Рефераты. Анализ правового статуса судей в России

4) достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи или истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;

5) увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

6) прекращение гражданства Российской Федерации, приобретение гражданства иностранного государства либо получение вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

7) занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;

8) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;

9) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо признании его недееспособным;

10) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;

11) отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда, а также если судья оказывается состоящим в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда.

2. Полномочия судьи прекращаются решением соответствующей квалификационной коллегии судей, которое может быть обжаловано судьей в Высшую квалификационную коллегию судей в течение 10 дней со дня получения копии решения. Решение Высшей квалификационной коллегии судей может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в тот же срок.

В случае отмены решения квалификационной коллегии судей о прекращении полномочий судьи или отмены состоявшегося о нем обвинительного приговора суда либо судебного решения, указанного в подпункте 8 пункта 1 настоящей статьи, судья подлежит восстановлению в прежней должности с выплатой причитающейся ему заработной платы. Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 28.11.2009) "О статусе судей в Российской Федерации"

Глава 3. Основные гарантии судей

В соответствии с Европейской хартией о статусе судей «целью статуса судьи является обеспечение компетентности, независимости и беспристрастности, которых каждый гражданин вправе ожидать от судебных инстанций и от каждого судьи, которому доверена защита его прав. Статус исключает возможность принятия и применения любых нормативных положений и процедур, способных поколебать доверие к их компетентности,

независимости и беспристрастности». Европейская хартия о статусе судей, п. 1.1, ч. 1 "Общие принципы". Цит. по: Сборник нормативных актов о суде и статусе судей Российской Федерации. Вып. 3: В 2 кн. М.: Альфа-М, 2004. Кн. 2. С. 257.

Гарантии независимости судьи устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом. «Они представляют собой систему правовых средств, необходимых для осуществления правосудия, судебной защиты прав и свобод граждан, общественных объединений и организаций, юридических лиц и государства, а также решения других задач судопроизводства, закрепляемых, в частности, Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации», Гражданским процессуальным кодексом, Арбитражным процессуальным кодексом, Уголовно-процессуальным кодексом и другими правовыми актами». Лебедев В.М. В кн.: Комментарий к законодательству о судебной системе Российской Федерации / Под ред. Т.Г. Морщаковой. М.: Юристъ, 2003. С. 48

В связи с этим представляется обоснованным всю совокупность гарантий независимости судьи разделить как минимум на три группы - гарантии процессуальной независимости судьи, организационно-правовые гарантии независимости судьи как субъекта самостоятельной государственной судебной власти и социально-правовые гарантии судьи.

Гарантии процессуальной независимости судьи - это установленная законом процедура осуществления правосудия, предусматривающая полную свободу и самостоятельность судьи в рамках судебного процесса; запрет под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; не подотчетность судьи непосредственно при осуществлении им правосудия и др. К таковым относятся права участвующих в деле лиц: отвести судью в случаях, предусмотренных законом (ст. 21 АПК РФ; ст. 19 ГПК РФ; ст. 64 УПК РФ; обжаловать судебный акт в вышестоящих инстанциях (ст. ст. 257, 273, 292 АПК РФ; ст. ст. 320, 376 ГПК РФ; ст. ст. 354, 402 УПК РФ). АПК РФ (ФЗ от 24 июля 2002 года № 95-ФЗ); ГПК РФ (ФЗ от 14 ноября 2002 года № 138-ФЗ); УПК РФ (ФЗ от 18 декабря 2001 года № 174 - ФЗ).

Организационно-правовые гарантии независимости судьи как субъекта самостоятельной государственной судебной власти - это установленные законом порядок отбора кандидатов в судьи, продвижения по службе, присвоения квалификационных классов, привлечения к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности, применения оперативно-розыскных мер, ограничения гражданских прав и свобод, приостановления и прекращения полномочий судьи и т.д. Основным в реализации организационно-правовых гарантий независимости судей является участие системы органов судейского сообщества.

Социально-правовые гарантии независимости судьи - это установленный законом особый порядок обеспечения жизнедеятельности гражданина, облеченного судейскими полномочиями, и членов его семьи как в период осуществления им судейских полномочий, так и при уходе в отставку: неприкосновенность судьи, особая защита государством жизни и здоровья судей и членов их семей, предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу, право судьи на отставку и соответствующее материальное и социальное обеспечение в этот период и др.

Исходя из того, что речь идет о мерах обеспечения независимости судьи, приведенная выше трактовка гарантий его независимости кажется нам явно смещенной в процессуальную сторону жизнедеятельности судьи, в то время как речь должна идти о непосредственной защите независимости личности судьи-гражданина как носителя судебной власти. Такая защита хотя и имеет конечной целью обеспечение осуществления правосудия, судебной защиты прав и свобод граждан и субъектов экономической деятельности, но лишь опосредованно, через защиту личности судьи-гражданина от внешнего влияния и давления в ходе всей его жизнедеятельности, а не только при осуществлении судейских полномочий.

