Рефераты. Банкротство градообразующих предприятий

Помимо вышеперечисленных, законом установлена возможность осуществления мер по предупреждению банкротства -- восстановительные процедуры. Мероприятия по предупреждению несостоятельности участника имущественного оборота не являются процедурой банкротства, но их своевременное применение существенно влияет на изменение финансового положения должника.

В действующем законе о банкротстве восстановительные процедуры подразделяются на два вида -- досудебную санацию и внешнее управление (судебную санацию).

Важным моментом является то, что меры по предупреждению банкротства следует применить до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Инициатива по оздоровлению должника может исходить от кредиторов либо иного лица по соглашению с должником. Однако финансовая и другая помощь возможна лишь с согласия должника.

Следует также учесть, что перечень возможных мер по предотвращению банкротства в законе не содержится. По смыслу законодателя, к таким мерам следует отнести, в первую очередь, оказание финансовой помощи должнику (как на возмездной, так и на безвозмездной основе), предоставление инвестиций под гарантии (залог, поручительство) учредителя (учредителей) должника, собственников имущества унитарного предприятия, организационные меры по укреплению руководства неплатежеспособных должников и др.

Досудебная санация представляет собой оказание финансовой помощи в размере, достаточном для восстановления платежеспособности должника, т.е. необходимом для погашения задолженности по денежным обязательствам и обязательным платежам. Соглашением о предоставлении финансовой помощи может быть предусмотрено принятие на себя должником или иными лицами определенных обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь. Проведение досудебной санации предприятий за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов может иметь место согласно соответствующим положениям федерального бюджета и бюджета государственных внебюджетных фондов.

Процедура наблюдения не была предусмотрена ранее действовавшим законодательством о несостоятельности, которое не обеспечивало в необходимой мере баланс интересов сторон (должника и кредитора). Федеральный закон о банкротстве от 8 января 1998 г. принципиально изменил ситуацию в плане последовательной защиты прав должника, с одной стороны, и кредиторов -- с другой. По общему правилу, процедура наблюдения вводится с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Вместе с тем законом предусмотрены некоторые исключения из этого правила. Так, наблюдение не применяется к должнику, в отношении которого принято решение о ликвидации, должнику индивидуальному предпринимателю, отсутствующему должнику.

Законом установлены некоторые особенности для осуществления данной процедуры в отношении отдельных категорий должников: сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств, профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Процедура наблюдения проводится в целях обеспечения сохранности имущества должника и анализа его финансового состояния.

Введение данной процедуры влечет за собой возникновение определенных правовых последствий.

К их числу прежде всего следует отнести:

невозможность предъявления имущественных требований непосредственно к должнику без направления их временному управляющему;

невозможность удовлетворения требований участников должника -- юридического лица о выдаче доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его участников (в случае выхода участника его требования должны быть предъявлены к временному управляющему и рассмотрены в общем порядке).

Поскольку должник ограничивается в распоряжении своими средствами, после введения наблюдения определение об этом направляется в банки и иные кредитные организации, с которыми должник имеет договор банковского счета (данные о счетах должника предоставляются самим должником либо запрашиваются в налоговых органах), в суд общей юрисдикции, налоговые и иные уполномоченные органы.

Однако следует признать, что уже в самом начале данной процедуры должник достаточно активно включается в работу. К примеру, в пятидневный срок со дня получения определения о принятии заявления кредитора, налогового или иного уполномоченного органа, прокурора о признании должника банкротом он обязан направить в арбитражный суд, заявителю и иным лицам, участвующим в деле о банкротстве, отзыв на такое заявление, а также уведомить всех кредиторов, не указанных в заявлении, о возбуждении в отношении него дела о банкротстве.

Введение наблюдения влечет за собой появление в деле о банкротстве особой фигуры -- временного управляющего. Временный управляющий действует параллельно с руководством должника, поскольку осуществление рассматриваемой процедуры не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов управления, которые продолжают выполнять свои полномочия, однако с некоторыми ограничениями. Кандидатура временного управляющего выдвигается кредиторами.

