Рефераты. Анализ понятия и юридической значимости международных договоров

Первичные (суверенные) субъекты международного права - государства, борющиеся за свою независимость колониальные нации и народы - заключают международные договора практически по любым вопросам международно-правового регулирования. Производные (несуверенные) субъекты международного права - международные межгосударственные организации, государственно-подобные образования - имеют такую же правоспособность, но ограниченную их учредительными документами. Государство, согласившееся на обязательство договора независимо от вступления его в силу, именуется договаривающимся государством [11, с.49].

Действие договоров тесно связано с проблемой третьих государств или третьих международных организаций, под которыми понимаются такие государства или организации, которые не являются участниками договора [10].

Категории третьих организаций:

а) организация, не имеющая никакого отношения к договору, т.е. абсолютно третья организация. Для такой организации договор не порождает никаких правовых последствий (res inter alios acta);

б) участвовавшая в переговорах организация - организация, которая принимала участие в составлении и принятии текста. Такая организация имеет право подписать договор, выразить согласие на его обязательность, принимать оговорки или возражать против них, участвовать в назначении депозитария. Депозитарий препровождает таким организациям заверенные копии договора, уведомляет их о получении всех документов, относящихся к договору;

в) договаривающаяся организация - организация, которая согласилась на обязательность для нее договора, независимо от того, вступил ли договор в силу. Такая организация имеет кроме указанных право быть уведомленной о любом предложении, касающемся поправок к многостороннему договору, и принимать участие в решении вопроса о его принятии. Особое значение имеет то, что в этом случае организация обязана не лишать договор его объекта и цели до вступления его в силу (ст.18). Многосторонний договор может быть прекращен "по консультации" с договаривающимися организациями.

В принципе договор не создает обязательств или прав для третьих государств или международных организаций без их на то согласия. В то же время государства или другие субъекты международного права, заключая договор, нередко предусматривают права и обязанности для третьих сторон. Право для третьего государства возникает из положения договора, если его участники имели такое намерение и если само третье государство соглашается с этим [10]. Третьи государства или третьи международные организации не могут применять положения договора в качестве обычных норм международного права. Если же международный договор заключается с участием лиц, не являющихся субъектами международного права, он будет международно-правовым в части отношений между субъектами международного права и частно-правовым - в области отношений между субъектами международного права и лицами, не являющимися таковыми.

По кругу участников международные договоры подразделяются на [7]:

двусторонние (т.е. договоры, в которых участвуют два государства, либо договоры, когда с одной стороны выступает одно государство, а с другой - несколько);

многосторонние:

с неограниченным числом участников (универсальные или общие)

с ограниченным числом участников (региональные или партикулярные).

Закон Республики Беларусь "О международных договорах республики Беларусь" в ст.1 определяет двусторонний международный договор как международный договор, заключенный между двумя и более государствами и (или) международными организациями, которые выступают в качестве двух самостоятельных сторон международного договора. В той же статье определяется многосторонний международный договор как международный договор, заключенный тремя и более государствами и (или) международными организациями, которые выступают в качестве трех и более самостоятельных сторон международного договора [5, с.8]. К универсальным договорам относятся договоры, в которых участвуют или могут участвовать все субъекты международного права. Иными словами, объект таких договоров представляет интерес для всех субъектов международного права. Договоры с ограниченным числом участников, которые называются региональными или партикулярными, это такие договоры, число участников которых ограничено [16].

По возможности присоединения договоры подразделяют на открытые и закрытые [5, с.8]. К закрытым договорам относятся, как правило, уставы организаций, двусторонние договоры. Участие в таких договорах для третьих государств предполагает согласие их участников. В открытых договорах может участвовать любой субъект международного права и такое участие не зависит от согласия сторон договора [16]. Подавляющее число договоров являются закрытыми, открытые договоры встречаются крайне редко, например: Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 г., Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г., Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями 1986 года и др.

В зависимости от субъекта, заключающего договор, различают три вида международных договоров [13]:

межгосударственные - заключаются от имени государства,

межправительственные - заключаются от имени правительства,

межведомственные, от имени ведомств - заключаются от имени органов исполнительной власти.

