Рефераты. Амдминистративно-территориальное деление государства

Амдминистративно-территориальное деление государства

План

Введение

1. Понятие административно-территориального устройства государства

2. Административно-территориальное устройство Франции

3. Административно-территориальное устройство Италии

4. Административно-территориальное устройство КНР

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Разделение населения по территориальным единицам - один из важнейших признаков государства. В любом государстве в зависимости от исторических, национальных, культурных традиций выделяются определенные территориальные единицы: провинции, графства, земли, губернии, области. Они, признавая себя частями общего государства, хотят самостоятельно решать многие вопросы. Так возникает необходимость четко определить политические, экономические и иные взаимоотношения между государством в целом, то есть его центром, и частями - административно- территориальными единицами и автономными образованиями. Особенно важное значение эти проблемы имеют для многонациональных государств.

Принцип административно-территориального деления является одной из основ конституционного строя государства, так как в первую очередь затрагивает такой важный институт общественно-политических отношений, как местное самоуправление.

Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что часто понятие административно-территориального устройства путают с формой государственного устройства. В данном случае следует отметить, что административно-территориальное деление характерно непосредственно для стран, с унитарной формой государственного устройства, а так же для субъектов федераций при федеративной форме устройства государств.

Непосредственно эти и многие другие вопросы будут рассмотрены нами в настоящей работе. Цель данной работы заключается в раскрытии понятия «административно-территориальное деление государства». Перед нами стоят следующие задачи: раскрыть понятие, сущность и виды такого деления, обозначить административно-территориальное устройство Франции, раскрыть принципы функционирования административно-территориального деления Италии и Китая, выделить основные особенности и специфические черты для каждой из приведенных стран. Для достижения поставленных целей нам необходимо, в первую очередь, обратиться к различным научным источникам, освещающим эту проблему, проанализировать выводы некоторых исследователей по данной проблеме, а также дать определения используемому термину, выделить его основные особенности, виды.

Объектом данной работы являются основы конституционного строя зарубежных государств, а именно Франции, Италии и КНР. Предметом, же, исследования является административно-территориальное устройство данных государств.

Исследованием термина «административное деление государства» занимались такие авторы как, Малько А. В., Афанасьева О. В., Колесников Е. В, Комкова К. Н. Конституционное право зарубежных стран / Афанасьева О. В., Колесников Е. В., Комкова Г. Н., Малько А. В,.; Под общ. Ред. Малько А. В. - М.: Норма, 2004. -384 с., Баглая М. В., Лейбко Ю. И. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. Баглая М. В., Лейбко Ю.И., Энтина Л. М. - М.: Норма, 2004 - 839 с.., Кривогуз И. М. Кривогуз И. М. Политология. М.: ВЛАДОС, 2006 - 288 с., Ковачев Д. А. Очерки конституционного права иностранных государств: Учеб. И науч.-практич. пособие / Отв. Ред. Ковачев Д. А. М.: Норма, 1999. - 355 с.,Страшун Б. А. Конституционное (государственное право) зарубежных стран: В 4 т. Тома 1-2. Часть общая: Учебник /Отв. ред. проф. Б.А. Страшун - 3-е изд., обновл. и дораб.- М.: Издательство БЕК, 2000. - 562 с.,Алебастрова И. А. Алебастрова И. А. Конституционное право зарубежных стран. М.: Просвещение, 2003. - 386 с..

Керимов А. Д., Керимов А. Д. О своеобразии государственной системы современной Франции//Государство и право. 2001. № 1. С. 51. рассматривали административно-территориальное устройство Франции, Автономов С. А., Сивицкий В. А., Черкасрв А. И. Автономов С. А,, Сивицкий В. А., Черкасов А. И. Конституционное (государственное) право зарубежных стран:учебное пособие. М.: АСТ ВЕЧЕ, 2003 - 624 с., Грегорио А. Грегорио А. Конституционные реформы в Италии: продолжение дебатов//Право и политика, 2000.№ 2. С. 58., Гудошников Л. М. Гудошников Л. М. Конституция и законодательные акты Китая. М.: Амфора, 1996 - 352 с., Тимофеева Р. Г. Тимофеева Р. Г. Конституционное право зарубежных стран: курс лекций со схемами. М.: Норма, 2004 - 468 с., изучали деление КНР и Италии.

Данная работа состоит из введения, в котором обозначены цель, выделены объект, предмет, методы исследования, четырех пунктов: первый посвящен категориальному анализу понятия «административно-территориальное устройство государства»; второй - раскрытию такого устройства на примере Франции; третий раскрывает административно-территориальное устройство Италии и четвертый - КНР; в выводах приведены особенности устройства каждой из стран, их сравнение. В заключении делаются выводы по исследуемой проблеме.

