Рефераты. Анализ постановления Министерства экономики Республики Беларусь "Об утверждении Инструкции о порядке применения цен и тарифов" от 10.09.2008 г. № 183

Инструкция значительно сокращает круг вопросов, которые подпадают под ее действие, несмотря на то, что она по-прежнему является обязательной для применения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по производству и (или) продаже (поставке) товаров, выполнению работ, оказанию услуг на территории Республики Беларусь. Исключение введено для тех товаров (работ, услуг), порядок формирования которых определяется законодательными актами, международными договорами, постановлениями Правительства, а также нормативными правовыми актами государственных органов, указанных в Перечне. Таким образом, государственные органы, наделенные Указом № 285 правом устанавливать цены и тарифы на товары, работы и услуги, включенные в Перечень, наделяются также правом самостоятельного определения механизма их формирования. Поскольку в данном случае практически речь идет о выделении из системы ценообразования, установленной Министерством экономики, того блока документов, который создан для целей административного регулирования, можно предположить, что государственные органы, включенные в Перечень, становятся полностью самостоятельными в принятии соответствующих нормативных правовых актов. Инструкция же будет применяться только в сфере свободного ценообразования. Не распространяются нормы Инструкции и на определение цены некоторых договоров. В их число включены договоры купли-продажи ценных бумаг, недвижимости; банковского кредита, факторинга, банковского вклада (депозита), банковского счета по исполнению иных банковских услуг; займа; комиссии, поручения, доверительного управления имуществом (в части определения размера комиссионного вознаграждения); транспортной экспедиции; страхования; заключаемых на торгах на биржах, аукционах или конкурсах; интеллектуальной собственности.

Структура Инструкции построена таким образом, что порядок формирования и применения отпускных цен и тарифов размещен сразу в двух главах: в главе 2 содержится непосредственно правовая процедура такого формирования, нормативное регулирование предоставления скидок с отпускных цен и тарифов помещен в отдельную третью главу. Оптовые надбавки регулируются в главе 4, порядок формирования и применения розничных цен - в главе 5. Появилась новая глава 6, в которой отражена процедура округления розничных цен на товары и тарифов на услуги (работы), соответствующая ранее установленной. Нельзя отнести к новым нормам Инструкции и главу 7, в которой размещен порядок оформления документов, используемых при формировании цен и тарифов. Так как главные изменения касаются содержания второй главы, остановимся на нем более подробно.

Процесс формирования отпускных цен в условиях рынка находится всецело в сфере реализации продукции. Здесь пересекаются интересы участников в области спроса на товар (услугу), предложения, полезности предлагаемых товаров и услуг, целесообразности их приобретения, качества. В совокупности эти показатели формируют конкурентоспособность товара и цену на него. Государство в лице Министерства экономики, лишь должно устанавливать общие правила игры не нарушая экономические законы, складывающиеся на товарном рынке. Установленный в главе 2 Инструкции порядок формирования отпускных цен на товары, работы, услуги не нарушает целостности этой концепции, так как не вторгается в сферу коммерческих взаимоотношений сторон, формируемых исключительно под воздействием рынка. Им подтверждена система формирования отпускных цен с учетом конъюнктуры рынка на основе плановой себестоимости, налогов и неналоговых платежей, прибыли. Для определения обоснованного уровня цен, усиления контроля за динамикой себестоимости, в главе 2 уделено значительное внимание улучшению нормирования затрат, планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции. В настоящее время затраты включаются в себестоимость в соответствии с "Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)", утвержденными Министерством экономики, Министерством финансов, Министерством статистики и анализа и Министерством труда 30 января 1998 г., а также отраслевыми рекомендациями с учетом принятой в организации учетной политики. Такие отраслевые рекомендации имеет почти каждое министерство и их изменение в связи с принятием Инструкции неизбежно. В то же время сам механизм затрат, включаемых в себестоимость продукции (товаров, работ, услуг), остался без изменения, если не считать уточнений, введенных в отношении налога на добавленную стоимость (НДС). При формировании отпускных цен на продукцию, товары, работы, услуги, обороты по реализации которых облагаются этим налогом, необходимо иметь ввиду, что отпускные цены на такую продукцию должны быть сформированы без налога. И наоборот, если по товарам, работам, услугам, обороты по реализации которых освобождены от уплаты НДС, суммы НДС, уплаченные продавцу, должны относиться на увеличение стоимости приобретенных товаров, работ, услуг, используемых в производстве организации.

