Рефераты. Банкротство (несостоятельность) юридических лиц

К обязанностям внешнего управляющего, связанным с реализацией внешнего управления следует относить: принять в ведение имущество должника и провести его инвентаризацию; разработать и представить на утверждение собранию кредиторов план внешнего управления; вести реестр требований кредиторов; представить собранию кредиторов отчет по итогам реализации плана внешнего управления. На данных обязанностях необходимо остановиться подробнее.

Внешний управляющий обязан произвести инвентаризацию имущества для полного учета имущества, при выявлении отсутствующего или не отраженного имущества для принятия соответствующих действий. В практике встречаются, что по окончании инвентаризации арбитражным управляющими возбуждались уголовные дела о хищениях. Одновременно инвентаризация позволяет учесть имущество не отраженное в бухгалтерском учете. Инвентаризация имущества проводиться на первом этапе внешнего управления - предварительном.

План внешнего управления составляется внешним управляющим и утверждается собранием кредиторов. Внешний управляющий обязан составить план внешнего управления и в процессе внешнего придерживаться мероприятий, указанных в плане. План внешнего управления составляется на предварительном этапе внешнего управления.

По словам М. Телюкиной: «По окончании внешнего управления, внешний управляющий обязан отчитаться в выполнении плана внешнего управления - составить отчет внешнего управляющего и предоставить его на рассмотрение собранию кредиторов». Телюкина М. Некоторые проблемы исполнения внешним управляющим своих обязанностей // Государство и право. - 2000. - № 4. - С. 11

К отчету внешнего управляющего должен быть приложен реестр требований кредиторов.

В отчете внешнего управляющего в отчете должно содержаться одно из следующих предложений: о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами; о продлении установленного срока внешнего управления; о прекращении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, а также о прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов.

В случае если собрание кредиторов на основании отчета внешнего управляющего вынесет решение о прекращении производства по делу связи с восстановлением платежеспособности и определением суда данное решение будет утверждено, то арбитражный управляющий вправе преступить к расчетам с кредиторами. Расчеты с кредиторами производятся в соответствии с очередностью, установленной ст. ст. 121 - 122 закона о банкротстве.

Рассмотрим процедуру внешнего управления на конкретном примере, встречающемся на практике органов федерального казначейства Самарской области: Так, по результатам проверки целевого использования средств федерального бюджета, выделенных на выплату льгот и компенсаций лицам, пострадавшим при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, в ОАО "Самарский завод синтетического спирта", проведенной отделением федерального казначейства по г. Новокуйбышевску (акт от 30.06.98г.) установлено нецелевое использование бюджетных средств на сумму 2755,17 руб. По решению Арбитражного суда Самарской области от 02.11.99г. по делу № А55-8277/99-22 на ОАО "Самарский завод синтетического спирта" г. Новокуйбышевск введена процедура внешнего управления сроком на 12 месяцев и введен мораторий на удовлетворение требований кредиторов на указанный срок.

03.11.2000г. собрание кредиторов утвердило план внешнего управления на 18 месяцев, рассмотрело отчет внешнего управляющего, при этом кредиторы пришли к выводу в том, что для завершения программы антикризисных мероприятий, реализации перспективных проектов необходимо дополнительное время и обратилось в Арбитражный суд Самарской области с ходатайством о продлении внешнего управления до 3 мая 2001г. Требование управления федерального казначейства МФ РФ по Самарской области принято и подлежит удовлетворению в составе 4 очереди.

Определением Арбитражного суда Самарской области от 08.11.2000г. по делу № А55-8277/99-22 о принятии искового заявления и подготовке дела к судебному разбирательству, к производству принят отчет внешнего управляющего и назначено дело к судебному разбирательству на 26.12.00г. Определением Арбитражного суда Самарской области от 26.12.2000г. по делу № А55-8277/99-22 срок внешнего управления продлен на 6 месяцев до 03.05.2001г. Решением Арбитражного суда Самарской области от 04.06.2001г. по делу № А55-8277/99-22 внешнее управление завершено, ОАО «Самарский завод синтетического спирта» признан банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство сроком на 12 месяцев.

Управлением федерального казначейства МФ РФ по Самарской области в адрес конкурсного управляющего направлено требование кредитора от 17.07.2001 года № 09-13/5551.

Определением Арбитражного суда Самарской области от 12.07.2002г. по делу № А55-8277/99-22 срок конкурсного производства продлен на 6 месяцев до 05.01.2003г. (см. приложение № 1).

