Рефераты. Акционерные общества

Размер изменений уставного капитала регулируется ч. 2 п. 5 ст. 28 (увеличение), ч. 4 п. 1 ст. 29 (уменьшение), п. 4 ст. 35 ФЗ (уменьшение). В группу процедурных ограничений входят обязанности акционерного общества по уведомлению об изменениях органа государственной регистрации, акционеров и кредиторов (п. 1 ст. 101 ГК, ст. 12 - 14, 30, п. 4 ст. 62 ФЗ).

В законодательстве довольно хаотично используются как термины, обозначающие формы и способы изменения уставного капитала, так и термины, обозначающие организационно-технические действия (погашение, дробление, консолидация) и необязательно связанные с изменением уставного капитала. Например, при погашении акций реорганизуемых акционерных обществ (ст. 15 - 20 ФЗ) вместо них, как правило, выдаются акции новых акционерных обществ. Дробление и консолидация акций (ст. 74 ФЗ) могут осуществляться в рамках неизменяющегося размера уставного капитала. В ряде случаев в тексте Закона наблюдается «разрыв» между основанием, формой и способом изменения уставного капитала: при указании одного из них не конкретизируются другие. Попытка соотнести эти понятия присутствует в Стандартах.

При увеличении уставного капитала значение имеет источник средств. Во-первых, п. 2 ст. 99 ГК гласит: «Не допускается освобождение акционера от обязанности оплаты акций общества…», т.е. увеличение уставного капитала должно осуществляться за счет средств инвесторов. В то же время согласно п. 5 ст. 28 ФЗ увеличение уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций может осуществляться за счет имущества общества, а путем увеличения номинальной стоимости акций осуществляется только за счет имущества общества. ФЗ устанавливает ряд ограничений: по размеру увеличения уставного капитала, кругу акционеров, среди которых размещаются дополнительные акции, типу и количеству распределяемых акций (ч. 2 и 3 п. 5 ст. 28 ФЗ), но источник средств - имущество самого акционерного общества - не подлежит сомнению.

Пункт 4.3.2 Стандартов содержит закрытый перечень имущества (собственных средств) акционерного общества, за счет которого осуществляется размещение дополнительных акций путем распределения их среди акционеров этого акционерного общества: а) добавочный капитал акционерного общества; б) остатки фондов специального назначения акционерного общества по итогам предыдущего года, за исключением резервного фонда и фонда акционирования работников предприятия; в) нераспределенная прибыль акционерного общества прошлых лет. Этот же перечень используется при увеличении уставного капитала акционерного общества путем увеличения номинальной стоимости акций (п. 5.3.2 Стандартов).

Нормы акционерного законодательства и актов, регулирующих отношения на рынке ценных бумаг, представляются обоснованными: достаточно регулярно осуществляется переоценка основных фондов юридических лиц, в распоряжение акционерного общества поступает эмиссионный доход (ст. 36 ФЗ) и т.д., а своим имуществом организация как собственник вправе распоряжаться по своему усмотрению (ст. 209, 212, 213 ГК).

Во-вторых, согласно п. 2 ст. 100 ГК увеличение уставного капитала общества для покрытия понесенных им убытков не допускается. В пп. «г» п. 2.4.17 Стандартов запрещается государственная регистрация выпуска акций, если увеличение уставного капитала акционерного общества - эмитента осуществляется для покрытия понесенных им убытков. Но Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» разрешил во время процедур банкротства с определенными ограничениями эмиссию акций Долинская В.В. Новый этап развития законодательства о несостоятельности (банкротстве) [Текст] // Закон. - 2003. - № 8. - С. 12.. Такая мера по восстановлению платежеспособности должника признана мировым сообществом и доказала свою эффективность. В тех же Стандартах законодательство о несостоятельности учтено, например, в п. 3.2.5.

Противоречия в правовом регулировании требуют устранения, в связи с чем предлагается:

- дополнить п. 2 ст. 99 ГК словами:»… за исключением предусмотренных законом об акционерных обществах случаев увеличения уставного капитала общества за счет его имущества»;

- дополнить п. 2 ст. 100 ГК словами:»… за исключением предусмотренных законом о несостоятельности случаев»;

- дополнить пп. «г» п. 2.4.17 Стандартов словами:»… за исключением предусмотренных законом о несостоятельности случаев».

Противоречат друг другу нормы ГК и ФЗ также по вопросу об органе, компетентном принимать решение об изменении уставного капитала. Если решение об его уменьшении по любым основаниям и любым способом принимает общее собрание акционеров простым большинством голосов (пп. 7 и 14 п. 1 ст. 48, п. 2 ст. 49 ФЗ), то увеличение уставного капитала путем размещения дополнительных акций может быть отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) (п. 2 ст. 12, п. 1 и 2 ст. 28, пп. 6 п. 1 ст. 48, пп. 5 ч. 2 п. 1 ст. 65 ФЗ). И на общем собрании акционеров, и на заседании совета директоров (наблюдательного совета) решение об увеличении уставного капитала принимается простым большинством голосов (п. 2 ст. 49, п. 3 ст. 68 ФЗ). Несколько выбивается из общей картины норма об «отсроченном» увеличении капитала: решение о размещении облигаций, конвертируемых в акции, и иных ценных бумаг, конвертируемых в акции, принимается единогласно всеми членами совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества без учета голосов выбывших членов (ч. 3 п. 2 ст. 33 ФЗ).

