Рефераты. Анализ соотношения частного и публичного права

Генетические корни публичного права, как и частного права, кроются в развивающихся общественных отношениях. Именно в сферах жизни общества, государства и гражданина зарождаются процессы и явления, требующие публично-правового регулирования. Вызревают потребности, удовлетворение которых отвечает социальным интересам. Применительно к публичному праву имеются в виду общие потребности, отношения, интересы, без обеспечения которых невозможно удовлетворение как личных интересов, так и общезначимых, публичных интересов общества в целом. Устойчивость общества и его жизнедеятельность, функционирование институтов политической, экономической, социальной сфер служат своего рода условием и гарантией реализации частного права. А следовательно, можно сделать вывод: публичное и частное право органически связаны и взаимодействуют между собой.

2. Соотношение публичного и частного права

2.1 Критерии разделения публичного и частного права

Вопрос о соотношении частного и публичного права носит ярко выраженный прагматический характер, поскольку от его решения зависит право государства на вмешательство в частную жизнь граждан, в экономическую, предпринимательскую и иные сферы.

Термин «публичное» и «частное» право известен с очень давних времен. Уже древние римские юристы оперируют с этим термином, расчленяя всю обширную область права на две большие сферы - сферу права публичного и сферу права частного.

Историческое соотношение между частным и публичным правом можно характеризовать состоянием первоначальной слитности того и другого, из которого публичное и частное право выходят лишь постепенно путем медленного исторического процесса.

Деление права на публичное и частное признавали в Древнем Риме. Публичное право, по утверждению римского юриста Ульпиана, есть то, которое относится к положению римского государства; частное - которое относится к пользе отдельных лиц. В последующем критерии отнесения права к частному или публичному уточнялись, получали более развернутые характеристики, однако признание научной и практической ценности подразделения права на публичное и частное оставалось неизменным.

В современной юридической науке выработаны следующие критерии для разграничения публичного и частного права. Формальные критерии между границами этих двух правовых сфер - порой в практической юриспруденции весьма зыбкими, подвижными, стертыми реальной жизнью, законодательством и юридической практикой - обрисованы одной из отраслей юридических знаний - аналитической юриспруденцией - довольно основательно и убедительно. Из таких критериев наиболее существенное значение имеют следующие два.

Первый: для публичного права характерны отношения «власть - подчинение», для частного права - отношения юридического равенства субъектов.

Второй: публичное право построено на принципе субординации, частное право - на принципе координации воли и интересов участников отношений11 Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. - М.: БЕК, 1995. - С. 57.

Эти критерии получили подробную разработку во многих трудах и зарубежных авторов, и отечественных правоведов. Среди русских правоведов нужно отметить И.А. Покровского, давшего характеристику публичного и частного права в труде «Основные проблемы гражданского права» (1917 г.), а также М.М. Агаркова и Б.Б. Черепахина. Отметив особенности интересов субъектов в той и другой сфере, Б.Б. Черепахин пишет, что в основу разделения права на публичное и частное должен быть положен все же формальный критерий, и подчеркивает в этой связи: «...частноправовое отношение построено на координации субъектов, частное право представляет собой систему децентрализованного регулирования жизненных отношений»22 Попондопуло В. Ф. О частном и публичном праве // Правоведение. - 1994. - № 5. - С. 11..

Вместе с тем, указав на приведенные критерии, нужно понимать то, что сама эта классификация - деление права на «публичное» и «частное» - имеет в основном, общее, принципиальное юридическое значение.

Дело в том, что в практической жизни, особенно на нынешних этапах развития общества, публичное и частное право во многих случаях оказываются «перемешанными»: в жизненных отношениях довольно часто наличествуют разнопрофильные элементы, одни из которых относятся к частному праву, другие - к публичному.

Складываются даже целые правовые подразделения, комплексные образования, в которых в разных пропорциях присутствует одновременно и то и другое.

В этой связи необходимо сказать о том, что деление права на публичное и частное не только и, не столько классификационное. Это - деление концептуального порядка. Оно касается самих основ права, его места и роли в жизни людей, его определяющих ценностей.

Публичное право - это правовая сфера, в основе которой - государственные интересы, «государственные дела», т. е. самоустройство и деятельность государства как публичной власти, регламентация деятельности государственного аппарата, должностных лиц, государственной службы, уголовное преследование правонарушителей, уголовная и административная ответственность и т.д., - словом, институты, построенные в «вертикальной» плоскости, на началах власти и подчинения, на принципах соподчиненности, субординации. Сообразно этому для публичного права присущ один - и только один - общегосударственный юридический «центр», характерны императивные предписания и запреты, обращенные к подчиненным, подвластным лицам; дозволения же, имеющие императивный характер, - прерогатива властвующих субъектов.

