Рефераты. Анализ оснований досрочного прекращения исполнения полномочий Президента Российской Федерации

Анализ оснований досрочного прекращения исполнения полномочий Президента Российской Федерации

Содержание

Введение

1 Понятие и виды оснований досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации

2 Конституционно-правовая процедура отставки Президента Российской Федерации

3 Конституционно-правовая процедура досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия

4 Конституционно-правовая процедура отрешения Президента Российской Федерации от должности

Заключение

Список литературы

Введение

В Российской Федерации пост Президента, избираемого всенародным голосованием, введен Законами от 24 апреля 1991 г. «О Президенте РСФСР» и «О выборах Президента РСФСР», оформившими результаты первого референдума, проведенного в России 17 марта 1991г. Ведомости РСФСР. 1991. № 17. Ст. 510, 512; № 21. Ст. 708.

С принятием Конституции РФ в 1993 г. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. многие нормы, определяющие правовой статус Президента РФ, закреплены в ней.

Согласно Конституции РФ Президент является главой государства. Он выступает гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости, государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, осуществляя полномочия, взаимодействует с высшими органами государственной власти ч. 2 ст. 80 Конституция РФ.

За 18 лет существования данного поста были изданы следующие акты, регламентирующие его деятельность: ФКЗ от 17 декабря 1997г. №-2 ФКЗ "О Правительстве РФ" СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712, ФЗ от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ "О выборах Президента РФ" СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 171, ряд указов Президента РФ о полномочных представителях президента в органах государственной власти и др.

В настоящий момент не существует единого закона, в котором бы освещался механизм реализации норм о Президенте РФ. Именно в нем можно было бы отразить особенности выборов президента, прекращения его полномочий, досрочное прекращение полномочий и т.д.

Глава государства осуществляет свои функции и полномочия в определенном временном пространстве, протяженность которого сказывается на вырабатываемой Президентом России государственной политике, интенсивности и динамике его деятельности. Увеличение срока полномочий Президента Российской Федерации до шести лет в ежегодном Послании главы государства Федеральному Собранию Российской Федерации 2008 г, например, обосновывалось, прежде всего тем, что оно позволит Президенту не только определить направление дальнейшего развития страны и начать осуществление намеченных целей, но и во многом реализовать задуманное в течение одного срока полномочий. Тем самым повышается ответственность главы государства перед гражданами и обществом в целом за результаты своей деятельности Комментарий к Конституции Российской Федерации // под общ. ред. Л.В. Лазарева. 3-е изд., доп. и перераб. - М.: Новая правовая культура, Проспект, 2009.; стр. 49.

Продолжительность деятельности главы государства, включающая основания досрочного прекращения исполнения полномочий, непосредственно характеризует его статус, отражает существующий в государстве конституционно-правовой режим, влияет на уровень развития государственной демократии.

Досрочное прекращение исполнения полномочий Президента РФ представляет собой отдельный и особый институт конституционного права, характеризующий природу президентуры в России.

Основания прекращения исполнения полномочий главы государства до истечения конституционного срока вызываются обстоятельствами, требующими отлаженного и надежного механизма обеспечения непрерывности президентского властвования.

Вопросы досрочного прекращения исполнения полномочий главы государства непосредственно вытекают из конституционно-правового статуса Президента РФ, который получил последовательный анализ в трудах С.А. Авакьяна, М.В. Баглая, О.В. Брежнева, Г.В., Зорькина, Н.С. Зыковой, Е.И. Козловой, С.Г. Колбая, О.Е. Кутафина, Л.В. Лазарева, Л.А. Окунькова, О.Г. Румянцева, М. Статкевичюс, А.Е Якубова и др.

Даная курсовая работа содержит совокупный анализ оснований досрочного прекращения исполнения полномочий Президента РФ, основанный на использовании современной практики президентского властвования в России. Проводится сравнительный анализ института отрешения от должности Президента в рамках Основного Закона РСФСР 1978 г. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации - России. Принята Верховным Советом РСФСР 12 апреля 1978 г. и Конституции РФ 1993 г. Рассматриваются основания и процедура отрешения от должности главы государства как в России, так и в зарубежных странах. Выявляются пробелы в действующем законодательстве, предлагаются формы их преодоления.

1 Понятие и виды оснований досрочного прекращения полномочий

Президента Российской Федерации

Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно по трем основаниям, предусмотренным в ч. 2 ст. 92 Конституции РФ: 1) в случае его отставки; 2) стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия; 3) отрешения от должности.

В соответствии с Конституцией РФ Президент наделен чрезвычайно широкими полномочиями. Влияние Президента на процессы, происходящие как в государственной, так и в общественной жизни страны очень велико. В то же время прямым основанием для отрешения Президента от должности согласно ныне действующей Конституции РФ выступает лишь обвинение в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления ч. 1 ст. 93 Конституция РФ.

