Рассмотрев вопрос становления дежурной части, как структурного звена ОВД, подведем итог.
Дежурная часть как самостоятельный элемент получила право на существование еще в XVIII веке, в период формирования полицейских органов России. С формированием новых тенденций правоохранительной системы, дежурная часть реформировалась, часть ее функций дополнялись, другие убирались.
В настоящее время деятельность дежурных частей ОВД, направленная на выполнение общих задач милиции, получила нормативное закрепление в Наставлении по организации деятельности дежурных частей системы органов внутренних дел, утверждённом приказом МВД России № 174дсп от 26.02.2002г Наставлении по организации деятельности дежурных частей системы органов внутренних дел, утверждённом приказом МВД России № 174дсп от 26.02.2002г. .
2. Комплексное использование сил и средств ОВД в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности.
2.1 Служба общественного порядка. Задачи, функции
В соответствии с законодательством милиция состоит из Криминальной милиции и Милиции общественной безопасности. Последняя в свою очередь включает в себя три ведущих службы: службу обеспечения общественного порядка, государственную автоинспекцию безопасности дорожного движения и вневедомственную охрану при органах внутренних дел.
Главная особенность службы обеспечения общественного порядка состоит в том, что в отличие от других линейных служб милиции общественной безопасности, выполняющих специфические функции по обеспечению безопасности дорожного движения и охране объектов, службы обеспечения общественного порядка фактически участвует в решении всех задач, возложенных на милицию общественной безопасности. Таким образом, службы обеспечения общественного порядка - это одна из основных служб, выполняющих все задачи милиции общественной безопасности и являющейся самой многочисленной службой по своей структуре и численности личного состава Административная деятельность органов внутренних дел: Учебник / Под ред. В. П. Сальникова. Ч. 1. М: ЦОКР МВД России, 2005. С. 374..
Основными задачами службы обеспечения общественного порядка являются:
- обеспечение безопасности личности;
- охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности на улицах и в других общественных местах;
- предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
- раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, и расследование преступлений в форме дознания;
- розыск отдельных категорий лиц, установление места нахождения которых отнесено к компетенции милиции общественной безопасности.
Из основных задач службы обеспечения общественного порядка вытекают ее функции, в которых задачи находят свою конкретизацию и практическое воплощение.
К основным функциям службы обеспечения общественного порядка можно отнести следующие:
- предупреждение правонарушений несовершеннолетних;
- осуществление контроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также осужденными, которым назначены виды наказания, не связанные с лишением свободы, либо наказание назначено условно;
- обеспечение административно - правовыми средствами предупреждение пьянства, наркомании и правонарушениями в сфере предпринимательской деятельности;
- охрана и конвоирование подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;
- участие в контроле за соблюдением правил регистрации граждан и снятие их с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства;
- участие в контроле за соблюдением правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства;
- участие в осуществлении лицензионно - разрешительной работы и контролю за частной детективной и охранной деятельностью и др Административная деятельность органов внутренних дел: Учебник / Под ред. В. П. Сальникова. Ч. 1. М: ЦОКР МВД России, 2005. С. 376..
2.2 Задачи, функции и система органов, обеспечивающих общественный порядок и общественную безопасность
Для выполнения основных задач и многочисленных функций служба обеспечения общественного порядка, как основной субъект осуществления данной деятельности, имеет свое организационное построение, которое включает в себя: систему аппаратов, силы, средства и специализированные учреждения.
Первый уровень данной системы - Департамент общественного порядка МВД России - осуществляет общее руководство обеспечения общественного порядка, реализуя свои функции через нижестоящие аппараты. Он действует на основании Положения о Департаменте охраны общественного порядка МВД России, утвержденного приказом министра от 20 ноября 2004 г. № 766.
