Рефераты. Англо-саксонская правовая семья

Более 150 лет длился колониальный период развития общего права в США (с момента высадки первых поселенцев и до американской революции 1787 года). В течение этого времени сосуществовали, взаимодействовали выходцы из разных стран, часто говорившие на разных языках, со своими привычками, взглядами, обычаями. Общий интерес заключался в том, чтобы дать больший простор для распределения земельной собственности и для первоначального накопления капитала. Косное и своекорыстное представление о праве владения и распоряжения собственностью характерное для английской земельной аристократии было неприемлемо для мировоззрения колонистов. Неизбежен стал конфликт между поселенцами и английской колониальной администрацией.

Англия контролировала жизнь колоний лишь теоретически, т.к. их жители признавались подданными британской короны. В действительности королевская администрация находилась на слишком большом расстоянии от своих подданных и не могла осуществлять эффективный контроль за ними.

Своеобразие американского варианта общего права постепенно становилось все более заметным. Прецедентное право постепенно отдалялось от английского прецедентного права благодаря деятельности судебной магистратуры. Хотя сам порядок вынесения решений в американских судах, основанный на изучении ранних прецедентов, ближе к английскому, чем к континентальному.

Провозглашение независимости выдвинуло на первый план идею создания самостоятельного Американского права, «порывающего» со своим английским прошлым. Принятие федеральной конституции 1787 года и конституций штатов, вошедших в состав США, явилось первым и важным шагом на этом пути. В ряде штатов были приняты уголовные, уголовно-процессуальные и гражданские процессуальные кодексы. Были запрещены ссылки на английские судебные решения, вынесенные до провозглашения независимости. Однако принятие принципов континентальной системы права не произошло. Лишь некоторые штаты, бывшие ранее французскими и испанскими колониями (Луизиана, Калифорния), приняли кодексы романского типа. Законы большинства штатов прямо говорили, что общее право является действующим. В целом в США сложилась дуалистическая система, сходная с английской: прецедентное право во взаимодействии со статутным, при приоритете прецедента.

Для американского, как и для английского юриста, право - это, прежде всего судебная практика. Нормы закона входят в систему права лишь после того, как будут неоднократно истолкованы судьями. В американских судах, как и в английских, ссылаются не на законы, а на судебные решения, в которых они были применены.

Однако Верховный суд США и апелляционные суды штатов не считают себя, безусловно связанными своими прошлыми решениями. Американские судьи в своих решениях не соблюдают так строго правило прецедента, как их английские коллеги. По их мнению, жесткость прецедента создает излишнюю сложность в принятии взвешенных решений. С начала 20 века широкое распространение в судебных органах всех уровней получили идеи Р. Паунда и О. Холмса о необходимости спасти «книжное право» от рутины и заменить его правом в действии. Верховный суд США, окружные апелляционные суды и суды штатов всех уровней не считают себя связанными своими прежними решениями. Отменяя устаревшие прецеденты, эти суды могут по своему усмотрению отвергать прецедент ретроспективно или только на будущее.

Существенное отличие права США от английского обусловлено федеральной структурой США. В пределах своей компетенции, которая достаточно значима, штаты создают своё законодательство и свои многочисленные прецеденты. В С ША существует фактически 51 система права (по одной на каждый штат и одна - федеральная). Несмотря на большое значение федерального законодательства, граждане и юристы в первую очередь пользуются правом штатов.

Юрисдикция судов каждого штата осуществляется вне зависимости от юрисдикции другого штата. Решения, принятые судами одного штата могут совершенно отличаться от решений судов другого штата по одному и тому же делу. Нередки случаи принятия совершенно противоположных решений судами разных штатов по аналогичным делам. Ежегодно в США публикуется более 300 томов судебных прецедентов. Несмотря на развитие компьютерной техники, поиск необходимого прецедента очень осложняется многочисленностью прецедентов.

Законодательства штатов значительно отличаются друг от друга. Отличаются меры уголовного наказания за одно и то же преступление, устанавливается режим общности или раздельности имущества супругов и так далее. Подобные явления делают правовую систему США очень сложной и запутанной.

Одна из самых важных особенностей правовой системы США состоит в контроле судов за конституционностью законов. Верховный суд США, Верховные суды штатов могут признать тот или иной закон неконституционным. Судебные органы федерации и штатов осуществляют также контроль за конституционностью актов применения общего права.

Любое судебное решение может быть аннулировано в случае признания его противоречащим конституционной норме. Этот правовой институт весьма важен как средство заставить судебные инстанции уважать основные принципы права и обеспечить тем самым единство правовой системы США.

