Рефераты. Анализ работы района по организации и управлению социальной службы Центра социального обслуживания Называевского района

ГЛАВА 2 ПРАВОВЫЕ АКТЫ В ЗАЩИТУ СЕМЬИ

2.1 Конвенция ООН о правах ребенка

20 ноября 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка. Главная цель Конвенции -- максимальная защита интересов ребенка. Ее положения по сути сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. Все эти направления имеют конкретное содержание.

Право ребенка на жизнь, включая выживание в определенных затрудненных условиях, осуществляется доступным медицинским обслуживанием, обеспечением установленного стандарта уровня жизни, а также реализацией права на имя и гражданство.

Право на развитие объединяет сферы образования, отдыха, досуга, культуры.

Право на активное участие в жизни общества осуществляется мерами по обеспечению свободы слова, совести и религии, правом на получение информации, свободное выражение своего мнения. Конвенция закрепляет также соответствующие обязанности родителей.

13 июня 1990 г. Конвенция о правах ребенка была ратифицирована Верховным Советом СССР, а 15 сентября 1990 г. вступила в силу для Российск Федерации. Этим актом Россия заявила о своем обязательстве соблюдать положения и принципы Конвенции и в случае их невыполнения нести ответственность перед международным сообществом.

С целью приведения государственной политики в отношении детей в соответствие с положениями Конвенции о правах ребенка в Российской Федерации принимаются необходимые нормативные правовые акты.

Основным правовым актом в нашей стране является принятая 12 декабря 1993 г. Конституция Российской Федерации. В соответствии со статьей Конституции Российская Федерация -- социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь свободное развитие человека. В Российской Федерации осуществляется государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. В главе "Права и свободы человека и гражданина" Конституции изложены положения, закрепляющие права детей.

Статья 2 Конвенции устанавливает, что государства-участники о6еспечивают каждому ребенку все права без дискриминации или различий.

Право граждан на образование определено законом Российской Федерации "Об образовании". В статье 5 закона гарантируется право на образование» независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности, судимости.

Вопросы гражданства, охватываемые статьей 7 Конвенции о правах ребенка, регламентированы Конституцией Российской Федерации, законом "О гражданстве РСФСР". Закон "О гражданстве РСФСР", вступивши в силу 6 февраля 1992 г., подробно регламентирует гражданство детей, порядок приобретения, изменения гражданства с учетом мнения несовершеннолетнего. Конвенция предусматривает, что государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим его (ст. 12). Конституция Российской Федерации гарантирует ребенку, как любому гражданину Российской Федерации, свободу мысли и слова.

Закон Российской Федерации "Об образовании" подчеркивает гуманистический характер образования, приоритет свободного развития личности. Отказ образования от идеологических установок партий, общественных движений и организаций также обеспечивает ребенку свободное формирование и выражение своих взглядов.

Кодекс о браке и семье РФ гарантирует ребенку учет его личного мнения при рассмотрении вопросов, связанных с установлением отцовства, изменением имени и фамилии, усыновлением, если ребенок достиг 10-летнего возраста.

В Конституции Российской Федерации (ст. 28) и в законе Российской Федерации "О свободе вероисповеданий" изложено право граждан свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и атеистические убеждения, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой и действовать в соответствии со своими убеждениями при условии соблюдения законов государства. Эта норма соответствует требованиям статьи 14 Конвенции о правах ребенка.

В законе Российской Федерации "Об образовании" зафиксировано право религиозных объединений создавать образовательные учреждения, а также право родителей несовершеннолетних детей выбирать формы обучения и типы образовательных учреждений.

Статья 5 Конвенции о правах ребенка устанавливает, что государство должно уважать права и обязанности родителей, опекунов или других лиц, несущих по закону ответственность за ребенка, должным образом управлять и руководить ими. Данные положения регламентируются Кодексом о браке и семье, где зафиксировано, что защита прав и интересов несовершеннолетних детей лежит на их родителях.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, все сделки, за исключением указанных в кодексе, за несовершеннолетних, не достигших 14 лет (малолетних), могут совершать от их имени только родители, усыновители или опекуны. Для совершения большинства сделок несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 дет требуется письменное согласие их законных представителей.

Гражданский кодекс ввел новую норму, ранее неизвестную нашему законодательству, согласно которой несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителей занимается предпринимательской деятельностью. Родители, усыновители и попечитель не несут ответственности по обязательствам эмансипированного несовершеннолетнего (ст. 27 ГК).

Закон Российской Федерации "Об образовании" предоставляет права родителям выбирать формы обучения ребенка, образовательное учреждение, давать необходимое образование в семье.

Ответственность родителей за воспитание детей, провозглашенная статьей 18 Конвенции о правах ребенка, закреплена Конституцией Российской Федерации, законодательством о браке и семье, законом "Об образовании", административным и уголовным законодательством.

Одним из основных положений Конвенции о правах ребенка является обязанность государств-участников обеспечивать замену ухода за детьми, лишенными семейного окружения (ст. 20). сВо многих случаях наилучшей формой замены ухода за ребенком без родителей является усыновление. В Российской Федерации усыновление детей регулируется Кодексом о браке и семье РФ. В связи с большим числом нарушений в данной области был принят федеральный закон от 7 марта 1995 г. "О внесении изменений и дополнений в Кодекс о браке и семье РФ, Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях", который должен гарантировать защиту прав детей при усыновлении, не допускать незаконное усыновление.

