Рефераты. Арбитражные суды и иные арбитражные органы

Для реализации решений Совета председателей арбитражных судов Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации издает приказы и распоряжения.

Федеральные арбитражные суды округов и арбитражные суды субъектов РФ.

В соответствии со ст. 24 ФКЗ от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации", Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации и арбитражных апелляционных судов. Кроме того, федеральный арбитражный суд округа рассматривает также дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Всего образовано в Российской Федерации образовано 10 федеральных арбитражных судов округов, распространяющих свое действие на все субъекты РФ.

Федеральный арбитражный суд округа действует в составе:

· президиума федерального арбитражного суда округа;

· судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

· судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

По решению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе федерального арбитражного суда округа могут быть созданы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел.

В соответствии со ст. 26 ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации", Федеральный арбитражный суд округа обладает следующими полномочиями:

1. проверяет в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации и арбитражными апелляционными судами;

2. пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

3. обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им деле;

4. изучает и обобщает судебную практику;

5. подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;

6. анализирует судебную статистику.

Президиум федерального арбитражного суда округа действует в составе председателя федерального арбитражного суда округа, его заместителей, председателей судебных составов и судей. Судьи федерального арбитражного суда округа, входящие в состав президиума федерального арбитражного суда округа, утверждаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по представлению председателя федерального арбитражного суда округа сроком на два года. Один и тот же судья может быть введен в состав президиума федерального арбитражного суда округа неоднократно.

Президиум федерального арбитражного суда округа в соответствии с законом, наделен рядом полномочий. Он утверждает по представлению председателя федерального арбитражного суда округа членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда, рассматривает другие вопросы организации работы суда, а так же, рассматривает вопросы судебной практики.

Президиум округа созывается председателем этого суда по мере необходимости.

Его постановления принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих членов президиума и подписываются председателем федерального арбитражного суда округа. Члены президиума не вправе воздерживаться от голосования.

В федеральном арбитражном суде округа создаются судебные коллегии, которые утверждаются президиумом суда из числа судей этого суда по представлению председателя суда.

Каждую судебную коллегию возглавляет председатели по должности являющийся заместителем председателя суда.

Председатель суда в случае необходимости вправе своим распоряжением привлекать судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии.

Коллегии федерального арбитражного суда округа проверяют в кассационной инстанции законность судебных актов, вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации и арбитражными апелляционными судами, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику, а также осуществляют иные полномочия, предусмотренные регламентом арбитражных судов.

В судебных коллегиях федерального арбитражного суда округа могут быть образованы судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую судебную коллегию.

Составы формируются председателем федерального арбитражного суда округа.

Каждый судебный состав возглавляет председатель, утверждаемый президиумом федерального арбитражного суда округа сроком на три года. Один и тот же судья может быть утвержден на должность председателя судебного состава неоднократно.

Председатель федерального арбитражного суда округа является судьей и осуществляет процессуальные полномочия, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Кроме того, председатель федерального арбитражного суда округа:

1) организует деятельность федерального арбитражного суда округа;

2) распределяет обязанности между заместителями председателя федерального арбитражного суда округа;

3) формирует из числа судей федерального арбитражного суда округа судебные составы;

4) созывает президиум федерального арбитражного суда округа и председательствует на его заседаниях, а также выносит на рассмотрение президиума вопросы, отнесенные настоящим Федеральным конституционным законом к ведению президиума;

5) осуществляет общее руководство аппаратом федерального арбитражного суда округа, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда;

6) представляет федеральный арбитражный суд округа в отношениях с государственными, общественными и иными органами;

7) осуществляет другие полномочия, установленные настоящим Федеральным конституционным законом с изданием приказов и распоряжений.

Заместители председателя федерального арбитражного суда округа являются судьями и осуществляют процессуальные полномочия, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Кроме того, заместители председателя федерального арбитражного суда округа в соответствии с распределением обязанностей возглавляют судебные коллегии, организуют деятельность структурных подразделений аппарата суда. В случае отсутствия председателя федерального арбитражного суда округа его полномочия осуществляет первый заместитель председателя, а при отсутствии первого заместителя - один из заместителей председателя.

Иные арбитражные органы.

В качестве альтернативной процедуры рассмотрения споров (по отношению к разрешению споров в государственных судах) между субъектами права различных государств, в том числе и в Российской Федерации, широкое распространение получило третейское, или арбитражное разбирательство.

В соответствии с ч.6 ст. 4 АПК РФ, а так же с рядом иных законодательных актов, по соглашению сторон подведомственный арбитражному суду спор, возникающий из гражданских правоотношений, до принятия арбитражным судом первой инстанции судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда, т.е. для альтернативного судопроизводства.

21 июня 2002 г. принят Государственной Думой РФ, 10 июля 2002 г. одобрен Советом Федерации РФ, 24 июля 2002 г. подписан Президентом РФ - Федеральный закон N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации". РГ от 27 июля 2002 г., N 137

Данный федеральный закон регламентирует порядок образования и деятельности третейских судов, передача спора на разрешение третейского суда, состав третейского суда, третейское разбирательство.

Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей, организациями - юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Спор может быть передан на разрешение третейского суда при наличии заключенного между сторонами третейского соглашения, при этом третейское соглашение может быть заключено до принятия решения по спору арбитражным судом или судом общей юрисдикции.

Третейский суд разрешает споры, как и федеральные суды, на основании Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, нормативных правовых актов субъектов РФ и органов местного самоуправления, международных договоров РФ.

После принятия решения каждой стороне должен быть вручен либо направлен экземпляр решения.

Если решение третейского суда не исполнено добровольно в установленный срок, то оно подлежит принудительному исполнению. Принудительное исполнение решения третейского суда осуществляется по правилам исполнительного производства, действующим на момент исполнения решения третейского суда, на основе выданного судом /арбитражным, судом общей юрисдикции/ исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда. Комаров А.С. Рассмотрение споров Международным коммерческим арбитражным судом при Торгово-промышленной палате Российской Федерации "Законодательство", 1997, N 2

Обращение к третейскому суду не рассматривается как несовместимое с правом на обращение к суду за судебной защитой. Ч.6 ст. 4 АПК РФ распространяется на передачу дела не только в третейские суды, но и в международные коммерческие арбитражи, поскольку последние также являются негосударственным способом разрешения гражданских дел, но отличаются по сфере деятельности.

Развитие третейского суда как альтернативы государственному суду практически во всех странах рассматривается как положительное явление, способствующее, в частности, значительному облегчению бремени, лежащего на государственном правосудии в сфере разрешения конфликтов, возникающих между участниками хозяйственного оборота. Кроме этого, в сфере внешнеэкономических отношений международный арбитраж рассматривается как важный элемент, эффективно способствующий развитию международного сотрудничества. В этой связи чрезвычайно важным для любого государства представляется создание условий для обеспечения надлежащего применения существующего в этой области национального законодательства, которое должно быть основано на правильном понимании правовой природы и роли третейского суда как составной части национальной правовой системы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.