Вот поэтому для публичного права характерен специфический юридический порядок - обобщенно говоря, порядок «власти - подчинения», - это порядок, в соответствии с которым лица, обладающие властью, вправе односторонне и непосредственно, в принципе без каких-либо дополнительных решений иных инстанций, определять поведение других лиц, и сообразно этому вся система властно-принудительных учреждений обязана силой принуждения обеспечивать полную и точную реализацию приказов и команд власти, а «все другие» лица должны им подчиняться. Отсюда вытекают и все другие принципы публичного права: различие, разнопорядковость правового статуса лиц, иерархичность положения и разный объем властных правомочий у властвующих лиц, наличие своей «ведомственной» юрисдикции, отсутствие ориентации на решение спорных вопросов независимым судом. По мере развития демократии, как уже говорилось ранее, эти принципы обогащаются институтами высокого демократического порядка, становятся совместимыми со всеми другими подразделениями гуманистического права, но это не меняет самой сути, самой природы публично-правовых начал.

Частное право выражает начала децентрализации, свободы отдельных субъектов. Здесь возможность решения той или иной жизненной ситуации не только в какой-то мере заранее запрограммирована в юридических нормах, но и предоставлена самим участникам отношений, которые определяют решение ситуации сами, автономно, своей волей и в своих интересах.

Поэтому в частном праве, в отличие от публичного, господствуют «горизонтальные» отношения, основанные на юридическом равенстве субъектов, координации их воли и интересов. Преимущественное положение в нем занимают не императивные предписания, не запреты, а юридические дозволения.

Таким образом, в сфере частного права, наряду в единым общегосударственным юридическим «центром», активно действует множество других юридических «центров». Да притом так, что каждый участник отношений в гражданском обществе, каждый субъект права - это и есть особый и высокозначимый юридический «центр».

Таким образом, деление права на публичное и частное не просто классификационное подразделение, позволяющее распределить юридические нормы и правоотношения по наиболее крупным рубрикам. Публичное и частное право - качественно разные области правового регулирования, два разных, как уже отмечалось, «континента» или две «юридические галактики».

С первых стадий цивилизации так и развивается в составе двух относительно самостоятельных сфер, по двум руслам - публичного и частного права. И поскольку в любом обществе существуют государственные и частные интересы, то более или менее развитое право только и может существовать и развиваться при наличии двух соответствующих сфер - публичного частного права.

Частное и публичное право представляют собой части единой юридической системы страны и действуют в единстве, во взаимодействии, подчас при регулировании тех или иных отношений, действуют в комплексе. В гражданских законах есть элементы, нормы и институты, относящиеся во многом к публичному праву. Законы публично-правового характера сопровождают гражданские законы, серьезно влияют на их результативность, применение.

2.2 Система публичного и частного права

Система публичного и частного права обусловлена природой публичного и частного права, особенностями национальной правовой системы. С учетом этого публично-правовая и частноправовая системы могут быть представлены следующим образом11 Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - М.: Юристъ, 2001. - С. 171.

Система публичного права включает в себя:

- конституционное право;

- административное право;

- финансовое право;

- уголовное право;

- экологическое право;

- уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное;

- международное публичное право.

В статье 71 Конституции Российской Федерации определены предметы ведения Российской Федерации. Среди них названы лишь некоторые отрасли публичного права. Это - судоустройство и прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное законодательство, арбитражно-процессуальное законодательство. Это - внешняя политика и международные вопросы войны и мира, т.е. международное публичное право11 Конституция Российской Федерации //Российская газета. 1993. 25 декабря. - Ст. 71.

Система частного права включает:

- гражданское право;

- семейное право;

- трудовое право;

- земельное право;

- международное частное право.

Из представленной системы права можно увидеть, что абсолютной публично-правовой или частноправовой отрасли не существует. Публично-правовые элементы присутствуют в отраслях частного права, равно как и наоборот. К примеру, в семейном праве к публично-правовым элементам относятся судебный порядок расторжения брака, лишения родительских прав, взыскания алиментов. В земельном праве публично-правовой элемент имеет значительное проявление - определение порядка землеустройства, предоставления (отвода) земель, изъятия земель и др. Применительно к каждой конкретной отрасли права имеет место комбинирование этих юридических приемов.