Итак, основываясь на изложенном, можно утверждать, что внешнее управление - основной своей задачей ставит восстановление бизнеса должника, для чего вводится мораторий на удовлетворения требования кредиторов и назначается внешний управляющий. Однако статистка показывает, что крайне незначительное количество должников восстанавливают свою платежеспособность в результате проведения внешнего управления. Согласно статистическим данным из 1229 дел, по которым в 2001 г. проводилась реорганизационная процедура внешнего управления, только в 52 случаях (4,2 %) по результатам ее проведения производство по делам было прекращено в связи с восстановлением платежеспособности должника Рассмотрение дел о банкротстве в 2001 году // Вестник ВАС РФ. - 2002. - № 4..

В то же время, думается, что закон удачно воплотил здесь такую тенденцию развития гражданского законодательства, как усиление роли и значения средств и процедур, предназначенных не для ликвидации имущества должника, а для предоставления ему возможности поправить свои дела, в том числе путем реализации плана внешнего управления. Пробелом в законодательстве, в настоящий момент, является порядок выплаты вознаграждения внешнему управляющему.

§ 4. Конкурсное производство

Под конкурсным производством следует понимать процедуру банкротства, применяемую к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов (ст.2 закона).

При установлении в ходе рассмотрения дела о признании должника банкротом признаков банкротства арбитражный суд принимает решение о банкротстве должника и об открытии конкурсного производства. Открытие конкурсного производства означает, что срок исполнения всех денежных обязательств должника будет считаться наступившим, прекратится начисление неустоек, финансовых санкций и процентов по всем видам задолженности должника; все требования к должнику, включая требования налоговых органов, могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства.

Сообщение о признании должника банкротом публикуется арбитражным судом в официальном издании, определенном Правительством РФ.

Продолжительность периода, на который вводится конкурсное производство, зависит от конкретных обстоятельств и временных условий, необходимых для реализации мероприятий, в частности, анализа финансового состояния должника, принятия мер, направленных на поиск, выявление и возврат имущество должника, находящегося у третьих лиц, конкурсным управляющим. Закон о банкротстве устанавливает продолжительность указанной ликвидационной процедуры - один год. Вместе с тем, Закон о банкротстве допускает возможность продления указанного срока на шесть месяцев. Продажа имущества должника, предъявление исков о признании недействительными сделок, совершенных должником, исполнение решений по указанным искам, поиск и возврат имущества должника могут являться основанием для продления срока конкурсного производства. При таких обстоятельствах по ходатайству лиц, участвующих в деле арбитражный суд выносит определение о продлении указанного срока.

При принятии решения арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего. Одна из основных фигур в конкурсном производстве - конкурсный управляющий, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 127 Закона о банкротстве с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства он выполняет функции по управлению и распоряжению имуществом должника и к нему переходят права и обязанности руководителя должника.

М. Полякова обращает внимание на то, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения конкурсным управляющим возложенных на него обязанностей арбитражный суд по ходатайству собрания кредиторов или комитета кредиторов отстраняет его от исполнения обязанностей и назначает нового конкурсного управляющего. Полякова М. Проблемы применения законодательства о банкротстве: отстранение арбитражного управляющего // Законодательство. - 2000. - № 6. - С. 46

Арбитражный суд по собственной инициативе не вправе назначить нового конкурсного управляющего при невыполнении прежним своих обязанностей. Конкурсный управляющий действует до момента завершения конкурсного производства.

Ст. 126 Закона о банкротстве посвящается последствиям открытия конкурсного производства. Следует иметь в виду, что в статье дан исчерпывающий перечень последствий открытия конкурсного производства для должника. Так, с открытием конкурсного производства наступает срок исполнения всех денежных обязательств и обязательных платежей. Это означает, что кредиторы по денежным обязательствам, а также по отсроченным обязательным платежам, если даже срок исполнения указанных обязательств еще не наступил, вправе предъявить к должнику свои требования в установленный Законом о банкротстве срок.

После открытия конкурсного производства, как уже отмечалось, прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых (экономических) санкций по всем видам задолженности должника. Это относится к кредитам банка, неоплаченным платежным требованиям, невыполненным обязательствам, то есть ко всем случаям, когда кредиторы должника имели право при обычных условиях на получение указанных санкций. Кроме того, сведения о финансовом состоянии должника уже не относятся к категории сведений, носящих конфиденциальный характер либо являющихся коммерческой тайной. Так, комитет кредиторов вправе требовать от конкурсного управляющего любую информацию о ходе конкурсного производства, в том числе о финансовом состоянии должника.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.