Рефераты. Деятельность органов внутренних дел по пресечению и предупреждению правонарушений в сфере потребительского рынка

В отношении данных преступлений милиция общественной безопасности проводит дознание.

В плане реализации розыскной задачи милиция общественной безопасности непосредственно отвечает за розыск лиц, уклонившихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы по призыву, и за установление личности граждан, не имеющих документов, удостоверяющих личность.

Содействие со стороны милиции общественной безопасности криминальной милиции обеспечивается по всему спектру решаемых ею задач. Силы и средства милиции общественной безопасности используются при проведении операций по пресечению деятельности преступных групп, при ликвидации вооруженных формирований, освобождении заложников, в борьбе с терроризмом, для розыска лиц, уклоняющихся от следствия и суда, в интересах государственной защиты должностных лиц правоохранительных органов и для исполнения ряда других подобных задач, решаемых криминальной милицией.

Названные задачи не исчерпывают всей компетенции милиции общественной безопасности. Наряду с ними сотрудники милиции общественной безопасности выполняют контрольные функции за соблюдением установленных правил регистрационного учета, въезда и пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, учета, хранения и использования средств цветного копирования, оказывают содействие органам государственной власти, их должностным лицам в выполнении возложенных на них задач, когда им оказывается противодействие или угрожает опасность, конвоируют задержанных и лиц, заключенных под стражу, и др.

Главенствующим направлением деятельности милиции общественной безопасности является административно-правовая деятельность. Она складывается из административно-правовых отношений, в которые вступают сотрудники милиции с гражданами и организациями при охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности. Это отношения преимущественно власти и подчинения. В границах административно-правовых полномочий, предоставленных Законом о милиции, сотрудники милиции общественной безопасности:

получают от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки;

вызывают граждан и должностных лиц по делам и материалам, находящимся в производстве милиции;

проверяют у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность;

осуществляют административное задержание граждан на срок до трех часов;

доставляют в медицинские учреждения либо в дежурные части органов внутренних дел и содержат в них до вытрезвления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке либо могущих причинить вред окружающим или себе;

входят беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые организациями, и осматривают их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай;

проводят освидетельствование лиц, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения, для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств либо направляют или доставляют данных лиц в медицинское учреждение, если результат освидетельствования необходим для подтверждения или опровержения факта правонарушения или объективного рассмотрения дела о правонарушении;

временно ограничивают или запрещают движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах, доступ граждан на отдельные участки местности и объекты, обязывают их остаться там или покинуть эти участки и объекты в целях защиты здоровья, жизни и имущества граждан, проведения следственных и розыскных действий;

запрещают эксплуатацию транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения, останавливают транспортные средства и проверяют документы на право пользования и управления ими;

осматривают места хранения и использования оружия, боеприпасов к нему и взрывчатых материалов, а также объекты, где они обращаются;

изымают у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, предметы и вещества, изъятые из гражданского оборота, находящиеся у граждан без специального разрешения, и осуществляют другие юридически значимые действия.

В компетенцию милиции общественной безопасности входит также производство по делам об административных правонарушениях.

Глава 4. Деятельность специальных подразделений МОБ по борьбе с правонарушениями в сфере торговых предприятий, финансовой и хозяйственной деятельности.

Основной формой административно-правового контроля милиции в сфере предпринимательской деятельности является выявление и пресечение правонарушений в данной сфере.

К специфическим задачам осуществления милицией производства по делам об административных правонарушениях в сфере предпринимательской деятельности относятся изъятие из незаконного оборота товаров и продуктов питания (фальсифицированной алкогольной продукции, контрафактной видео- и аудиопродукции, продуктов питания с просроченным сроком годности, промышленных товаров ненадлежащего качества), обеспечение их сохранности, при необходимости -- принятие мер к прекращению деятельности объекта торговли. Их решение согласуется со специфической целью производства, осуществляемого органами внутренних дел -- выполнением функций по охране общественного порядка, общественной безопасности, собственности, прав и законных интересов граждан и обусловлено признанием предпринимательской деятельности особой областью общественных отношений, возможностью причинения вреда жизни и здоровью людей, интересам государства при ее осуществлении. Реализация этих задач достигается путем применения мер пресечения и обеспечения производства по делам об административных правонарушениях -- изъятия, ареста продукции, осмотра помещений, принадлежащих индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, в которых осуществляется эта деятельность, приостановлением функционирования объекта торговли, направлением представлений о приостановлении действия лицензии.

