Рефераты. Цели и принципы муниципального управления

Местные Советы являлись звеньями единой системы органов государст-венной власти. На них была возложена задача обеспечить экономическое и со-циальное развитие территорий. Местные Советы получили право рассматри-вать проекты планов предприятий и организаций вышестоящего подчинения, осуществлять контроль за соблюдением ими законодательства, координировать их деятельность в области землепользования, охраны природы, строительства, использования трудовых ресурсов и т.д. Конституцией была установлена обяза-тельность применения актов местных Советов, было зафиксировано право профсоюзов, комсомола и других массовых общественных организаций участ-вовать в управлении государственными и общественными делами. Таким обра-зом, курс на повышение роли местных Советов народных депутатов сочетался с определенным усилением роли общественных организаций в управлении соци-ально-экономическими процессами и развитием самоуправления.

Однако на практике фактически верховенство в Советах принадлежало не представительным, а исполнительным органам. Исполнительные комитеты со-зывали сессии Советов, организовывали их подготовку и проведение. Испол-комы были вправе решать все вопросы, отнесенные к ведению Советов, они ко-ординировали деятельность постоянных комиссий. По существу аппарат как в советских, так и в партийных органах превалировал над выборными лицам в Советах.

Изучение исторического опыта местного самоуправления в России в со-временный период развития страны - необходимое условие для формирования эффективного управления на местах.

2. Цель муниципального управления.

Каждое государство заинтересовано в таких способах формирования и деятельности местной власти, которые отвечали бы его политике и поддержи-вались населением. Именно местное самоуправление призвано обеспечить дос-тижение этих целей.

«Цель муниципального управления -- повысить уровень жизне-обеспечения населения муниципального образования». Для этого муници-пальное управление решает следующие задачи:

создает социальную инфраструктуру;

стабилизирует экономику;

регулирует социально-экономические процессы;

развивает межрегиональные и внутрирегиональные связи;

поддерживает экологическую обстановку;

сохраняет единое экономическое пространство.

Для решения этих задач формируется система муниципального управле-ния, которая:

контролирует использование природных ресурсов муниципального обра-зования;

охраняет природу;

осуществляет санитарный надзор;

содержит жилищно-коммунальное хозяйство;

создает социальную инфраструктуру;

сохраняет памятники;

обеспечивает жизнедеятельность и занятость населения;

обеспечивает финансово-экономическую самостоятельность и т.д.

Для достижения поставленных целей и решения вышеперечисленных за-дач необходимо использовать систему методов управления. Методы управле-ния -- это способы воздействия субъекта управления на управляемый объект. На практике применяется множество методов управления, различных по своему содержанию (в зависимости от того, какие отношения управления они выражают), назначению (средством реализации каких законов они являются), по свя-зям с мотивами деятельности (какие из этих мотивов выражают), по формам применения (единоличные, коллегиальные, коллективные) и другим признакам.

Важное место в этой системе принадлежит методам, цель которых -- воздействие на коллективы, определенных работников . и целостные социаль-но-экономические системы для достижения целей и задач, поставленных перед данным звеном системы, в том числе: нормативных, экономических, организа-ционно-распорядительных, социально-психологических.

Методы управления используются не изолированно, а комплексно. По-этому управленческая деятельность проявляется как результирующая приложе-ния различных методов и средств. Каждая группа методов имеет свои специфи-ческие особенности, собственные формы проявления и рамки применения.

3. Основные принципы муниципального управления.

Принципы местного самоуправления - это обусловленные природой ме-стного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осущест-вляющих управление местными делами.

Принципы муниципального управления -- общие и частные -- вытекают из отношений управления и требований к процессу организации самоуправле-ния. Частные принципы относят к осуществлению отдельных функций управ-ления (принципы планирования, организации, мотивации и др.), а также к его отдельным сторонам (социально-экономической и организационно-правовой) и уровню управления (т.е. все формы муниципального образования).

В теории и практике муниципального управления общие и частные прин-ципы тесно связаны друг с другом, но имеют и самостоятельное значение. Принципы муниципального управления отражают требования объективных за-кономерностей и тенденций развития местной власти. Принципы являются тео-ретической основой формирования муниципальных образований и позволяют выяснить сущность местного самоуправления, его отличительные черты и при-знаки. Они выступают в качестве критерия оценки действующей системы му-ниципального управления, определяя, насколько она отвечает соответствую-щим началам и идеям. Принципы муниципального управления предопределяют структуру и функции муниципальной власти, способствуют сохранению преем-ственности в развитии институтов местного самоуправления.