В правовой системе Соединенных Штатов законодательство более значимо и весомо, чем в английском статутном праве. Существующая уже более двухсот лет

Федеральная конституция и более молодые конституции штатов играют важную роль в регулировании жизни общества. Каждый штат имеет большое количество своих собственных законов, так как обладает широкой законодательной компетенцией и активно её использует. Значительный рост Федерального законодательства был обусловлен усилением тенденций к централизации государства. Государственное вмешательство в экономику привело к расширению правотворчества высших звеньев исполнительных структур (президента, федеральных служб и так далее).

Еще одной отличительной особенностью законодательства США является наличие в ней кодексов, ранее неизвестных в английском праве. Во всех штатах действуют уголовные кодексы, в некоторых уголовно-процессуальные, в 25 штатах - гражданские процессуальные, в других - гражданские кодексы. В штате Луизиана действуют кодексы европейского типа, а в других штатах эти кодексы разительно отличаются от Романо-германских. В своих кодексах американские законодатели стремились воспроизвести прежние нормы, созданные путем судебной практики, объединить прецеденты, сделать их основой законодательства.

Одной из форм кодификации в праве США явилось создание типовых для штатов, единообразных законов и кодексов, позволяющих установить максимальное единство в тех областях права, где существует подобная необходимость. Проекты таких законов и кодексов подготавливаются специальным органом - Общенациональной комиссией. В комиссию входят представители всех штатов, с ней сотрудничают Американский институт права и Американская ассоциация адвокатов. Далее проект проходит процедуру официального утверждения штатом. Среди кодексов такого типа первым и наиболее известным стал Торговый кодекс, который содержит четыреста статей. Первоначально он был выработан в 1952 году, а потом пересмотрен в 1958 и 1962 годах. В настоящее время этот кодекс принят практически во всех штатах. Также были созданы кодексы по уголовному праву, уголовному процессу и по доказательному праву. Однако применение закона, которое зависит в США от судебных прецедентов, возможно, все же будет отличным в разных штатах.

Увеличение количества законов в США остро ставит вопрос об их систематизации, приведении в порядок для удобства пользования и применения. С этой целью был издан ряд сборников частных и официальных охватывающих федеральное законодательство или законодательство штатов. Существует, например Кодекс законов США, представляющий собой систематизированное собрание действующих законов федерации.

Важным фактором, обусловившим качественно новую роль судебных решений в США можно назвать то факт, что Конституция США имеет прямое действие и в отличие от английских судов, американские, при толковании отдельных казусов, обращаются к её тексту. Поэтому в выборе судебных решений в США существует гораздо больший диапазон и большая гибкость в выборе санкций. Объем компетенции судебной власти в США значительно превышает компетенцию соответствующих судебных инстанций в Англии, Канаде или во Франции. В ряде случаев суды федерации и отдельных штатов решают споры, требующие политической оценки и решения на уровне государственных интересов. Судебную систему возглавляет Верховный суд США, деятельность которого наполняется глубоким политическим содержанием. Верховный суд в процессе своей судебной деятельности осуществляет функцию конституционного надзора и может решать не только судьбу дела на основании закона, но и судьбу закона (его соответствие Конституции).

Верховный суд США является не только гарантией авторитета и независимости судебной власти, но и служит важным инструментом урегулирования основных политико-юридических проблем, которые возникают в отношениях между федерацией и штатами, между центром и местной администрацией, между законодательной и исполнительной властью. С этой точки зрения , даже законотворческий процесс США находится под бдительным контролем высшей судебной инстанции. Девять членов Верховного суда не занимаются разработкой законов, но имеют существенную возможность повлиять на осуществление законодательного процесса.

Для государств англо-саксонской правовой семьи роль судей в развитии юридической доктрины была и остается очень значимой. В Соединенных Штатах огромно влияние юристов на политико-правовой процесс. Роль корпорации судей и профессиональных юристов достаточно велика, так как федеральная конституция и конституции штатов устанавливают разграничение федеральной власти и законодательных органов штатов и неукоснительно гарантируют определенный минимум прав и свобод. Толкованием этих конституций всегда занимались суды.

Ещё в XIX веке в США возникла правовая доктрина о том, что суды имеют право не принимать во внимание любой законодательный или исполнительный акт, если сочтут его противоречащим федеральной конституции или конституции штата.

В 1920-1930 годах судебная корпорация была нередко враждебно настроена против новых законов, защищающих появление нового управленческого аппарата на уровне штата, который смог бы достигнуть социальной справедливости без традиционных методов судопроизводства и юридических категорий. Время показало, что судебные расследования установленных законом управленческих действий достаточно эффективны как для контроля выполнения должностными лицами своих обязанностей, так и для защиты личности от оскорбления чиновников.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.