Кодекс РФ об административных правонарушениях ограничивает компетенцию органов внутренних дел (милиции) и должностных лиц этих органов в рассмотрении дел об административных правонарушениях (ст. 23.3 КоАП РФ) в сфере предпринимательской деятельности, однако они наделены достаточными правами административной юрисдикции и участвуют в производстве по делам данной категории с момента возбуждения дела об административном правонарушении до передачи протокола об административном правонарушении на рассмотрение компетентному органу или должностному лицу.

При этом участие органов внутренних дел (милиции) и должностных лиц этих органов в производстве по делам об административных правонарушениях имеет ряд особенностей, обусловленных их особым административно-правовым статусом:

1. В связи с тем, что к обязанностям милиции относится выявление и пресечение правонарушений в различных сферах общественных отношений, в том числе и в области предпринимательской деятельности, возбудить дело об административном правонарушении и проводить административное расследование по делам данной категории могут только отдельные должностные лица милиции, непосредственно обнаружившие административное правонарушение. Приказом МВД России от 21 августа 2002 г. № 803 «О должностных лицах системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание» определен перечень должностных лиц, к которым относятся: сотрудники дежурных частей, занимающие должности среднего и старшего начальствующего состава; участковые уполномоченные милиции при выполнении возложенных на них в установленном порядке служебных обязанностей; государственные инспекторы дорожного надзора; сотрудники подразделений лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью; в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства; сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних и др.

Полномочия по проведению административного расследования исоответственно по составлению протоколов об административных правонарушениях в сфере предпринимательской деятельности возложены на сотрудников специализированных подразделений милиции (оперуполномоченных отделов по борьбе с экономическими преступлениями, инспекторов отделений по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка), поэтому дела об административных правонарушениях, возбужденные сотрудниками других служб, передаются им по подведомственности.

Участковые уполномоченные милиции (старшие участковые уполномоченные милиции) при выполнении возложенных на них в установленном порядке служебных обязанностей обладают правом составления протоколов об административных правонарушениях и административной юрисдикции по всем категориям дел, относящихся к компетенции милиции, если правонарушение выявлено или совершено на его административном участке.

В случае выявления правонарушения в сфере предпринимательской деятельности, если составление административного протокола не относится к компетенции органов внутренних дел (милиции), должностные лица органов внутренних дел (милиции) обязаны пресечь его совершение, зафиксировать имеющиеся доказательства и направить материал по подведомственности компетентному органу или должностному лицу (например, по ст. 14.23 КоАП РФ -- должностному лицу органа, уполномоченному в области банкротства и финансового оздоровления).

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица органов внутренних дел (милиции) вправе составлять протоколы об административных правонарушениях за совершение правонарушений в пяти областях предпринимательской деятельности:

нарушение общих правил и требований к осуществлению предпринимательской деятельности;

нарушение прав потребителей при продаже товаров и оказании услуг;

нарушения, связанные с банкротством;

нарушения в кредитной сфере;

нарушение правил производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Также должностные лица органов внутренних дел (милиции) составляют протоколы об административных правонарушениях в сфере предпринимательской деятельности, которые посягают на несколько объектов и не включены законодателем в главу 14 КоАП РФ (например, предусмотренные ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ -- реализация и прокат контрафактных аудио- и видеопроизведений, ст. 6.14 КоАП РФ -- производство либо оборот алкогольной продукции, не соответствующей требованиям ГОСТов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам и др.).

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.