Для стран -- членов Совета Европы принципы муниципального управле-ния получили свое правовое закрепление в Европейской Хартии о местном са-моуправлении, которая служит правовой основой для их муниципального зако-нодательства.

1. Единоначалие и коллегиальность.

Сущность единоначалия заключается в том, что руководители конкрет-ного звена системы управления муниципальных образований пользуются пра-вами единого руководства в решении вопросов, входящих в его компетенцию. Связано это с тем, что организация управления общественной жизнью муници-пальных образований невозможна без строжайшего подчинения воли всех уча-стников процесса системы муниципального управления воле одного лица -- руководителя конкретного процесса муниципального управления.

Единоначалие как организационно-правовая форма руководящей дея-тельности относится ко всем звеньям и уровням системы муниципального управления.

В соответствии с этим принципом каждая совокупность видов деятельно-сти в процессе муниципального управления должна преследовать одну и ту же цель и иметь одного руководителя, наделенного определенными полномочия-ми. Следовательно, сущность принципа состоит в том, что в процессе управле-ния сотрудники должны получать приказания от одного руководителя, но это не значит, что все решения должны приниматься на высшем уровне.

При последовательном укреплении единоначалия не следует недооцени-вать коллегиальность в процессе управления муниципальными образованиями.

Коллегиальность как организационная форма процесса управления муниципальным образованием необходима для обсуждения основных органи-зационных и социально-экономических вопросов развития муниципальных об-разований. В то же время необходимы и единоличная ответственность, и еди-ноличное распорядительство, чтобы не затягивать процесс выработки и приня-тия управленческих решений, важных для социально-экономического развития муниципального образования.

На основе принципа единоначалия строится деятельность органов в сис-теме муниципального управления. Использование коллегиальных начал допус-кается при подготовке проектов по формированию этих органов, выработке решений по наиболее важным проблемам управления местной жизнью. Прак-тика показывает, что единоначальная деятельность главы местной администрации может сочетаться с работой коллегии при главе местной администрации. В состав коллегии, выполняющей совещательные функции, входят руководители структурных подразделении местной администрации или иные сотрудники. Следовательно, органы местного самоуправления в своей деятельности руко-водствуются принципами единоначалия и коллегиальности. В любом случае данные органы наделяются соответствующими полномочиями для решения во-просов местного значения и несут ответственность в соответствии с уставами и закрепленными в них организационно-правовыми гарантиями.

Принцип коллегиальности требует кворума, необходимого для принятия решения и работы представительного органа. Этим принципом необходимо ру-ководствоваться и на стадии подготовки проектов решений (привлекать пред-ставителей заинтересованных предприятий, организаций, учреждений), в рабо-те депутатских комиссий, образуемых представительным органом. Для актив-ного и конструктивного участия депутатов представительных органов в подго-товке и принятии решений необходимо, чтобы депутаты имели возможность заблаговременно ознакомиться с проектами решений, получить необходимую информацию, свободно высказать свое мнение, предложения, замечания по об-суждаемому представительным органом вопросу.

Соблюдение правильного соотношения между принципами коллегиаль-ности и единоначалия составляет одну из важнейших задач системы управле-ния муниципальным образованием, от этого во многом зависит ее эффектив-ность и действенность. Особенностью использования коллегиальности в орга-нах системы муниципального управления, построенной на принципе единона-чалия, является то, что обсуждаемые этими органами рекомендации приоб-ретают силу решения и становятся обязательными для исполнения в случае со-гласия с ними руководителя-единоначальника и издания им соответствующего нормативного правового акта.

2. Законность.

Этот принцип выступает важнейшей гарантией муниципального управле-ния и является одним из основных конституционных принципов российской государственности.

Принцип законности требует, чтобы организация местной власти и ее деятельность осуществлялась на основе и в рамках закона. Тем самым государ-ство признает и гарантирует, а также обеспечивает соблюдение законности в системе муниципального управления, т.е. речь идет о контроле государства за соблюдением органами местной власти правовых норм, а не о качестве реше-ний, принимаемых муниципальными органами власти по вопросам местной жизни. Критериями контроля законности является местное управление, осуще-ствляющееся только в формах и в случаях, предусмотренных Конституцией РФ и законом; данный контроль должен быть предназначен лишь для обеспечения соблюдения законности и конституционных принципов.