Определенный интерес для предпринимательской среды представляют нормы главы 2, посвященные порядку формирования цен импортерами. До принятия постановления № 183 этот порядок ничем не регулировался, если не считать постановления Министерства экономики от 27.08.2008 № 179 "О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Министерства экономики Республики Беларусь и признании утратившим силу постановления Министерства экономики Республики Беларусь от 29 июля 2008 г. № 156" (далее - постановление № 179), которое было признано утратившим силу постановлением № 183 еще до введения его в действие. Вместе с тем несмотря на непродолжительный период существования постановления № 179, его содержание заслуживает изучения и анализа, поскольку нормы этого акта в переработанном варианте включены в Инструкцию. Постановлением № 179 в новой редакции были изложены отдельные структурные элементы Положения, в связи с чем вместо свободных отпускных цен на ввозимую в Республику Беларусь продукцию иностранного происхождения, предназначенную для продажи на белорусской территории, была установлена схема расчета отпускных цен, обязательная к исполнению всеми импортерами. Формирование отпускных цен по новым правилам заключалось в суммировании контрактных цен, таможенных платежей, и документально подтвержденных расходов по импорту, в состав которых включался только ограниченный перечень расходов. Это могли быть расходы, связанные с выполнением установленных законодательством требований при импорте товаров, по доставке товаров до пункта назначения. Такая формулировка не позволяла определить, что же понимается под расходами, связанными с выполнением установленных законодательством требований при импорте. По большому счету сюда можно было включить как любые расходы связанные с выполнением контракта, в том числе комиссионные вознаграждения посредникам, страховые выплаты, оплату труда экспедиторам, так и очень ограниченный их перечень прямо предусмотренный в нормативных правовых актах. Контрактные цены, включаемые в отпускные цены в соответствии с постановлением № 179, должны были обосновываться данными об уровне цен изготовителей ввозимых товаров, либо формироваться на основании данных биржевых цен или оптовых рынков страны, из которой товар ввезен. Такие условия не вызывали осложнений если страна изготовитель и страна-импортер совпадали. Если же страна происхождения товара и страна, из которой товар ввозился, были разными, у импортеров могло возникнуть масса проблем по документальному подтверждению контрактной цены.

Но самое серьезное замешательство у предпринимателей вызвала новая форма взаимодействия импортера и объектов розничной торговли, общественного питания. При заключении договоров поставки в розничную торговую сеть (и общественное питание) импортер и организация торговли не устанавливали уровень предельной надбавки к сформированной поставщиком отпускной цене. Не ограниченный ее размерами импортер включал ее в отпускную цену до поставки товара в организацию, и, сформированная таким образом, отпускная цена являлась базовой для применения к ней торговой надбавки при реализации товара в рознице. В свою очередь розничная торговая надбавка ограничена предельным уровнем и не может превышать 30%. Таким образом, импортер и торговая организация не были связаны на уровне нормативного акта едиными обязательствами по предельному уровню торговой надбавки. Постановлением № 179 на товары иностранного производства, реализуемые в объектах розничной торговли и общественного питания, предполагалось к сформированной по правилам, установленным этим постановлением отпускным ценам, применять предельную торговую надбавку в размере не выше 30% (с учетом оптовой надбавки), независимо от количества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, участвующих в реализации этих товаров, включая импортера. На товары иностранного происхождения, реализуемые с применением иных форм торговли, формирование отпускных цен производилось по тем же правилам, но с применением предельной оптовой надбавки в размере не выше 20%, независимо от количества лиц, участвующих в реализации товара, в том числе включая импортера. Такие правила конечно имели позитивную направленность уже потому, что вводили равные условия для отечественных производителей и импортеров и способствовали снижению цен на многие товары, в том числе продукты питания для детей, иные социально значимые товары, не выпускаемые в Республике Беларусь, цены на которые были неоправданно завышенными. Практически без особых потерь на новые условия формирования отпускных цен могли перейти крупные импортеры. Но вот индивидуальные предприниматели, имеющие незначительные обороты, особенно те, которые осуществляют свою деятельность на вещевых рынках, оказались неготовыми к работе в новых условиях. Без особого энтузиазма восприняли нововведение организации розничной торговли и общественного питания, которым необходимо было поделиться своей 30-процентной торговой надбавкой в лучшем случае с импортерами, а в худшем с посредническим звеном, участвующим в поставках.