Таким образом, говоря о гарантиях независимости судей, существует вопрос о том, есть ли в реальности комплекс мер, обеспечивающих судье как гражданину возможность осуществлять свои функции носителя государственной власти независимо от любых попыток воздействия на него со стороны, и, во-вторых, есть ли механизм противодействия в случае такого реального воздействия.

В заключение хотелось бы сказать следующее. Конечно, судебная система нуждается в дальнейшей модернизации. В то же время ежегодно квалификационные коллегии лишают полномочий десятки судей, запятнавших высокое звание судьи. Можно согласиться, что есть много проблем и недостатков, которые нужно устранять. Для этого в первую очередь требуется защитить судей от увольнения до истечения срока их полномочий, а также «чтобы состав суда не получал инструкций со стороны исполнительной власти. Прерогативы, предоставленные органам исполнительной власти, в том числе объявление амнистии и помилование, не должны использоваться в ущерб судебной системе». Гарлицкий Л. Независимость судебной власти в практике Европейского суда по правам человека // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 2004. N 1(46). С. 121 - 127.

Заключение

Рассмотрев правовой статус судов и судей в Российской Федерации, как один из основополагающих элементов к пониманию принципа построения судебной системы в Российской Федерации, всех взаимоотношений в обществе, складывающихся в связи с осуществлением правосудия, я могу сделать вывод, что правовой статус судей имеет четко определенную, достаточно стабильную систему прав и гарантий, обеспечивающих отправление правосудия.

Знание системы гарантий независимости судей позволяет постичь многообразие правовых форм осуществления правосудия, а также глубже узнать различия между статусом судей различных уровней судебной системы Российской Федерации.

Взаимосвязанность и взаимозависимость норм права, гарантирующих правовой статус судей, привносит в судебную систему не только упорядоченность, но и позволяет более точно и качественно исполнять нормы законов о судоустройстве.

Система прав и обязанностей судей - как субъектов осуществления правосудия в Российской Федерации, должна строиться на объективной и научно упорядоченной основе. В конечном итоге - это будет способствовать становлению в России правового государства, подчиняющего все стороны своей жизни именно способам правового, а не «волюнтаристского» разрешения стоящих перед ним задач.

Список использованной литературы:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)

2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 27.12.2009) "О судебной системе Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 26.12.1996)

3. Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 28.11.2009) "О статусе судей в Российской Федерации"

4. Федеральный закон от 20.04.1995 N 45-ФЗ (ред. от 22.08.2004 N 122-ФЗ) «О Государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»

5. Федеральный закон от 27.04.1993 N 4866-1 (ред. от 14.12.1995 N 197-ФЗ, от 09.02.2009 N 4-ФЗ) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»

6. Арбитражный Процессуальный Кодекс Российской Федерации (ФЗ от 24 июля 2002 года № 95-ФЗ)

7. Гражданский Процессуальный Кодекс Российской Федерации (ФЗ от 14 ноября 2002 года № 138-ФЗ)

8. Уголовный Процессуальный Кодекс Российской Федерации (ФЗ от 18 декабря 2001 года № 174 - ФЗ)

9. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. Учебник//М., 2006

10. Козлов А.Е. Конституционное право. Учебник//М., 2006

11. Кутафин О.Е. Теория государства и права Российской Федерации. Учебник//М., 2006

12. Малько А.В. Учебно - методическое пособие по правоохранительным органам РФ//М., 2007

13. Булаков О.Н. Научно-практическая конференция «Судебная власть России: история, теория и практика» // Знание. Понимание. Умение. -- 2005. -- № 1. -- С. 185-186.

14. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / коллектив авторов / под. Ред. В.В. Лазарева. - М.: Издательство «Спарк», 2008.

15. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. М.: НОРМА, 2000.

16. Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России: В 3-х т. Т. 2. М., 2000.

17. Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник / О.Е. Кута-фин. М.: Юристъ, 2004.

18. Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). М.: Юрайт-Издат, 2006.

19. Европейская хартия о статусе судей, п. 1.1, ч. 1 "Общие принципы". Цит. по: Сборник нормативных актов о суде и статусе судей Российской Федерации. Вып. 3: В 2 кн. М.: Альфа-М, 2004. Кн. 2. С. 257.

20. Лебедев В.М. В кн.: Комментарий к законодательству о судебной системе Российской Федерации / Под ред. Т.Г. Морщаковой. М.: Юристъ, 2003. С. 48

21. Гарлицкий Л. Независимость судебной власти в практике Европейского суда по правам человека // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 2004. N 1(46). С. 121 - 127.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.