Соблюдение законности в деятельности органов и должностных лиц сис-темы муниципального управления обеспечивается с помощью прокурорского надзора. На практике для контроля за соблюдением законности принимаемых решений и действий прокурор или его заместители приносят протест на проти-воречащий закону правовой акт органу или должностному лицу системы мест-ного управления, которые издали этот нормативный правовой акт, или обра-щаются в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Прокурор и его заместители имеют право присутство-вать на заседаниях органов системы муниципального управления любого му-ниципального образования, участвовать в рассмотрении внесенных ими пред-ставлений и протестов.

Требования принципа законности должны быть отражены в уставе муни-ципального образования. Если устав муниципального образования противоре-чит Конституции РФ и законам, муниципальному образованию отказывают в государственной регистрации его устава.

3. Гласность.

Принцип гласности деятельности органов системы муниципального управления должна быть открытой, население должно быть информировано о деятельности этих органов власти. Принцип гласности способствует демо-кратизации управленческой деятельности, ее подконтрольности обществу, а также позволяет гражданам влиять на выработку решений, затрагивающих их интересы; права и свободы. Способы обеспечения гласности отражаются в нормах муниципального права и формируются в практике местного самоуправ-ления.

Последовательное осуществление принципа гласности в деятельности муниципальных органов дает возможность гражданам контролировать работу муниципальных органов при решении вопросов местного значения. Эффектив-ность такого контроля зависит от организации и работы муниципальной ин-формационной службы, а также от того, как созданы условия для деятельности средств массовой информации муниципального образования. Поэтому наи-более важные проекты социально-экономического развития муниципаль-ных образований должны публиковаться для обсуждения их населением и учитываться при принятии решений.

4. Государственная гарантия.

Этот принцип предъявляет требования к системе правовых гарантий за-щиты прав муниципальных органов управления. Следовательно, государство устанавливает правовые основы организации деятельности муниципальных ор-ганов управления, правовые гарантии финансовой, экономической и организа-ционной деятельности органов управления муниципальных образований, формирует механизм взаимодействия муниципальных органов управления с органами государственной власти. Конституция Российской Федерации обес-печивает судебную защиту прав муниципальных органов управления и устанав-ливает запрет на их ограничение.

Государство устанавливает ответственность за исполнение или неудовле-творительное исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан и решений органов управления муниципальных образований. На осно-вании принципа государственной гарантии органы управления муниципальных образований обеспечивают условия для удовлетворения основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных обра-зований.

«Этот принцип обеспечивает:

формирование правовой основы системы органов управления муници-пальных образований;

организационно-методическую поддержку системы органов управления муниципальных образований;

формирование системы государственного контроля за деятельностью ор-ганов системы муниципального управления;

формирование финансово-экономических основ управления муниципаль-ных образований;

формирование и поддержку информационного обеспечения системы ор-ганов управления муниципальных образований;

создание системы работы с кадрами (процесс подбора, расстановки и пе-реподготовки кадров управления муниципальных образований)».

5. Участие населения в процессе управления муниципальным образованием.

Этот принцип позволяет совершенствовать систему органов управления муниципальным образованием при участии населения, повышать активность общественных организаций, а также усиливать контроль населения за деятель-ностью органов муниципального управления, укреплять правовую основу госу-дарственной и общественной жизни, расширять гласность.

Население участвует в обсуждении и решении государственных и обще-ственных дел, в планировании социально-экономического развития муници-пальных образований, в обсуждении и решении вопросов управления и исполь-зования средств, предназначенных для социально-экономического развития, а также социально-культурных мероприятий муниципальных образований.

В практике муниципального управления существуют разнообразные формы участия населения в процессе управления муниципальным образовани-ем: через выборные и другие органы местного самоуправления, а также непо-средственно и через советы, комиссии, конференции, референдумы и др., по-этому органы муниципального управления должны создать условия для эффек-тивного участия граждан в осуществлении местного самоуправления. Это мо-гут быть выборные органы местного самоуправления, эффективное использо-вание в муниципальной деятельности населения для решения социально-экономических вопросов развития муниципальных образований, обеспечение материально-финансовой базы для решения вопросов местного значения.