Обращает на себя внимание следующее положение: должник лишен права выдвигать кандидатуру временного управляющего, что едва ли можно признать обоснованным, поскольку, как правило, должник более, чем кредиторы, заинтересован в восстановлении платежеспособности. При отсутствии предложений кредиторов арбитражный суд выбирает временного управляющего из числа лиц, зарегистрированных в арбитражном суде в качестве арбитражных управляющих.

Деятельность временного управляющего осуществляется в двух основных направлениях: во-первых, контроль за действиями руководства должника; во-вторых, изучение финансового состояния должника с целью определения возможности и целесообразности проведения других процедур банкротства.

Наряду с этим законом определены вопросы, решения по которым в период проведения процедуры наблюдения не может принимать ни руководитель должника, ни временный управляющий. Речь идет о вопросах, связанных с реорганизацией и ликвидацией должника, созданием юридических лиц (или участием в иных юридических лицах), филиалов и представительств, выплатой дивидендов, размещением должником эмиссионных ценных бумаг, выходом из состава участников должника и др.

Возможна такая ситуация, когда исполнение обязанностей руководителя должника возлагается на временного управляющего, если руководитель должника не принимает мер по обеспечению сохранности имущества должника, препятствует осуществлению обязанностей временного управляющего либо иным образом нарушает Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» достаточно подробно регламентирует осуществление внешнего управления (гл. 5), которое может быть установлено на срок до 12 месяцев с возможностью продления еще на полгода (в отношении градообразующих организаций максимальный срок внешнего управления может достигать 10 лет).

Внешнее управление (судебная санация) -- процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему.

В отношении отдельных категорий должников процедура внешнего управления не подлежит применению. К таким должникам относятся: граждане, в том числе индивидуальные предприниматели кредитные организаций, ликвидируемый должник, отсутствующий должник.

Не применяется процедура внешнего управления также при добровольном объявлении должника о своем банкротстве.

Данная процедура вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов (ст. 68 закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

Вместе с тем, устанавливая, что решение о введении внешнего управления принимается собранием кредиторов, Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» допускает в ряде случаев возможность введения данной процедуры по инициативе арбитражного суда. Причем арбитражный суд при определенных условиях имеет право пойти вразрез с решением собрания кредиторов. В частности, когда имеются достаточные основания полагать, что решение первого собрания кредиторов об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства принято в ущерб большинству кредиторов и установлена реальная возможность восстановления платежеспособности должника (п. 3 ст. 67 вышеназванного закона).

Одним из наиболее привлекательных для должника условий внешнего управления является введение моратория на удовлетворение требований кредиторов.

По действующему законодательству мораторий на удовлетворение требований кредиторов означает не только приостановление исполнения судебных решений и иных исполнительных документов о взыскании с должника задолженности, возникшей по обязательствам, срок исполнения по которым наступил до введения внешнего управления. В этот период также не начисляются неустойки (штрафы, пени) по денежным обязательствам и финансовые (экономические) санкции по обязательным платежам, проценты за пользование чужими денежными средствами. Вместо этого на основании ст. 395 ГК РФ начисляются проценты в размере учетной ставки банковского процента.

Однако следует учесть, что мораторий не распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения по которым наступил после введения внешнего управления, а также на требования кредиторов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью. Последнее положение направлено, в основном, на обеспечение прав и интересов работника должника.

Что касается правила о нераспространении моратория на денежные обязательства, срок исполнения по которым наступил после введения внешнего управления, оно исходит из того, что внешнему управляющему предоставлено право на отказ от исполнения денежных обязательств должника. Перечень обстоятельств, при которых такой отказ допускается, не является исчерпывающим и предоставляет достаточно широкие возможности для принятия внешним управляющим необходимого решения. Практически управляющий может отказаться от исполнения любого договора, заключенного до введения внешнего управления, если докажет, что исполнение данного договора препятствует восстановлению платежеспособности (ст. 77 закона «О несостоятельности (банкротстве)»). Такая формулировка явно указывает, что законодатель в данном случае признает приоритет интересов должника, заключающихся в восстановлении платежеспособности, перед интересами отдельных кредиторов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.