Что касается Республики Беларусь, несмотря на такую классификацию, такие договоры, заключенные с Республикой Беларусь, будут считаться договорами Республики Беларусь, независимо от того, какой государственный орган заключил договор, и этот договор создает права и налагает обязанности на государство в целом.

Различают, также следующие виды договоров [15]:

соглашения, устанавливающие общие правила поведения субъектов международного права (например, устав ООН),

соглашения, регулирующие конкретные отношения между государствами: например, договор об оказании взаимопомощи.

Также международные договоры классифицируются: на политические, экономические и соглашения по культурным вопросам. К политическим договорам относятся: союзные договоры, договоры о взаимной помощи, пакты о не нападении, соглашения о нейтралитете, мирные договоры. Союзные договоры - это политическое соглашение в силу которых заключающие их государства, договариваются об охране существующего политического положения (создание военного блока). Договоры о взаимной помощи - это политическое соглашение, которое обязывает участников этих договоров оказывать друг другу определённую взаимную помощь. Пакты о ненападении - это политические соглашения, по которым страны обязуются воздержаться от нападения на другое государство. Соглашение о нейтралитете - это политический договор между государствами, который обязывает их не участвовать в войне в случаи её возникновения, между договорившимися государствами и третьими государствами. Мирный договор - это политический договор, который прекращает состояние войны и устанавливает между государствами политические, экономические и иные отношения. Экономические соглашения - это договоры между субъектами, которые устанавливают определённый режим в сфере международно-экономических отношений [15].

Таким образом, субъектами права международных договоров могут быть только субъекты международного права, которые имеют равную правоспособность заключать договоры. Решение вопроса об участии в договоре принимает само государство в зависимости от его заинтересованности. Международный договор обязателен для всех участников договора. По кругу участников международные договоры подразделяются на двусторонние и многосторонние. По возможности присоединения договоры бывают открытые и закрытые. В зависимости от субъекта, заключающего договор, различают межгосударственные, межправительственные и межведомственные международные договора.

Глава 3. Республика Беларусь и международные договоры

3.1 Республика Беларусь и международные договоры

27 июля 1990 г. Верховный Совет Республики Беларусь издал Декларацию о государственном суверенитете Республики Беларусь. Определенное внимание в Декларации было уделено международному праву. Так, в Преамбуле была торжественно провозглашен полный государственный суверенитет Республики Беларусь, "действуя в соответствии с принципами Всеобщей декларации прав человека и другими общепризнанными международно-правовыми актами" [17]. Таким образом, Республика Беларусь выразила opinio juris в отношении Всеобщей декларации прав человека. Многие положения Всеобщей декларации впоследствии были трансформированы в Конституцию Республики Беларусь, равно как и положения Международного пакта о гражданских и политических правах и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Декларация о государственном суверенитете Республики Беларусь имела статус конституционного закона, который она утратила со вступлением в силу Конституции Республики Беларусь 30 марта 1994 г.

Статья 8 Конституции Республики Беларусь гласит: "Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства, в соответствии с нормами международного права она может на добровольной основе входить в межгосударственные образования и выходить из них. Не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции". Статья 18 Конституции предусматривает, что "Республика Беларусь в своей внешней политике исходит из принципов равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных принципов и норм международного права".

В законодательстве республики в вопросе международного права наблюдается определенный прогресс. С 1990 г. в Республике Беларусь было издано значительное число законов, содержащих отсылки к международным договорам. Большинство законов включают статью о приоритете положений международных договоров Республики Беларусь в случае коллизии с положениями законов.

Можно привести следующую схему иерархического соотношения нормативных актов, входящих в правовую систему Республики Беларусь [17]:

1) общепризнанные принципы международного права;

2) Конституция Республики Беларусь;

3) ратифицированные договоры;

4) законы, декреты, указы Президента, международные обязательства Республики Беларусь, вытекающие из договоров, не подлежащих ратификации, и обычных норм международного права;

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.