Муниципальное право закрепляет правовые гарантии участия населения в осуществлении муниципальной деятельности.

Развитие институтов муниципальной демократии обеспечивает тесную связь выборных органов и должностных лиц местного самоуправления с насе-лением, их подконтрольность населению.

Устав муниципального образования регулирует процесс участия населе-ния в управлении муниципальным образованием через порядок отзыва, выра-жение недоверия населением, досрочное прекращение полномочий выборных органов и должностных лиц местного самоуправления.

Эффективность и активность участия населения в процессе решения про-блем местного значения, а также контроль зависят от информированности гра-ждан о работе органов местного самоуправления и состояния муниципального хозяйства, а также от реализации принципа гласности муниципальной деятель-ности.

6. Комплексность.

«Этот принцип обеспечивает условия эффективного изучения муници-пального образования и разработки рекомендаций по управлению им. Он пред-полагает рассмотрение явлений в их связи и зависимости. Для этого использу-ются исследования не только данной, но и других наук, изучающих эти же яв-ления».

Комплексное изучение явлений и процессов развития муниципального образования позволяет: повышать эффективность местного хозяйства, решать социально-экономические проблемы развития муниципального образования, проводить социально-культурные мероприятия, решать экологические задачи, а также рационально использовать трудовые, материальные, финансовые, при-родные и другие ресурсы, создавать необходимые условия для жизнедеятельно-сти населения муниципальных образований. Этот принцип предъявляет требо-вания ко всем функциям муниципального управления, обеспечивает необходи-мые условия для успешного решения вопросов местной жизни и достижения целей местного самоуправления, позволяет учесть интересы развития муници-пального образования как территории субъекта Российской Федерации.

7. Удовлетворение потребностей населения.

«Сущность этого принципа заключается в обеспечении условий жизне-деятельности населения муниципальных образований и осуществляется через деятельность органов местного самоуправления по удовлетворению основных жизненных потребностей населения. Происходит это посредством организа-ции, содержания и развития соответствующих муниципальных предприятий, учреждений, организаций и служб».

Органы муниципального управления должны обеспечивать удовлетворе-ние основных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муни-ципальных образований, на уровне не ниже государственных социальных стан-дартов. Выполнение этих стандартов гарантируется путем закрепления средств в доходах местных бюджетов федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, отчисле-нием от федеральных налогов и налогов субъектов Российской Федерации. Статья 49. 1. Экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Для реализации удовлетворения потребностей населения каждое муниципальное образование должно иметь собственный бюджет (местный бюджет). Согласно ст. 52 Федерального закона от 06.10.03 № 131-ФЗ. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размером дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств м муниципальных образований.

Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерац

Принцип удовлетворения потребностей населения обязывает органы му-ниципального управления создавать условия для жилищного и социально-культурного строительства, деятельности учреждений культуры, средств мас-совой информации, организации зрелищных мероприятий, обеспечивать насе-ление услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания, заботиться о санитарном благополучии населения, осуществлять социальную поддержку и содействие занятости населения, соблюдать меры противопожар-ной безопасности в муниципальном образовании, развивать сеть муниципаль-ных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образо-вания, обеспечивать строительство, эксплуатацию и ремонт систем энерго-, га-зо-, тепло-, водоснабжения и канализации, а также снабжение топливом, утили-зацию и переработку бытовых отходов, организовывать транспортное обслужи-вание населения и т.п.

8. Сочетание отраслевого и территориального управления.

«На основе отраслевого принципа формируются отраслевые системыуправления». Механизм управления формируется исходя из задач, особенно-стей и возможностей развития каждой конкретной отрасли. По территориаль-ному принципу создаются системы управления, объединяющие производствен-ные и непроизводственные, хозяйственные системы, расположенные на данной, территории, связанные общими интересами социально-экономического разви-тия для удовлетворения потребностей населения данного муниципального об-разования. Он призван реализовать социально-экономические возможности, вытекающие из территориальной организации хозяйства применительно к за-дачам, особенностям и возможностям соответствующих территориальных, хо-зяйственных систем.

Сочетание отраслевого и территориального принципов управления явля-ется ведущим в формировании систем и структуры муниципального управле-ния. Эффективность организации руководства территорией муниципального образования зависит от оптимального сочетания отраслевого и территориаль-ного управления в рамках единой муниципальной системы.