1. Понятие административно-территориального устройства государства

Территория государства всегда определенным образом организована, разделена на части административного или политического значения, в которых проживает население, с целью управления им. Соответствующие главы конституций иногда так и называются: «Об организации государства». В данном случае речь идет не о системе государственных органов, а о территориальной организации государства.

Под администативно-териториальным делением государства понимается разделение государственной территории на определенные единицы, в соответствии с которым строится система государственного и регионального (местного) управления. Это понятие показывает характер и особенности взаимоотношений между государством и его составными частями. Конституционное право зарубежных стран / Афанасьева О. В., Колесников Е. В., Комкова Г. Н., Малько А. В,.; Под общ. Ред. Малько А. В. - М.: Норма, 2004. - С. 138.

Административно-территориальное устройство складывается в течение длительного времени, иногда даже столетий. В его основе лежат экономические, политические, социальные и другие факторы, обязательно учитывается фактическое расселение граждан (поданных) на конкретной территории. В прямом значении анализируемое понятие применимо лишь к унитарному государству, так как для федерации первично федеративное устройство. В последнем случае собственно территориальное членение присуще субъектам федерации - штатам, провинциям, землям.

Совокупность территориальных единиц образует территориальное деление государственной территории. Территориальные единицы являются пространственным пределом функционирования региональных (местных) институтов публичной власти.

Чаще всего, государства с большой территорией имеют трехзвенную систему административно-территориального устройства. Так, большая часть Великобритании делится на графства, графства, в свою очередь, делятся на округа, а округа состоят из приходов. Во Франции действует четырехзвенная система: департаменты - округа - кантоны - коммуны (общины). Число ступеней политико-административного деления зависит от численности населения и размеров территории страны, однако зависимость эта нежесткая: иногда в менее крупных странах число ступеней большее, чем в более крупных. Обычно низовой административно-территориальной единицей является небольшое городское или сельское поселение типа общины (коммуны), а в некоторых афро-азиатских странах такую роль играют кочевое племя или род. Современные тенденции в развитии политико-административного деления заключаются в укрупнении низовых единиц и регионализации - создании крупных регионов как путем укрупнения высших единиц, так и путем учреждения нового высшего их уровня, что было сделано, например, во Франции, в Испании, Италии. Малые единицы, унаследованные от истории, не в состоянии должным образом удовлетворять местные социальные потребности, а современные средства транспорта и связи облегчают возможность быстро преодолевать расстояния и оперативно решать вопросы административного обслуживания жителей. Следует в данном случае подчеркнуть, что речь идет именно о тенденциях, которые далеко не везде проявились. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред.. Баглая М. В., Лейбко Ю. И. Энтина Л. М. - М.: Норма, 2004 - С. 411.

В административно-территориальных единицах имеется высоконазначенное лицо, управляющее соответствующей территорией, либо выбранный гражданами представительный орган или назначенное должностное лицо. Представительные органы власти создаются далеко не во всех административно-территориальных единицах. В некоторых странах принята “государственная” теория местного самоуправления: эти органы рассматриваются как продолжение центральной власти, агенты центра, министерств. Такой подход чаще всего обосновывается тем, что основную долю средств органы местного самоуправления получают из государственного бюджета, а их политика по принципиальным вопросам должна быть единой с государственными органами и определяться центром. Кривогуз И. М. Политология. М.: ВЛАДОС, 2006 - С. 125.

В маленьких по территории и численности населения государствах вообще нет самостоятельных и обособленных административно-территориальных единиц (например, на Мальте, в Брунее).

К административно-территориальным единицам примыкают столичные округа, имеющие самостоятельный статус. Они объединяют столицу и ее окрестности (федеральные округа в США, Бразилии). Местное (городское) самоуправление в этом случае ограничено.

Правовой статус административно-территориальных образований в унитарных государствах определяется центральной властью. Она же определяет на какие административно-территориальные единицы делиться государство, каков круг предметов ведения и компетенция этих единиц, сколько ступеней имеет административно-территориальное устройство. В федеративных государствах административно-территориальное деление -- это деление субъектов федерации, его устанавливают они сами. Мелкие субъекты (штаты, провинции, земли и др.) имеют в своем составе только один уровень административно-территориальных единиц -- общинный, но в крупных субъектах бывает и два звена -- районное и общинное.

В отдельные административно-территориальные единицы обычно выделяются крупные и средние города, некоторые из них еще от прежних времен имеют свои хартии самоуправления. Такие города могут иметь статус общин с более широкими полномочиями, а могут быть городами центрального подчинения (в странах тоталитарного социализма). Конституционное право зарубежных стран / Афанасьева О. В., Колесников Е. В., Комкова Г. Н., Малько А. В.; Под общ. Ред. Малько А. В. - М.: Норма, 2004. - С. 139.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.