октября 1995 года N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (с учетом последующих изменений и дополнений) предусмотрено, что "суммы налога на добавленную стоимость по материальным ценностям (работам, услугам), приобретенным для производственных нужд у организаций розничной торговли и у населения, к зачету у покупателя не принимаются и расчетным путем не выделяются".

Здесь усматриваются следующие противоречия:

- во-первых, приобретение товарно-материальных ценностей у предприятия розничной торговли по безналичному расчету в соответствии с Инструкцией N 25 Госкомстата России вообще не считается розничным товарооборотом, в то время как Инструкция о порядке исчисления НДС не делает различий между формами оплаты (за наличный или безналичный расчет) при приобретении товара у организации розничной торговли;

- во-вторых, согласно Гражданскому кодексу юридическое лицо вообще не может приобретать товары "для производственных нужд у организаций розничной торговли", так как при розничной торговле в качестве покупателей могут выступать только физические лица, использующие приобретенные товары для конечного потребления. Следует также заметить, что "Правилами работы предприятий, осуществляющих розничную торговую деятельность на территории г. Москвы", утвержденными постановлением Правительства г. Москвы от 19 июля 1994 года N 611, вообще не предусмотрена возможность безналичных расчетов с юридическими лицами;

- в-третьих, получается, что в случае безналичных расчетов с юридическим лицом за проданный товар продавец - организация розничной торговли обязан исчислять НДС как при оптовой торговле, а покупатель должен приходовать товар как приобретенный "у организаций розничной торговли", то есть без возмещения из бюджета суммы уплаченного НДС Комментарий части второй Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей / Под ред. В.Д. Карповича. М., 1995. С. 109..

Инструкция N 25 Госкомстата России содержит следующее положение: "включается в розничный товарооборот продажа товаров юридическим лицам, их обособленным подразделениям за наличный расчет". Как мы уже подчеркивали, это положение противоречит нормам гражданского права, что ставит под сомнение правомерность буквального применения на практике всех положений упомянутой Инструкции, которая в установленном порядке не прошла государственную регистрацию в Минюсте России, в связи с чем не является нормативным документом.

В арбитражной практике также возникает проблема с классификацией договоров поставки и розничной купли-продажи. При этом, как отмечено в п. 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 октября 1997 года "О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки", при разрешении споров следует руководствоваться не наименованием договора, а признаками, содержащимися в гражданском законодательстве:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.