Заключение.

На современном этапе развития рыночной экономики основные направ-ления развития самоуправления определяются теми задачами, которые реша-ются муниципальными образованиями в соответствии с Конституцией Рос-сийской Федерации, Европейской Хартией о местном самоуправлении и зако-нодательством о местном самоуправлении.

Важнейшая задача -- развитие местной демократизации, создание опти-мальной и эффективной системы местного самоуправления как необходимого условия обретения Россией правовой государственности.

«Местное самоуправление составляет важнейшую часть механизма управления страной. Оно позволяет оптимально сочетать интересы и права че-ловека, .интересы региональные и общегосударственные».

В рамках Совета Европы, членом которого Российская Федерация стала в 1996г., получил признание принцип субсидиарности -- общий принцип инсти-туциональной организации власти и управления. Основная его идея заключает-ся в том, что политическая власть должна вмешиваться в управление только в тех пределах, в которых общество и составляющие его группы не в состоянии самостоятельно (на местах) удовлетворить различные потребности. Данный принцип нашел свое отражение в Европейской Хартии о местном самоуправ-лении. Местное самоуправление представляет собой уровень политического участия в решении вопросов, наиболее приближенный к гражданину. Все, что можно решать на местах, не должно передаваться на вышестоящий уровень власти. При этом ответственность органов местного самоуправления должна определяться с учетом экономических, финансовых и других возможностей. Ведь не все местные сообщества находятся в одинаковых условиях и в состоя-нии решать свои проблемы, поэтому в соответствии с принципом субсидиарно-сти финансово слабые местные сообщества должны быть защищены путем соз-дания механизмов финансового перераспределения.

В силу этого особое внимание на федеральном уровне необходимо уде-лить созданию системы правовых гарантий, обеспечивающих защиту прав и интересов местного самоуправления. Система гарантий должна обеспечивать организационную и экономическую самостоятельность в решении всех вопро-сов местной жизни, реальное равноправие муниципальных образований во взаимоотношениях между собой и с государственными органами.

В современных условиях построение и функционирование местного са-моуправления должно основываться на принципах, отражающих требования объективных закономерностей и тенденций развития власти.

Принципы мы не выбираем, мы им должны следовать. Этими правилами в процессе управления муниципальными образованиями должны руководство-ваться органы системы муниципального управления при построении и функ-ционировании муниципальной власти. Они являются теоретической основой муниципального строительства и отражают сущность местного самоуправле-ния, его отличительные черты и признаки, а также выступают в качестве кри-териев оценки действующей системы местного самоуправления, того, насколь-ко она отвечает требованиям и обеспечивает преемственность в развитии ин-ститутов местного самоуправления.

Принципы местного самоуправления получили свое правовое закрепле-ние в Европейской Хартии о местном самоуправлении.

Реализация принципов местного самоуправления обеспечивается не только их правовым закреплением в законодательстве, уставах муниципальных образований, но и системой управления организационных форм и методов му-ниципальной работы.

Это делается для повышения эффективности власти, улучшения благосостояния населения, условия жизнедеятельности и укрепления нашего государства - России.

Список использованной литературы

Конституция РФ.

Федеральный Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.03 № 131-ФЗ.

Гневко В.Н., Когут А.Е. Развитие местного самоуправления. СПб.:РАНИСЭП, 1996.

Горный М.Б. Местное самоуправление: проблемы и перспективы. СПб, 1997.

Зотов В.Б., Макашева З.М. Муниципальное управление. Учебник для вузов. - М.:ЮНИТИ - ДАНА, 2002.

Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право РФ: Учебник. М.:Юрист, 1997.

Лужков Ю.М. Путь к эффективному государству: План преобразования системы государственной власти управления в Российской Федерации. -2-е изд.; доп. - М.: Изд-во МГУ, 2002.

Фадеев В.И. Местное самоуправление: Российский вариант. -М.,1993.

Шумянкова Н.В. Муниципальное управление. Учебное пособие. -М.: Экзамен, 2002.

Тихомиров Ю.А. Комментарий к федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Демьяненко А.Н., Обушенков А.Л. Муниципальное управление. Учебное пособие. - Хабаровск - Нижний Новгород, 1988.

Array

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.