Рефераты. Анализ проблемы борьбы с коррупцией и взяточничеством в Российской Федерации и за рубежом

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993

2. Гражданский кодекс РФ, часть вторая, от 26.01.1996 года № 14-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 29.01.1996 № 5

3. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (с изменениями от 27 мая, 25 июня 1998 г., 9 февраля, 15, 18 марта, 9 июля 1999 г., 9, 20 марта, 19 июня, 7 августа, 17 ноября, 29 декабря 2001 г., 4, 14 марта, 7 мая, 25 июня, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., 11 марта, 8 апреля, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 21, 26 июля, 28 декабря 2004 г., 21 июля, 19 декабря 2005 г., 5 января, 27 июля, 4, 30 декабря 2006 г., 9 апреля, 10 мая, 24 июля, 4 ноября, 1, 6 декабря 2007 г., 14 февраля 2008 г.)

4. Федеральный закон от 31 июля 1995 года № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ: 1995

5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»

Учебная литература

6. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я.Сухарева. 2-е изд. - М.: ИНФОРМА-М.: 2000

7. Богданов И.Я. Коррупция в России: социально-экономические и правовые аспекты. - М.: 2001

8. Костенников М.В., Куракин А.В. Предупреждение и пресечение коррупции в системе государственной службы - М.: 2004

9. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. / Под ред. А.В. Наумова, - М.: 1996

10. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный). - Издание третье, переработанное и дополненное/Под ред. А.А.Чекалина, В.Т.Томина, В.В.Сверчкова, - Юрайт-Издат, М.: 2006

11. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации/Под ред. В.И. Радченко, А.С. Михлина «Питер»: 2007

12. Коррупция. Политические, экономические, организационные и правовые проблемы / под ред. В.В. Лунева, - Юрист, М.: 2001

13. Курс уголовного права. Т.5. Особенная часть/Под ред. доктора юридических наук, профессора Г.Н. Борзенкова, доктора юридических наук, профессора В.С. Комиссарова. - М.: ИКД Зерцало,- М.: 2002

14. Кудрявцев В.Н. Общая теория квалификации преступлений - М.: 2001

15. Полосин Н.В., Скворцова С.А. Уголовное право России: Учебное пособие, - М.: Инфара - М.: 2003

16. Постатейный комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации/Под ред. Н.А.Громова, ГроссМедиа, - М.: 2007

17. Рарог А.И., Степалин В.П. Уголовное право: Общая часть в вопросах и ответах: Учебное пособие / Под ред. А.И. Рарога - «Юристь», М.: 2002

18. Уголовное право России. Особенная часть. /Под ред. А.Н. Игнатова. НОРМА-ИНФРА, - М.: 1998

19. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: Учебник (издание исправленное и дополненное)/Под ред. Л.В.Иногамовой-Хегай, А.И.Рарога, А.И.Чучаева. ИНФРА-М, КОНТРАКТ, - М.: 2006

20. Уголовное право: учебное пособие / отв. ред. В.С. Комиссаров, ТК Велби, - М.: 2003

21. Уголовное право РФ. Особенная часть. Учебник, Б.В. Здравомыслов, Юристъ, М.: 1999

22. Уголовное право. Часть общая, особенная: Учебник/ Под ред. Н.И. Ветрова, Изд-во: «Юриспруденция», - М.: 2001

23. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. /Под ред. А.С. Михлина, Юрист, - М.: 2005

24. Уголовное право: учебное пособие / отв. ред. В.С. Комиссаров, ТК Велби, - М.: 2003

25. Яни П.С. Взяточничество и должностное преступление: уголовно-правовая ответственность, ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», - М.: 2002

Периодическая литература

26. Аснис А.Я. Проблемы совершенствования действующего уголовного законодательства об ответственности за служебные преступления // Российский судья, 2005 № 5.

27. Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 1999, N 7.

28. Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 2000, N 9.

29. Государство и право, 2000, N 4.

30. Егорова Н. О взяточничестве и коммерческом подкупе // Российская юстиция, № 10, октябрь 2001

31. Егорова Н. Взяточничество и хищение: проблемы квалификации // Российская юстиция, № 6, 1996

32. Лобачевский И.Л. Уголовная ответственность за вымогательство за рубежом // Закон и право, № 6, 2004

33. Минкин Н. Характеристика личности взяткополучателя // Российская юстиция, N 8 август, 2002

34. Рыбаключева О. О системе преступлений, совершаемых должностными лицами с использованием властных или иных служебных полномочий // Закон и право, № 6, 2003

35. Сбоев Б.К., Бабин В.А. Ответственность за взяточничество // Налоговый вестник, № 2, февраль 2004

36. Сбоев Б.К., Бабин В.А. Ответственность за взяточничество // Законодательство и экономика, № 3, март 2004

37. Ситковец О.Н. Ответственность за получение и дачу взятки // Российский следователь, №1 , 2005

38. Тимошенко И. «Взятка» в праве и в русском языке // Российская юстиция, № 10, 2003

Приложение 1

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" (с изменениями от 6 февраля 2007 г.)

В целях обеспечения правильного и единообразного применения законодательства, предусматривающего ответственность за взяточничество и коммерческий подкуп, и в связи с вопросами, возникшими в судебной практике, Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановляет:

1. Обратить внимание судов на то, что в соответствии с примечанием к статье 285 УК РФ субъектом уголовного преступления - получения взятки, предусмотренного статьей 290 УК РФ, может быть лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Выполнение перечисленных функций по специальному полномочию означает, что лицо исполняет определенные функции, возложенные на него законом (стажеры органов милиции, прокуратуры и др.), нормативным актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом. Такие функции могут осуществляться в течение определенного времени или одноразово либо совмещаться с основной работой (народные и присяжные заседатели и др.).

2. К представителям власти следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности (например, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, члены Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, судьи федеральных судов и мировые судьи, наделенные соответствующими полномочиями работники прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов МВД Российской Федерации и ФСБ Российской Федерации, состоящие на государственной службе аудиторы, государственные инспекторы и контролеры, военнослужащие при выполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и иных функций, при выполнении которых военнослужащие наделяются распорядительными полномочиями).

3. Суду надлежит тщательно исследовать, какие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции (постоянно или временно) выполняло лицо, привлеченное к ответственности за получение взятки.

Организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий.

К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.

4. Субъектом преступления, предусмотренного статьей 290 УК РФ, надлежит признавать, при наличии к тому оснований, и такое должностное лицо, которое хотя и не обладало полномочиями для совершения действия (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, но в силу своего должностного положения могло способствовать исполнению такого действия (бездействия) другим должностным лицом либо получило взятку за общее покровительство или попустительство по службе. В приговоре следует указывать, в чем конкретно выразились такие действия (бездействие).

Под должностным положением, способствующим совершению определенных действий в пользу взяткодателя со стороны указанных должностных лиц, следует, в частности, понимать значимость и авторитет занимаемой должности, нахождение в подчинении иных должностных лиц, в отношении которых осуществляется руководство со стороны взяткополучателя. При этом судам следует иметь в виду, что использование личных отношений, если они не связаны с занимаемой должностью, не может рассматриваться как использование должностного положения.

К общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности.

К попустительству по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, нереагирование на его неправомерные действия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.