Рефераты. Договор коммерческой концессии

Следовательно, именно по двум условиям (о предмете и о цене) сторонам надлежит достигнуть полное соглашение в обязательном порядке. Остальные условия, которые следует полагать обычными - о времени (сроках) и территории использования исключительных прав, о взаимных правах и обязанностях согласно ст.1031 и ст. 1032 ГК РФ стороны могут и не оговаривать, так как сам закон содержит положения о том, как будут урегулированы отношения по этим условиям в случае отсутствия соглашения по ним.

Таким образом, гражданское законодательство устанавливает достаточно строгие требования к форме договора коммерческой концессии, предполагая для него обязательные письменную форму и государственную регистрацию. Особого (специального) порядка заключения договора законом не предусмотрено, поэтому действуют общие нормы о заключении договоров письменной формы и государственной регистрации.

3. Содержание договора коммерческой концессии

Как было указано выше, правообладателю и пользователю в обязательном порядке надлежит согласовать существенные условия договора: о предмете договора и о цене (размере вознаграждения).

Согласно п.2 ст.1027 ГК РФ предметом договора коммерческой концессии является право на использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном объеме (в частности, с установлением минимального и (или) максимального объема использования), с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя или произведенных пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг).

В. Евдокимова приводит вариант условий о предмете на примере первого договора коммерческой концессии, зарегистрированного в Роспатенте в июне 1996 года. По нему компания «Колгейт-Палмолив» США (правообладатель) наряду со своим фирменным наименованием передала АО «Колгейт-Палмолив» РФ (пользователю) право на использование 35 изобретений, 7 промышленных образцов в области производства предметов и средств гигиены, около 60 товарных знаков, техническое, технологическое, коммерческое ноу-хау Евдокимова В. Указ. соч. С.27..

Предмет договора определяет его суть и служит границей разграничения близких по смыслу иных договоров, которые не тождественны договору коммерческой концессии. Взять, например, так называемые дистрибьюторские соглашения - посреднические договоры комиссии и агентирования. Как справедливо отмечают авторы учебника по предпринимательскому праву, хотя договорная деятельность пользователя близка к функциям традиционных дистрибьюторов - лицензированных агентов, дилеров, коммивояжеров, маклеров и других наемных лиц, действующих на основе договоров комиссии или агентирования, но коммерческая концессия по своей правовой природе и предмету отличается от таких договоров. Во-первых, пользователь по договору коммерческой концессии действует от своего имени и по собственному усмотрению. Во-вторых, он несет ответственность за такие действия собственным имуществом. Кроме того, при договоре коммерческой концессии пользователь вознаграждает правообладателя, а не наоборот, как это имеет место при договоре комиссии или агентирования Предпринимательское право Российской Федерации / Под ред. Е.П. Губина, П.Г. Лахно. М.: Юристъ, 2003. С.258-259..

Аналогичный подход, подтверждающий принципиальное различие в предметах договоров коммерческой концессии и дистрибьюторских соглашений, находит отражение и в судебной практике. Так, арбитражным судом был рассмотрен спор о недействительности договора между ООО «ТД «Помпеи» и ОАО «Самарский комбинат «Родник». Согласно его условиям торговый дом размещает и осуществляет продажу ликероводочной продукции открытого акционерного общества. При этом из содержания договора следовало, что ответчик продает товар, изготавливаемый истцом, от своего имени и за свой счет, но с использованием товарных знаков, фирменного наименования и иных обозначений ОАО «Самарский комбинат «Родник» только в качестве подтверждения подлинности продаваемого товара и для рекламных целей. Суд пришел к выводу, что соглашение, в котором не предусмотрена передача исключительных прав, не обладает признаками договора коммерческой концессии и, следовательно, не может быть признан ничтожным по мотиву отсутствия регистрации в федеральном органе исполнительной власти в области патентов и товарных знаков Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 8 сентября 2004 г. № КГ-А40/7728-04 // СПС «Консультант Плюс»..

Вознаграждение по договору коммерческой концессии, как уже указывалось выше, должно быть согласовано в обязательном порядке в силу требований п.5 ст.1235 ГК РФ. При этом оно может выплачиваться правообладателю пользователем в различных формах: в виде фиксированных разовых или периодических платежей, отчислений от выручки, наценки на оптовую цену товаров, передаваемых правообладателем для перепродажи, или в иной форме, предусмотренной договором (ст. 1030 ГК РФ).