Сохранение жизни и здоровья детей -- одна из основных целей и смысл существования человеческого общества. Конвенция о правах ребенка утверждает неотъемлемое право каждого ребенка на жизнь и обязывает государства обеспечивать "в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка" (ст. 6).

22 июля 1993 г. приняты Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, которые регулируют права семьи, права беременных женщин и матерей, права несовершеннолетних.

Несовершеннолетние имеют право на диспансерное наблюдение и лечение в детской и подростковой службах, медико-социальную помощь и питание на льготных условиях, бесплатную медицинскую консультацию при определении профессиональной пригодности, получение необходимой информации о состоянии здоровья в доступной для них форме (ст. 24). В соответствии со статьей 27 Основ, дети-инвалиды имеют право на медико-социальную помощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения на льготных условиях, а также на профессиональную подготовку и переподготовку. Законодательное закрепление вопросов, связанных с обеспечением надлежащих условий для воспитания и обучения детей, неполноценных в умственном или физическом отношении, нашло отражение и в законе Российской Федерации "Об образовании". Закон предусматривает, в частности, создание для обучающихся с отклонениями в развитии специальных образовательных учреждении коррекционного, характера, обеспечивающих их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.

В Конвенции о правах ребенка значительное внимание уделяется реализации его права на социальное обеспечение (ст. 26), а также права пользоваться службами и учреждениями по уходу за детьми (ст. 18).

В Российской Федерации принимаются законодательные акты по социальной поддержке наименее защищенных групп населения: 4 апреля 1992 г. утвержден закон Российской Федерации "О дополнительных мерах по охране материнства и детства". Приняты постановление Правительства Российской Федерации от 20.02.94 № 133 "Об утверждении порядка назначения и выплаты единого ежемесячного пособия на каждого ребенка и ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет", постановление Правительства Российской Федерации от 22 марта 1995 г. № 290 "Об утверждении порядка назначения и выплаты компенсационных выплат семьям с детьми, обучающимся и другим категориям лиц". 4 мая 1995 г. Советом Федерации был одобрен принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". Федеральным законом от 22 декабря 1994 г. "О внесении изменений и дополнений в Кодекс о браке и семье РСФСР" в него были внесены изменения, направленные на защиту получателей алиментов. Настоящим законом отменен минимальный размер алиментов, изменено взыскание алиментов в твердой денежной сумме, предусмотрена индексация твердых денежных сумм, разработаны меры по предотвращению сокрытия доходов плательщиком алиментов.

В области образования основным актом в Российской Федерации является принятый в мае 1992 г. закон Российской Федерации "Об образовании", который провозглашает сферу образования приоритетной в системе общественных отношений. 8 июля 1994 г. принят Указ Президента Российской Федерации "О гарантиях прав граждан Российской Федерации на получение образования".

Несмотря на то что в Российской Федерации принято большое количество нормативных актов о правах ребенка, защите его интересов, охране здоровья, развития, обучения, по некоторым вопросам имеются существенные пробелы, действуют устаревшие, недостаточно эффективные нормы.

2.2 Президентская программа семейной политики

В 1996 году президентом России была утверждена программа социального развития "РОССИЯ: Человек, Семья, Общество, Государство".

Помочь семье - значит обеспечить условия для того, чтобы рождение и воспитание детей, материнство и отцовство получили всемерную поддержку государства, уважение и признание в обществе, а также гармонично сочетались с возможностями профессиональной реализации обоих родителей, с защитой женщин и детей от дискриминации и насилия.
Новая концепция демократии, ориентированная на международные нормы охраны прав человека, подразумевает ликвидацию всех форм дискриминации женщин. Указ Президента Российской Федерации от 4 марта 1993 г. № 337 "О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин" - это намерение обеспечить фактическое, а не декларативное равноправие между полами. Однако полное освобождение от тяжелого исторического наследия, в котором традиционное угнетение женщины считалось не только нормой, но чуть ли не залогом благополучия и стабильности семьи и страны, - задача долгосрочная.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Актуальность данной темы на современном этапе связана прежде всего с тем, что процесс перехода семьи от привычных форм существования к освоению рыночных структур жизнедеятельности протекает крайне болезненно. Состояние экономической, социально-психологической и демографической дезадаптации семейной ячейки вслед за нестабильностью общества приобретает хронические формы. Стремление и попытки семьи приспособиться к новым явлениям и постоянным переменам, происходящим в обществе, предопределяют изменения самого института семьи. Поэтому сегодня научное переосмысление проблем семьи является необходимым условием эффективного решения задач семейной политики.

Государство, общественные организации, религиозные объединения, предприниматели, ученые, журналисты должны сделать все, чтобы обеспечить семье поддержку. Без учета интересов семьи никогда не сможет реализоваться государственная политика, направленная на возрождение России.

Семья станет растить детей, уверенно глядя в будущее, в любви и согласии, воспитывая в молодежи высокую духовность, гордость за свою Родину и ответственность за ее судьбу.

Список использованной литературы

1. Социальная политика

2. Алексеев С.С. Государство и право - М., 1993 г.

3. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.

4. О положении детей в Российской Федерации - М., 1996..

5. Поленина М.К. Труд, семья, быт советских женщин - М., 1991.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.