Бесспорно, совет директоров работает гораздо оперативнее и экономнее по затратам, чем общее собрание акционеров, но любое изменение уставного капитала может отразиться на правах и интересах акционеров: изменение имущественной массы в производстве, которая может принести прибыль; изменение количества акций, на которые может быть начислена прибыль, в том числе при возможном привлечении новых лиц; собственные затраты на приобретение акций, в том числе чтобы сохранить свою долю участия в уставном капитале и т.д. Только общее собрание акционеров является органом, где акционеры могут непосредственно реализовать свое право на участие в управлении акционерным обществом, где в полной мере реализуется принцип публичного ведения дел, «прозрачности» информации.

Примечательно, что Стандарты эмиссии разделяют принятие решения о размещении ценных бумаг и утверждение решения о выпуске ценных бумаг. Только в отношении второго компетентным органом называется совет директоров (наблюдательный совет) или осуществляющий его функции орган (п. 2.3.2 Стандартов).

3. Органы акционерного общества

3.1 Общее собрание акционеров

Общее собрание акционеров, как правило, признается высшим органом управления акционерного общества.

В России в повестку дня учредительного собрания входят вопросы: 1) учреждение акционерного общества; 2) утверждение устава общества; 3) утверждение денежной оценки ценных бумаг, других вещей или имущественных прав либо иных прав, имеющих денежную оценку, вносимых учредителем в оплату акций общества; 4) избрание органов управления общества (ст. 9 ФЗ).

Расширительного толкования ст. 9 требует сравнительный анализ норм ФЗ. Например, в материалы, подлежащие представлению акционерам при подготовке к проведению общего собрания, входит заключение ревизионной комиссии (ревизора) общества по результатам годовой проверки финансово-хозяйственной деятельности общества (п. 3 ст. 52 ФЗ), ревизионная комиссия избирается общим собранием акционеров (пп. 9 п. 1 ст. 48, п. 1 ст. 85 ФЗ). Следовательно, чтобы выполнить требование закона уже при подготовке к первому годовому общему собранию необходимо избрать ревизионную комиссию на учредительном собрании Викторова Ю.Л. Годовое общее собрание акционеров: особенности подготовки и проведения [Текст] // Современное право. - 2008. - № 1. - С. 19..

В связи с этим следует изменить редакцию п. 2 ст. 9 ФЗ: «Решение об учреждении общества должно отражать результаты голосования учредителей и принятые ими решения по вопросам учреждения общества, утверждения устава общества, избрания органов общества».

Кроме того, в ФЗ стали выделять вопросы, отнесение которых к компетенции общего собрания акционеров зависит от численного состава акционеров, например, избрание членов счетной комиссии и досрочное прекращение их полномочий - только в обществах с числом акционеров - владельцев голосующих акций общества более 100 и не более 500 (пп. 13 п. 1 ст. 48, п. 1 ст. 56 ФЗ),

К ним относится все то, что было сказано ранее об аналогичной ситуации применительно к экстраординарным сделкам.

Несмотря на отдельные недостатки, в правовом регулировании можно выявить две общие тенденции: 1) выделение общей и исключительной компетенции, хотя вопросы последней также подлежат делегированию - совету директоров; 2) формализация роли общего собрания акционеров за счет расширения круга вопросов, решение по которым принимается исключительно по предложению совета директоров (п. 3 ст. 49 ФЗ - 8 из 20 отнесенных к компетенции общего собрания акционеров вопросов, т.е. почти половина, причем это ключевые для деятельности акционерного общества моменты) Чернышов Г. О некоторых вопросах компетенции общего собрания акционеров (в контексте сделок по слиянию и поглощению) [Текст] // Корпоративный юрист. - 2007. - № 7. - С. 22..

Можно характеризовать это как противодействие произволу акционеров, которые подчас требуют обсуждения на общих собраниях узкоспециальных вопросов, относящихся к компетенции совета директоров, правления и даже структурных органов, или как меры ослабления оппозиции совету директоров. В любом случае это ограничение компетенции общего собрания акционеров. Ограничения могут быть объективными (отсутствие специальных знаний у акционеров, мелкий вопрос текущей деятельности) и субъективными, в последнем случае - прогрессивными (охрана прав определенного контингента) и реакционными.

В свете разделения полномочий и в надежде противодействия произволу представляется целесообразным:

- четко разделить в законе общую и исключительную компетенцию общего собрания акционеров;

- сократить число вопросов, относящихся к исключительной компетенции, сохранив наиболее значимые для существования и деятельности акционерных обществ (например, реорганизация, ликвидация общества, изменения прав акционеров, уставного капитала, крупные изменения имущества, решение отнесенных к компетенции других органов управления вопросов, которые эти органы не могут решить);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.