Условия о сроке использования комплекса исключительных прав предполагает связь со сроками исключительных прав самого правообладателя.

Условия о территории использования комплекса исключительных прав зависят от распределения территориальных интересов сторон, в том числе с учетом требований антимонопольного законодательства. Это возможно, в частности, путем: включения в договор условий об обязательстве правообладателя не предоставлять другим лицам аналогичные комплексы исключительных прав для их использования на закрепленной за пользователем территории либо воздерживаться от собственной аналогичной деятельности на этой территории; обязательства пользователя не конкурировать с правообладателем на территории, на которую распространяется действие договора коммерческой концессии в отношении предпринимательской деятельности, осуществляемой пользователем с использованием принадлежащих правообладателю исключительных прав; отказа пользователя от получения по договорам коммерческой концессии аналогичных прав у конкурентов (потенциальных конкурентов) правообладателя; обязательства пользователя согласовывать с правообладателем место расположения коммерческих помещений, их внешнее и внутреннее оформление (ст. 1033 ГК РФ).

Статья 1031 ГК РФ устанавливает основные обязанности правообладателя. К таковым относятся обязанности:

- по передаче пользователю технической и коммерческой документации, предоставлению иной информации, необходимой пользователю;

- по содействию в подготовке (путем инструктажа) пользователя и его работников по вопросам осуществления передаваемых прав, а так же по оказанию пользователю постоянного технического и консультативного содействия, в том числе в обучении и повышении квалификации его работников;

- по обеспечению государственной регистрации договора коммерческой концессии;

- по контролю за качеством товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем на основании договора коммерческой концессии.

Как видно из приведенного перечня, правообладатель не обязан поддерживать в силе действие тех исключительных прав, которые составляют предмет договора. Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации, так называемые патентные и иные подобные регистрационные платежи не носят обязательного характера, а служат лишь имущественным условием для реализации гражданских прав по желанию правообладателя Определение Конституционного Суда РФ от 8 апреля 2004 г. N 133-О «О прекращении производства по делу о проверке конституционности статьи 33 Патентного закона Российской Федерации и абзацев 3 и 4 подпункта «л» пункта 1 Положения о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров в связи с жалобой гражданина Котова Владимира Михайловича» // СПС «Гарант».. Следовательно, правообладатель стимулируется к таким платежам для поддержания в силе патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания лишь в силу собственного экономического интереса, объективно присущего его предпринимательской деятельности.

Среди основных обязанностей пользователя следует указать на такие положения, как: использовать коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания или иное средство индивидуализации правообладателя только указанным в договоре образом, при этом информировать покупателей (заказчиков) об этом использовании в силу договора коммерческой концессии; обеспечивать соответствие качества производимых им на основе договора товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг качеству аналогичных у правообладателя; соблюдать инструкции и указания правообладателя при осуществлении предоставленных ему по договору прав; оказывать покупателям (заказчикам) все дополнительные услуги, на которые они могли бы рассчитывать, приобретая (заказывая) товар (работу, услугу) непосредственно у правообладателя; не разглашать секреты производства (ноу-хау) правообладателя и другую полученную от него конфиденциальную коммерческую информацию (ст.1032 ГК РФ).

Наглядное представление о возможном содержании договора коммерческой концессии может дать ознакомление с вариантом такого договора, представленном в приложении к курсовой работе (см. с. 32-35).

Естественно, что круг описанных выше условий, прав и обязанностей сторон во многом предопределяется тем, какие именно исключительные права входят в предмет конкретного договора, так как условия и правомочия во многом зависят от видов объектов права интеллектуальной собственности и средств индивидуализации по договору. О сходствах и различиях в зависимости от конкретного содержания предмета договора пишет, в частности, юрист Л.П. Зуйкова См. Зуйкова Л.П. Коммерческая концессия; Коммерческое обозначение; Ноу-хау; Товарный знак и знак обслуживания // Экономико-правовой бюллетень. 2007. № 4.

Таким образом, содержание договора коммерческой концессии включает в себя условия о его предмете, размере, форме и порядке выплаты вознаграждения правообладателю. Именно эти условия являются существенными. Помимо существенных стороны могут согласовывать условия о сроках и территории использования исключительных прав. Данные условия предопределяют основные права и обязанности сторон, в том числе правовые ограничения по отношению к друг другу, по отношению к третьим лицам. Большинство ограничений возможных интересов сторон вытекают из требований антимонопольного законодательства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.