Судовладелец также обязан в течение срока действия тайм-чартера поддерживать судно в мореходном состоянии, оплачивать расходы на страхование судна и своей ответственности, а также на содержание членов экипажа судна. Фрахтователь, в свою очередь, обязан пользоваться судном и услугами членов его экипажа в соответствии с целями и условиями их предоставления, определенными тайм-чартером. Фрахтователь оплачивает стоимость бункера и другие связанные с коммерческой эксплуатацией судна расходы и сборы.
Доходы, полученные в результате пользования зафрахтованным судном и услугами членов его экипажа, являются собственностью фрахтователя, за исключением доходов, полученных от спасания, которые распределяются между судовладельцем и фрахтователем в соответствии со ст. 210 КТМ РФ.
По окончании срока действия тайм-чартера фрахтователь обязан возвратить судно судовладельцу в том состоянии, в каком оно было получено им, с учетом нормального износа судна. При несвоевременном возврате судна фрахтователь уплачивает за задержку судна по ставке фрахта, предусмотренной тайм-чартером, или по рыночной ставке фрахта, если она превышает ставку фрахта, предусмотренную тайм-чартером.
В случае если судно предоставлено фрахтователю для перевозки груза, он вправе от своего имени заключать договоры перевозки груза, подписывать чартеры, выдавать коносаменты, морские накладные и иные перевозочные документы. В данном случае фрахтователь несет ответственность перед грузовладельцем в соответствии с правилами, установленными статьями 166-176 КТМ РФ.
Капитан судна и другие члены экипажа судна подчиняются распоряжениям судовладельца, относящимся к управлению судном, в том числе к судовождению, внутреннему распорядку на судне и составу экипажа судна. Для указанных лиц распоряжения фрахтователя, касающиеся коммерческой эксплуатации судна, являются обязательными.
Фрахтователь не отвечает за убытки, причиненные спасанием, гибелью или повреждением зафрахтованного судна, если не доказано, что убытки причинены по вине фрахтователя. Он уплачивает судовладельцу фрахт в порядке и в сроки, которые предусмотрены тайм-чартером. Фрахтователь освобождается от уплаты фрахта и расходов на судно за время, в течение которого судно было непригодно для эксплуатации вследствие немореходного состояния. В случае если судно становится непригодным для эксплуатации по вине фрахтователя, судовладелец имеет право на фрахт, предусмотренный тайм-чартером, независимо от возмещения фрахтователем причиненных судовладельцу убытков.
При просрочке фрахтователем уплаты фрахта свыше четырнадцати календарных дней судовладелец имеет право без предупреждения изъять судно у фрахтователя и взыскать с него причиненные такой просрочкой убытки.
В случае гибели судна фрахт подлежит уплате со дня, предусмотренного тайм-чартером, по день гибели судна или, если этот день установить невозможно, по день получения последнего известия о судне.
Вознаграждение, причитающееся судну за услуги по спасанию, оказанные до окончания действия тайм-чартера, распределяется в равных долях между судовладельцем и фрахтователем за вычетом расходов на спасание и причитающейся экипажу судна доли вознаграждения.
Модель консенсуального договора фрахтования транспортного средства на время больше соответствует потребностям рыночного оборота.
Форма договора аренды транспортного средства с экипажем является письменной независимо от срока аренды. К аренде транспортных средств с экипажем не применяются правила о государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества (ст. 633 ГК РФ), хотя большинство транспортных средств - воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические транспортные средства - являются в силу указания закона (абз. 2 п. 1 ст. 130 ГК РФ) недвижимым имуществом.
Рассмотрим пример судебной практики.
Индивидуальный предприниматель Пылева Л.К. обратилась в Рубцовский городской суд Алтайского края с иском к ООО "Оптифуд-Центр" о взыскании 445 575 руб. 9 коп. задолженности.
Как видно из материалов дела, 25.01.2008 предприниматель (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор аренды транспортного средства с экипажем № 04-02/103, согласно которому арендодатель предоставляет арендатору автомобиль ССАНГ ЙОНГ ИСТАНА - микроавтобус во временное владение и пользование за плату, а также своими силами оказывает арендатору услуги по управлению автомобилем и технической эксплуатации.
В обоснование иска предприниматель представила светокопию приложения к договору аренды транспортного средства с экипажем № 04-02/1-3, которым предусмотрены маршрут и время начала рабочего дня (08 часов 00 минут), аналогичные содержащимся в указанном выше приложении. Однако названная светокопия содержит также ссылку и на окончание рабочего дня - 17 часов 00 минут.
Считая, что общество не внесло арендную плату за пользование транспортным средством после окончания рабочего дня, предприниматель обратилась с настоящим иском в арбитражный суд.
Решением суда от 07.05.2009 в иске отказано. Судебные акты мотивированы тем, что приложение к договору аренды транспортного средства с экипажем от 25.01.2006, на которое ссылается предприниматель при расчете предъявленной к взысканию задолженности, не подписано сторонами договора. Выставленные предпринимателем в соответствии с договором счета-фактуры оплачены обществом, что сторонами не оспаривается.
Проведенный в работе анализ действующего законодательства позволяет выявить некоторые проблемы и дать рекомендации по его усовершенствованию:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8