Рефераты. Анализ криминальной ситуации и тенденции ее развития в Чеченской Республике

- появление качественно новых каналов передачи информации. Именно это обусловливает мировую трансформацию и складывающуюся новую социокультурную картину мира, и в частности систему ценностей. Общество находится в процессе контркультурного размежевания, сломаны некоторые культурно-нравственные барьеры, и нет никаких препятствий к возможности захвата сознания большинства граждан См.: Иллюк А.А., Оганян Р.Э. Некоторые факторы, способствующие росту преступности незаконных мигрантов в современной России // «Миграционное право», 2006, N 3..

При анализе социально-политической и криминальной ситуации в регионе необходимо учитывать и геополитическую ситуацию. Распад СССР не был конечной целью «холодной» войны. Идеологи «холодной войны» никогда не скрывали своей заинтересованности в дальнейшем расчленении России. Сложившаяся непростая ситуация в Чеченской Республике во многом оказалась результатом того, что в силу определенных исторических, экономических, социально-политических условий в системе национальных отношений бывшего СССР, а впоследствии России, данный регион оказался слабым звеном, чем не замедлили воспользоваться враждебные российскому государству внешние и внутренние силы. В чеченском конфликте заинтересованы те, кто не желает возрождения сильной, процветающей России.

К наиболее значимым внутренним факторам, по нашему мнению, относятся:

1) социально-политические факторы;

2) социально-экономические факторы;

3) религиозные факторы;

4) факторы маргинализации местного населения.

Социально-политические факторы.

В событиях в Чеченской Республике большую роль сыграли многолетние социально-политические процессы: это, во-первых, стремление чеченского народа к самоопределению, во-вторых, борьба простого населения за социальную справедливость. Трагедия данного региона состоит в том, что на волне общедемократического и национального движения под флагом идеи национального возрождения, суверенитета был совершен очередной передел власти и собственности в корпоративных интересах, когда власть от коммунистической номенклатуры перешла к постсоветской элите, национальной по форме и преступной по сути. Чеченский кризис возник в результате внутричеченского раскола в подходах к проблемам власти и собственности. Лидеры отдельных кланов и политических элит, отказавшись действовать согласованно во имя интересов нации, спровоцировали этот раскол и упустили шанс создания в республике полиэтнического правового гражданского общества.

Современная национальная политика государства в отношении северокавказских республик и сейчас в целом недостаточно эффективна. Она не базируется на глубоко осмысленной концептуальной основе, не обладает необходимой гибкостью, ей недостает дифференцированного подхода, предметного учета исторического многообразия вековых традиций, самобытности культур и духовности, уклада жизни кавказских народов, отношений между нациями и народностями, населяющими Кавказ, их обычаев, неповторимого характера, противоречий, разделяющих республики и национальные группы людей.

Обстоятельством, осложняющим ситуацию в социально-политической сфере, является наличие проблемы социальной модернизации общества и национализм. В первую очередь имеется в виду сохранение в регионе социальных (стадиальных) разрывов между этносами, которые обусловили значительное опережение одних социумов другими. Конкретным выражением этого является оставшаяся традиционная патриархальность и сложная этносоциальная и этнотерриториальная структура чеченского общества, для которой характерно переплетение норм народного права - «адата» с нормами шариата.

Преступность - безусловно, явление социальное, но преступление совершает конкретный индивид, поэтому влияние общества на состояние преступности, обладающего структурой, для которой характерны основанная на традициях ритуалистическая приверженность к установленному, предписанному поведению, неоднозначно. С одной стороны, наличие жесткого социального контроля в виде традиций, нравов, обычаев удерживает индивида в рамках установленных норм поведения. С другой стороны, нередко внутренние, одобряемые культурные нормы при столкновении с культурой более широкой общности приходят в состояние конфликта. Это относится к распространению действия Уголовного кодекса Российской Федерации на территорию Чечни, в котором ряд древних практикуемых среди населения обычаев находятся под запретом. Прежде всего, это относится к сохранившейся, так называемой, набеговой системе чеченцев (абречество), а также обычаю «кровной мести» и др., отражающих глубоко внутренние процессы формационного развития чеченских социумов и создающих перманентный конфликтный фон, который не способствует гармонизации межэтнических отношений.

Одним из проявлений непростой социальной ситуации в жизни чеченского общества является исторически сложившаяся сложная система территориально-клановых и этно-конфессиональных сообществ. Проблема взаимоотношения по линии «тарикат - власть», «тейп - власть», «тарикат - тейп» - один из важнейших для понимания многих процессов в республике, как в прошлом, так и в настоящем. Признаком появившейся кризисности в этих отношениях стало появление своеобразного внутреннего сепаратизма как реакция на неспособность местной власти решать насущные проблемы простых чеченцев. Это выразилось в требованиях установления независимой власти в пределах родовых земель.

Необходимо отметить, что фактором, осложняющим социальную ситуацию, является то обстоятельство, что в предыдущие исторические периоды некомпетентными действиями властей, произвольным и некомпетентным вмешательством в распределение административных границ, игнорировавшим исторические контуры расселения этносов, периодически ущемлялись права местных народов.