Границы между частным и публичным правом исторически подвижны и изменчивы. Так, изменение в Российской Федерации форм собственности на землю принципиально повлияло на характер земельного права, перешедшего под «юрисдикцию» частного права. Эти же причины обусловливают изменение внутри отраслей частного и публичного права. В этом случае можно говорить о двух тенденциях: внутриотраслевой консолидации и дифференциации. Так, можно предположить, что такие отрасли права, как уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное и отрасли законодательства - административно-процессуальное и арбитражно-процессуальное, консолидируются в единую ветвь публичного права - процессуальное право. Высказано предположение о том, что семейное право будет «поглощено» гражданским правом.

Что касается внутриотраслевой дифференциации, то уже сейчас создались предпосылки для выделения муниципального права из состава конституционного. По опыту зарубежных стран можно предположить, что произойдет отпочкование налогового права из состава финансового.

Система права находится под значительным влиянием субъективного фактора - нормотворческой деятельности государства. Соответственно этот фактор также будет оказывать значительное влияние на соотношение между частным и публичным правом. Очевидно, можно предположить, что если возобладает идея сильного государства, то это одновременно будет означать усиление публично-правовых начал в общественной жизни. Если же принцип связанности государства правом окажется реальным фактом, то частноправовые начала будут расширять сферы своего влияния.

Заключение

Структурирование права по типу «частное - публичное» направлено на ограничение государственной власти, гарантирует «область свободы» субъектов права от проявлений всевластия государства. Такое деление права объективно по своему характеру, отражает бытие двух относительно самостоятельных сфер - гражданского общества и государства. Для этих сфер характерны различные меры дозволенного и запрещенного; одни задачи решаются в рамках публичного права, другие - частного. Вместе с тем право едино в обоих своих проявлениях - частном и публичном - и лишь в совокупности может обеспечить сочетание интересов общества, государства и личности.

Публичное право - система централизованного регулирования, обеспечиваемая правовым блоком, включающим нормы права, институты и отрасли, определяющие область реализации публичных интересов, регулирующие публично-правовые отношения - отношения органов публичной власти между собой, а также отношения между ними и частными лицами и их объединениями, построенные на началах субординации субъектов. Для неё характерны особенности, обусловленные правовым режимом публичной власти: преимущественно разрешительный способ правового регулирования, односторонние волеизъявления властных органов как участников соответствующих правоотношений, иерархические связи и вытекающая отсюда императивность правовых норм.

Частное право - система децентрализованного регулирования, обеспечиваемая правовым блоком, включающим в себя нормы права, институты и отрасли, определяющие область реализации частных интересов, регулирующие частноправовые отношения - отношения частных лиц и их объединений между собой, закрепляющие свободу договорных связей, построенные на началах координации субъектов. Для неё характерен преимущественно общедозволительный способ (гражданско-правовой метод) правового регулирования, отличающийся началами автономии, юридического равенства субъектов, их не подчиненностью и обусловленной этим диспозитивностью правовых норм.

В основу разграничения права на частное и публичное должен быть положен формальный критерий, т.е. различие следует проводить в зависимости от способа построения и регулирования юридических отношений, присущего частному и публичному праву. Наиболее приемлемым среди формальных критериев разграничения является положение субъекта в правоотношении и признак централизации или децентрализации правового регулирования.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации //Российская газета. 1993. 25 декабря.

2. Абдулаев М.И. Теория государства и права. - М.: Финансовый контроль, 2004 - 410с.

3. Абдуллин А.И. Об истоках международного частного права в России // Журнал российского права. - 2006. - №6. - С. 7-9.

4. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. - М.: Изд-во «Юридическая литература», 1997 - 382с.

5. Давид Р. В. Основные правовые системы современности. - М., 2004. - 257с.

6. Кононов А.А. Общенаучная концепция системы права // Правоведение. - 2003. - N3. - С. 6-8.

7. Марченко М.Н. Общая теория государства и права. - М.: БЕК, 2004 - 421с.

8. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - М.: Юристъ, 2001. - 520с.

9. Теория государства и права. / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.: Юристъ, 2001. - 776с.

10. Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельский, В.Д. Перевалов. - М.: Юристъ, 2002. - 524с.

11. Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. - М.: БЕК, 1995. - 186с.

12. Попондопуло В. Ф. О частном и публичном праве // Правоведение. - 1994. - № 5. - С. 11-13.

13. Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства. - М.: Новый Юрист, 1999. - 240с.

14. Хмелевский С.В. Теория государства и права. - М.: Per Se, 2003. - 254с.

15. Хропанюк В. Н. Теория государства и права. - М.: Юрист, 1995. - 341с.

16. Четвернин В.А. Понятия права и государства. - М., 2005

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.