Основными задачами Департамента охраны общественного порядка являются следующие:
1. выработка предложений и совершенствование нормативно - правового регулирования по основным направлениям государственной политики в установленной области деятельности;
2. принятие в пределах своей компетенции мер по реализации государственной политики в установленной области деятельности;
3. организационно - методическое руководство подразделениями милиции общественной безопасности МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ;
4. координация мер по обеспечению охраны общественного порядка, в том числе при чрезвычайных ситуациях;
5. в пределах своих полномочий организация предупреждения, выявления, раскрытия и расследование преступлений, предварительное следствие по которым не обязательно, а также предупреждения и пресечения административных правонарушений, исполнения административного законодательства;
6. организация работы по лицензированию отдельных видов деятельности и осуществлению государственного контроля за оборотом оружия, негосударственной детективной и охранной деятельность, а также участие в организации контроля за оборотом взрывчатых веществ, порохов, пиротехнических изделий промышленного и невоенного назначения;
7. осуществление взаимодействия с Федеральной миграционной службой Положение о Департаменте охраны общественного порядка МВД России, утвержденного приказом министра от 20 ноября 2004 г. № 766 // СПС Гарант, 2010..
К основным функциями Департамента относятся:
- осуществление анализа и прогнозирования, реализация государственной политики в установленной области деятельности;
- прогнозирование оперативной обстановки и тенденций в обеспечении общественного порядка, разработка предложений руководству Министерства по формированию стратегии государственной политики в этой сфере;
- анализ эффективности мер, принимаемых МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, и выработка проектов управленческих решений по реализации ОВД государственной политики в сфере охраны общественного порядка, предупреждения преступлений и административных правонарушений, лицензионно-разрешительной деятельности;
- разработка проектов нормативных правовых актов, направленных на совершенствование механизма правового регулирования в сфере охраны общественного порядка, предупреждения преступлений и административных правонарушений, лицензионно-разрешительной работы, государственного контроля за оборотом оружия и взрывчатых веществ промышленного назначения;
- участие в формировании федеральных целевых программ, перспективном и текущем планировании в установленной сфере деятельности;
- формирование и введение информационно - поисковых систем в сфере оборота оружия, предупреждения безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних и по иным направлениям деятельности;
- обеспечение координации деятельности МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ по вопросам участия общественных объединений, населения в предупреждении правонарушений, охране общественного порядка, противодействия террористическим и экстремистским акциями;
- выполнение иных функций Положения о Департаменте охраны общественного порядка МВД России, утвержденного приказом министра от 20 ноября 2004 г. № 766 // СПС Гарант, 2010..
Второй, региональный уровень рассматриваемой системы составляют управления и отделы обеспечения общественного порядка МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ. Эти аппараты действуют на основе положения о них и руководят подчиненными им строевыми подразделениями и специальными учреждениями.
Например, Управление обеспечения общественного порядка действует на основе Положения, утвержденного приказом ГУВД Санкт - Петербурга и Ленинградской области.
В структуру Управления входят:
- первый отдел - организационно - методический;
- второй отдел - по обеспечению массовых мероприятий;
- третий отдел - по организационно - методическому обеспечению патрульно-постовой службы милиции Санкт - Петербурга и строевых подразделений ГУВД;
- четвертый отдел - по организационно - методическому обеспечению патрульно-постовой службы милиции Ленинградской области;
- канцелярия.
Как видим, в данную структуру не включены подразделения по осуществлению паспортно-визовой службы и лицензионно - разрешительной работы, поскольку для выполнения этих видов административной деятельности образованы специальные управления Административная деятельность органов внутренних дел: Учебник / Под ред. В. П. Сальникова. Ч. 1. М: ЦОКР МВД России, 2005. С. 378..
К основным задачам Управления отнесены:
1. разработка в пределах своей компетенции мер по обеспечению безопасности личности, общественной безопасности, общественного порядка, предупреждению, выявлению и пресечению преступлений и административных правонарушений;
2. обеспечении координации, анализа и контроля деятельности курируемых подразделений милиции общественной безопасности районных управлений внутренних дел, управлений и отделов внутренних дел, отдельных батальонов ППСМ и отряда милиции особого назначения при ГУВД;
3. оказание практической помощи горрайорганам внутренних дел, работающим в наиболее сложных условия, в организации общественного порядка и общественной безопасности, в том числе при проведении массовых мероприятий;
4. осуществление контроля за исполнением горрайоганами внутренних дел законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, Санкт - Петербурга и Ленинградской области, МВД России и ГУВД в сфере обеспечения общественного порядка и общественной безопасности;
Страницы: 1, 2, 3, 4