Что касается проявлений национализма, то здесь следует отметить, что в период перестройки сколько-нибудь заметного движения за полную независимость и выход из России среди чеченцев не наблюдалось. Но к концу 80-х годов политическая обстановка в республике обостряется. Законное недовольство большинства населения вызывали политика дискриминации коренных народов при формировании местной номенклатуры в советский период, а в дальнейшем практикуемый клановый подход к назначению на влиятельные посты, и сопутствующая этому коррупция - вплоть до покупки высоких должностей за деньги.

В этой ситуации местные руководители стали демонстративно поддерживать лозунги и требования националистического характера. Национализм усилился, когда союзное руководство бывшего СССР в борьбе против нового руководства РСФСР во главе с Б. Ельциным стало разыгрывать карту автономии и пытаться уравнять их статус с союзными республиками.

К субъективным проблемам следует отнести то обстоятельство, что в истории многовекового совместного проживания народов Кавказа (и славян) наслоилось бесчисленное количество реальных или мнимых обид, таившихся на дне коллективной этнической памяти. Некоторые кавказские народы сохранили болезненные воспоминания о Кавказской войне ХIX века и депортации народов в ХХ веке.

Национальное самосознание отчасти деформировано пропагандой идеологами сепаратизма культа силы и национальной исключительности, пренебрежительного отношения к другим народам, разжигания межэтнической ненависти. При этом имеет место аппеляция к самым низменным инстинктам, поощрение анархии и безответственности, культивирование пренебрежительного отношения к труду и накоплению благ через честный труд. Ориентация на криминальный способ наживы способствовал появлению «новой элиты» из вчерашних маргиналов, которые составляют собственно ядро национал-радикалов.

Вместе с тем, несмотря на то, что в Северо-Кавказском регионе еще наблюдаются феномены национального эгоцентризма, национальных движений, выдвигающих интересы своих этносов на первый план во всех социально-политических и экономических сферах, на сегодняшний момент можно с оптимизмом констатировать, что кредит доверия основной части кавказских народов к национал-радикалам исчерпан.

Необходимо также отметить, что в последние годы политическая ситуация в Чеченской Республике имеет четкие тенденции к стабилизации. Наиболее значимым фактором улучшения социально-политической ситуации в Чеченской Республике является то, что пропагандируемые лидерами бандформирований идеи религиозной и национальной розни, насилия и нетерпимости не находят поддержки среди населения и не выдерживают сравнения с проводимой руководством Чеченской Республики политикой возрождения, созидания и консолидации общества См.: Доклад Министра внутренних дел по Чеченской Республике генерал-лейтенанта милиции Р.Ш. Алханова на заседании Антитеррористической комиссии ЧР по вопросу: «Об организации деятельности МВД по Чеченской Республике по противодействию терроризму».. Можно выделить три основных ее составляющих:

1. Наступательная и бескомпромиссная борьба с терроризмом.

2. Защита прав и свобод граждан, проживающих на территории Чеченской Республики.

3. Активная и всеобъемлющая работа по восстановлению политической, духовной, социальной и экономической сфер жизнедеятельности См.: Алханов Р.Ш. Законность и правопорядок - основа мира и стабильности в Чеченской Республике // Профессионал. 2008..

Социально-экономические факторы.

Социально-экономическое развитие Чеченской Республики, как впрочем, и ряда других субъектов Южного федерального округа, остается гораздо ниже среднероссийского уровня, в том числе по уровню валового регионального продукта на душу населения, объему внешнеторгового оборота на душу населения, наличию основных фондов на душу населения.

К группе неблагополучных субъектов округа относятся: Республики Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Чеченская, Карачаево-Черкесская Республики, Волгоградская область. Именно показатели уровня валового регионального продукта на душу населения, объема внешнеторгового оборота на душу населения, уровня финансовой обеспеченности региона на душу населения, уровня общего объема розничного товарооборота и платных услуг на душу населения, наличия основных фондов на душу населения, уровня развития отраслей социальной инфраструктуры составляют основу отсталости субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Южного федерального округа. Такое состояние экономики в северокавказских республиках существенно затрудняет усилия федерального центра по стабилизации социально-политической обстановки на территории региона, способствует формированию новых угроз безопасности государства, таких, как религиозный экстремизм и этносепаратизм.

Возникшее в результате социального расслоения недовольство деятельностью региональных властей побуждает экономически неблагополучную часть населения к созданию радикальных общественно-политических объединений, способствует разжиганию этнофобии. Молодежь республик, не имеющая работы, а соответственно, средств к существованию, все активней вовлекается в различного рода исламские экстремистские группировки ваххабитов, таблигитов, салафитов и т.п. См.: Алехнович С.О. Федеративные отношения и безопасность регионального развития // «Право и политика», 2007, N 4. Несформировавшаяся морально-психологическая устойчивость подвергается искусственному манипулированию, в том числе доведению сознания до состояния зомби См.: Бахаев Л.Ш. Превентивные меры как фактор сдерживания преступности среди несовершеннолетних // Материалы научно-практической конференции «Совершенствование деятельности органов внутренних дел, других субъектов системы профилактики по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Чеченской Республике» (6 октября 2007 г.). М., 2008. С.18-19..

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.