18
Образование Афинского государства началось с проведения реформ, предписываемых легендарному Тесею (ХIII век до н.э.).
Одной из таких реформ было объединение (синойкизм) племен, на-селявших Аттику, в единый афинский народ. В результате синойкизма в Афинах был создан Совет, управлявший де-лами всех четырех племен. По старой родоплеменной орга-низации был нанесен первый удар.
Афинский полис становится территориальной формой политической организации общества.
Территориальная организация общества настоятельно требовала единообразного (независимого от племенных раз-личий) и, следовательно, централизованного управления общественными делами, гораздо более активного регули-рования развивающихся социальных отношений.
Ранее до-статочно монолитное родоплеменное общество оказалось в сложном положении. Еще сохранялись межродовые и меж-племенные распри. Но уже возникали новые острые кон-фликты в связи с усиливающейся имущественной диффе-ренциацией в Аттике. Эти конфликты, наиболее отчетливо проявившиеся в углубляющихся противоречиях между сво-бодными афинянами и различными группами неполноправ-но и зависимого населения (феты, иностранцы, рабы и т. д.), создавали почву для формирования новых механиз-мов власти.
Возникла необходимость в политической (госу-дарственной) власти, стоящей над обществом и способной стать, с одной стороны, средством соглашения и примире-ния, с другой -- силой подчинения и порабощения. Начало этому было положено закреплением не только социально-го, но и политического неравенства между свободными, их разделением (также приписываемым Тесею) на эвпатридов -- благородных, геоморов -- земледельцев и демиургов -- ремесленников.
К эвпатридам, родоплеменной верхушке, перешло ис-ключительное право на занятие общественных должнос-тей, что вело к дальнейшему отделению публичной власти от населения.
Геоморы и демиурги вместе с торговцами и бедняками, составлявшими большинство свободных, посте-пенно отстранялись от непосредственного активного уп-равления общественными делами. За ними сохранилось лишь право участвовать в народном собрании, роль которого в это время значительно упала. Вместе с тем положение мелких землевладельцев становилось все более тяжелым. Они разорялись и вынуждены были закладывать за долги земли. Наряду с залогом земли возникала и долговая каба-ла, по условиям которой неисправный должник мог быть продан в рабство за границу.11 Колобова К. М. Возникновение и развитие Афинского государства . Л., 1988.
В это же время возникли первые писаные законы. Эвпатриды стремились ограничить пережитки родового строя и, прежде всего, кровную месть, обеспечить свою личную и имущественную неприкосновенность. Имелось в виду ограничить власть архонтов, произвольно толковавших обычай. Составителем законов был Драконт.
По этим законам смертной казни подлежали лица, виновные в убийстве, осквернении святынь, те, кто вел праздный образ жизни. Смертная казнь угрожала даже тем, кто крал овощи.
Принцип ответственности по правилам талиона был отменен. По законам Драконта убийство рассматривалось как причинение материального ущерба, но теперь оно квалифицировалось как антиобщественное деяние.
Вводится понятие умысла и неосторожности. Наказания за крупные и мелкие преступления были одинаковы - смертная казнь. Драконтовы законы стали символом жестокости. Даже в древности говорили, что они написаны кровью. Тем не менее, эти законы ограничивали власть архонтов.
Реформы Солона
Решающее значение для оформления классового общества и государства в Афинах имели реформы знаменитого политического деятеля той эпохи Солона.
Солон, человек небогатый и занимавшийся торговлею, приобрел опытность в путешествиях и потому, не опасаясь дурных для себя последствий, задумал облагодетельствовать страну, написав для нее прочные законы.
Чтобы заслужить доверие граждан, он притворился сумасшедшим и стал писать стихи про остров Саламин, о котором в порядочном греческом обществе говорить было не принято, так как остров этот с большим конфузом для афинян был завоеван Мегарой.
Прием Солона имел успех, и ему поручили составление законов, чем он и воспользовался очень широко
К тому времени, когда Солон стал первым архонтом (594 г. до н.э.), задолженность мелких землевладельцев приняла устрашающие размеры. По словам Плутарха, «предложил отменить все долги того времени и запретить обеспечение долга личной кабалой», то есть, он смягчил давление ростовщичества в Афинах.
За неуплату долга владельца клера, его жену, детей разрешалось продавать в рабство за границу. Над основной массой общинников нависла угроза всеобщего закабаления. "Некоторые в отчаянии бежали от кредиторов и бродят из страны в страну", - горестно отмечал Солон. Алчность эвпатридов не знала пределов. Разорение земледельцев, всеобщая задолженность бедноты, политическое бесправие народа вызвали острейший политический кризис. Росло недовольство торговцев и ремесленников. Дело шло к восстанию.
Солон был первым из знати, кто заметил опасность (выходец из небогатых эвпатридов, избранный в 594 г. до н.э. архонтом). Надо отдать должное его проницательности и смелости. Преодолевая сопротивление верхушки аристократов, он решительно провел крупные реформы, которые затронули многие стороны общественной жизни. Ущемляя интересы знати и делая уступки демосу, Солон спасал еще не окрепшее рабовладельческое государство.
Особое место имели земельная и политическая реформы.
1. Солон отменил часть залоговой кабалы. Все долговые камни с полей убирались, проданные в рабство должники подлежали выкупу. Эти реформы получили название сисахфия (дословно - сброс ига), все соотечественники были выкуплены из рабства. Но имущество богатых людей оставалось неприкасаемым. «Солон, - пишет Плутарх, - разочаровал богатых тем, что ликвидировал долговые обязательства, а бедных тем, что не провел передел земли, как они надеялись, и не уравнял всех по способу жизни».
2. Самозаклад должника запрещался. Взыскание любого долга нельзя было обращать на личность ответчика. Многим крестьянам были возвращены их участки земли.
3. Считают, что Солон установил максимум земельного надела. Однако произвести перераспределение земли он не решился.
4. Ссудные проценты не были уменьшены, что было на руку ростовщикам. Отмена долговой кабалы нанесла сильный удар по интересам крупных рабовладельцев из числа знати. Она удовлетворила насущные интересы средних и мелких землевладельцев
5. Впервые была узаконена свобода завещания. Любые виды имущества, в т. ч. и земельные участки, можно было продавать, закладывать, делить между наследниками и т. д. Такой свободы обращения с земельным наделом родовое общество не знало.
Страницы: 1, 2