Сравнивая Конституцию РФ 1993 г. с предыдущим Основным Законом Российской Федерации, следует отметить закрепление большего числа оснований для импичмента Президента в документе 1978 года. В их число входило нарушение Конституции, законов и присяги Статья 121-10 Конституция (Основной Закон) РФ 1978 г.. В присяге Президента РФ Конституции 1993 г. также предусмотрена клятва «соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации» ч. 1 ст. 82 Конституция РФ. Однако это обязательство имеет чисто декларативный характер, так как никакой ответственности Президента за нарушение Конституции не предусмотрено Якубов А.Е. Еще раз об отрешении Президента РФ от должности и уголовном праве // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 7. стр. 21. Кроме того, в рамках предыдущего Основного Закона предусматривалась и такая мера конституционной ответственности, как «автоматическая» утрата Президентом полномочий в случае роспуска или даже приостановления им деятельности законно избранных органов власти Статья 121-6 Конституция (Основной Закон) РФ 1978 г..

Рассмотрим опыт урегулирования данного вопроса в зарубежных странах.

В настоящее время существует группа стран, где глава государства обладает неприкосновенностью и вследствие этого вообще не несет никакой юридической ответственности. Такая юридическая формула типична для монархий. «Личность Короля неприкосновенна, и он не подлежит ответственности» (ст. 56 Конституция Испании) Конституции зарубежных стран. Сборник.М.: ООО Издательство К 65 «Юрлитинформ», 2000. Стр. 81.

В некоторых странах предусмотрен институт контрассигнатуры. Задача этого правового института состоит в том, чтобы перенести ответственность с главы государства на нижестоящее должностное лицо за совместно подписываемый ими нормативный акт. Так, в соответствии со ст. 58 Основного Закона Федеративной Республики Германии для «действенности предписаний и распоряжений Федерального президента необходима их контрассигнатура Федеральным канцлером или компетентным федеральным министром» Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Соединенные Штаты Америки, Япония, Бразилия: учеб. пособие // - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2009. Стр. 173.

Переходя непосредственно к наиболее распространенному методу воздействия на Президента - отрешению от должности, - видно, что одним из наиболее типичных оснований, закрепленных во многих конституциях, как и в Конституции РФ, выступает государственная измена - ст. 90 Конституция Итальянской Республики Там же. Стр. 269, ч. 2 ст. 45 Конституция Республики Кипр Конституции государств Европы: В 3 т. Т 2 //. - М.: Издательство НОРМА, 2001.; стр. 227.

Достаточным основанием для привлечения к ответственности главы государства в ряде стран является умышленное нарушение конституции страны (ч. 1 ст. 61 Основной Закон ФРГ Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Соединенные Штаты Америки, Япония, Бразилия: учеб. пособие // - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2009 Стр. 174; ч. 4 § 31 Конституция Венгерской Республики 20 европейских конституций: Сборник неофициальных тестов конституций и конституционных актов //. - Алматы: Академия юриспруденции - Высшая школа права «?дiлет», 2003. стр. 199 и др.). В отношении Президента ФРГ это основание расширено - ему может быть предъявлено обвинение в «умышленном нарушении им Основного или другого федерального закона», причем вменяться в вину может как действие, так и бездействие Президента.

Наименее распространенным основанием для предъявления обвинения Президенту является совершение им иных тяжких преступлений. Так, в соответствии с Конституцией США Президент и высшие гражданские должностные лица могут быть отстранены от должности по импичменту за государственную измену, взяточничество или другие тяжкие преступления и проступки (раздел 4 Статья II Конституция США Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Соединенные Штаты Америки, Япония, Бразилия: учеб. пособие //. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2009 Стр.324).

Отдельные конституции закрепляют оригинальную формулировку условий отрешения от должности. Так, Президент Мальты может быть отрешен от должности за недостойное поведение (п. b ч. 3 ст. 48 Конституция Мальты 20 европейских конституций: Сборник неофициальных тестов конституций и конституционных актов // - Алматы: Академия юриспруденции - Высшая школа права «?дiлет», 2003.; Стр.324.). В результате обвинения в совершении установленного правонарушения лишиться поста может глава Ирландии (ч. 10.1 ст. 12 Конституция Ирландии Конституции государств Европы: В 3 т. Т 1 // - М.: Издательство НОРМА, 2001.; Стр. 788.). За преступления, совершенные в связи с исполнением своих обязанностей, может быть привлечено к ответственности высшее должностное лицо Португалии (ст. 130 Конституция Португальской Республики Конституции государств Европы: В 3 т. Т 2 // - М.: Издательство НОРМА, 2001.; Стр. 787).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.