Примерно аналогичные условия формирования отпускной цены импортерами на продовольственные товары иностранного происхождения были установлены постановлением Министерства экономики от 12.06.2008 № 123 "О торговых надбавках на продовольственные товары". Однако введение этого постановления не вызвало отрицательного резонанса среди импортеров, поскольку в состав отпускных цен на данный вид товаров допускалось включать и проценты по кредитам, займам, гарантиям, по оплате услуг банков, вознаграждение поверенному, комиссионеру и иному аналогичному посреднику, обеспечивающему исполнение импортного контракта. Торговые и оптовые надбавки импортеры могли применять в пределах значений, которые указаны в приложениях к постановлению и в зависимости от организации торговли, в которую товар поставляется. Например, для организаций потребительской кооперации, отделов и управлений рабочего снабжения, Министерства обороны, Управления делами Президента, расположенных в сельской местности, предельные торговые надбавки на продовольственные товары к отпускным ценам импортеров, предусматривались с более высокими значениями. Кроме того, введенные постановлением № 123 единые по республике ограничения по уровню предельных торговых надбавок на основные продукты питания, предусматривают на некоторые продовольственные товары отечественного производства более низкий их уровень (мука - 23%, молочные смеси для детского питания - 11%, масло животное - 15%, молоко и кефир в тетраупаковке - 8-11%), чем на аналогичные товары иностранного происхождения, на которые торговые надбавки установлены в размере 30 процентов. Конечно организациям розничной торговли становится выгодно реализовывать товар иностранного производства, а не белорусских производителей. Такое нормирование ценообразования не свидетельствует о равных конкурентных условиях реализации белорусских и импортных товаров и требовало установления единого порядка формирования розничных цен не только на промышленные, но и продовольственные товары. В связи с вступлением в силу с 14 сентября 2008 г. постановления № 183, с этой же даты было признано утратившим силу данное постановление постановлением Министерства экономики от 10 сентября 2008 г. № 184" "О торговых надбавках на продовольственные товары", которым регулируются единые предельные торговые надбавки на продовольственные товары независимо от страны их происхождения с учетом оптовой надбавки к отпускным ценам организаций-изготовителей или ценам, сформированным юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, закупившими товар за пределами республики, соответствующие действующему уровню надбавок для продовольственных товаров отечественного производства. Постановлением отменено применение пониженных торговых надбавок на молоко и кефир в тетраупаковке жирностью 2,5% и более. На эти товары уровень торговых надбавок увеличен с 9% до 11% для организаций торговли и с 14% до 16% для организаций потребительской кооперации. На 1 процентный пункт поднялся размер торговой надбавки на плодоовощные консервы для детского питания.

Порядок формирования отпускных цен на товары иностранного происхождения, включенный в главу 2 Инструкции, более мягкий и демократичный, чем предусматриваемый постановлением № 179. Помимо контрактных цен, таможенных платежей, транспортных расходов, иных расходов, связанных с выполнением установленных законодательством требований при импорте товаров, отпускная цена импортера может включать расходы по страхованию, проценты по кредиту. При этом, для товаров по отдельному перечню сохранено как и ранее свободное ценообразование. Перечень таких товаров приведен в приложении 1 к Инструкции и включает 30 позиций непродовольственных товаров и 8 позиций продовольственных товаров. К свободно регулируемым отнесены цены на крупы, масло растительное (кроме подсолнечного и рапсового), табачные изделия (кроме реализуемым по регулируемым ценам), одежда (кроме товаров для детей) и иные товары не относящиеся к социально значимым для населения. К отпускной цене импортеры имеют право устанавливать оптовую надбавку в размере не более 30%, которая не учитывает интересы всего оптового звена поставки и реализации товара и ее применение не ограничивает организации розничной торговли в использовании установленной для них предельной торговой надбавки.

Инструкция имеет и иные отличия от Положения. Однако они не носят принципиального характера, в связи с чем, не требуют дополнительного разъяснения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Республики Беларусь. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996г. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 05.01.1999, № 1, рег. № 1/0 от 04.01.1999).

2. Банковский кодекс Республики Беларусь от 25 октября 2000г. № 441-З. Принят Палатой представителей 3 октября 2000 года Одобрен Советом Республики 12 октября 2000 года (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 17.11.2000, № 106, рег. № 2/219 от 31.10.2000).

3. Налоговый кодекс Республики Беларусь от 19 декабря 2002 г. « 166-З. Принят Палатой представителей 15 ноября 2002 года. Одобрен Советом Республики 2 декабря 2002 года. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 13.01.2003, № 4, рег. № 2/920 от 02.01.2003).

4. Горбунова О.Н., Грачева Е.Ю. Система финансового права // Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Е.Ю. Грачевой, Г.П. Толстопятенко. - М. - 2006.

5. Л.А. Ханкевич «Финансовое право Республики Беларусь». Учебное пособие / Мн. Издательство «Амалфея» 2002г.

6. Финансовое право. Учебник / Под ред. проф. О.Н. Горбуновой Издательство «Юристъ» М., 2003.

7. Финансовое право. Серия «Учебники, учебные пособия» / Под ред. проф. В.М. Мандрина Ростов-на-Дону Издательство «Феникс», 2002.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.