Рефераты. Административные правонарушения и административные наказания

В Особенной части КоАП РФ форма вины чаще всего не обозначается. Обычно большинство из них могут быть совершены в любой ее форме. Формулировка ряда правонарушений предполагает, что оно может быть совершено только в форме умысла (мелкое хулиганство, мелкое хищение и т.д.); в редких случаях форма вины указывается в текстах статей КоАП РФ либо иных законах, устанавливающих ответственность за те или иные административные правонарушения.

Наряду с обязательными признаками субъективной стороны, каковыми являются умысел и неосторожность, могут быть факультативные. Последними признаются мотив и цель, ибо они в одних составах указаны, а в других нет. В первом случае они являются квалифицирующими признаками правонарушения, то есть действие или бездействие признается административным правонарушением, если они совершены по мотивам и в целях, прямо указанных в законе.

Таким образом, выяснение общего состава административного право- нарушения (проступка) имеет весьма важное практическое значение. Во-первых, оно ориентирует органы, устанавливающие административную ответственность, на то, чтобы формулируемые ими конкретные составы административных проступков соответствовали его общим признакам. Во-вторых, общий состав не позволяет правоохранительным органам при оценке деяний, которые квалифицируются как административные правонарушения, отнести к разряду преступлений.

Таково понятие административного проступка (правонарушения), как основания административной ответственности.

Отграничения административного правонарушения от преступления и дисциплинарного проступка.

Особый вопрос о юридических критериях отграничения внешне сходных преступлений и административных правонарушений. Практическая потребность в этом определяется тем, что административная ответственность за правонарушения наступает, если они по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности (см. ст. 2.1 КоАП РФ).

Такие юридические критерии содержатся в уголовном и административном законодательстве и могут относиться к объекту, объективной стороне, субъекту и субъективной стороне составов соответствующих правонарушений. Например, закон определяет, в каких случаях мелкое хищение государственного имущества является административным правонарушением, а в каких - преступлением; субъектом определенных преступлений признается лицо, достигшее 14-летнего возраста, административного правонарушения - только лица, достигшие 16-летнего возраста; нарушение правил безопасности движения лицами, управляющими транспортными средствами, повлекшие причинение потерпевшему легкого телесного повреждения - административное правонарушение, а те же действия, повлекшие смерть потерпевшего или причинение ему тяжкого телесного повреждения - преступление; умышленное повреждение насаждений, причинившее значительный ущерб государственному хозяйству - преступление, а те же действия, совершенные по неосторожности, - административное правонарушение. Поэтому для определения характера правонарушения, его юридической природы необходим тщательный сравнительный анализ положений законодательства, устанавливающего ответственность за их совершение.

Административное правонарушение отличается от дисциплинарного проступка тем, что последний, по общему правилу, опосредуется трудовыми, служебными отношениями. Нередко нарушение трудовых, служебных обязанностей одновременно признается административным правонарушением. Подобные правонарушения получили в литературе название "административно-дисциплинарные правонарушения (проступки)". Их субъектами являются не граждане, а лица, на которых возложено выполнение определенных трудовых служебных функций.

ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ

Перейдем к основным вопросам темы, выясним основные качественные отличия административных наказаний от иных мер административного принуждения.

Мы установили, что арсенал административных принудительных мер, которые используются в борьбе с правонарушениями, весьма значителен, применение его обеспечивает предупреждение, пресечение правонарушений, наказание виновных в совершении административных проступков, а также обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнение принятого по нему постановления.

Среди мер административного принуждения выделяют наиболее важную группу принудительных мер, именуемых административными наказаниями.

Административное наказание - мера административной ответственности, предусмотренная нормами административного права и применяемая к лицам, совершившим административное правонарушение в целях их воспитания в духе соблюдения законов, а также предупреждения совершения новых правонарушений, как самим нарушителем, так и другими лицами (схема 4).

По своим целям, основаниям, порядку применения, а также характеру последствий административные наказания отличаются от других мер административного принуждения (схема 5).

1. Административное наказание - это форма государственного реагирования на правонарушение. Выражается в определенном наказании виновного лица. Основанием назначения административного наказания является административный проступок.

Административные наказания выражаются, как правило, либо в моральном, либо материальном воздействии на правонарушителя. Некоторые административные наказания сочетают в себе одновременно и моральное осуждение, и материальное воздействие, и временное ограничение прав нарушителя (например, административный арест, лишение специальных прав, исправительные работы и др.).

Назначением административного наказания выражается официальное осуждение действий правонарушителя, и создаются различные неблагоприятные для него последствия - морального характера, денежного и имущественного порядка, обращенные на личность нарушителя или его имущество.

Административные наказания являются основной и наиболее многочисленной группой мер воздействия на правонарушителей. В целом за год по России административные наказания налагаются на 75 млн. человек.

Административные наказания налагаются в особом процессуальном порядке - в ходе производства по делам об административных правонарушениях.

По степени принуждения, карательного насильственного воздействия административные наказания стоят на втором месте после уголовных наказаний.

Административные наказания налагаются как на физических, так и на юридических лиц.

ВИДЫ И СИТЕМ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ

В ст. 3.2 Кодекса об административных правонарушениях дан перечень административных наказаний, различающихся по своему содержанию и характеру оказываемого ими воздействия, которое и составляют определенную систему. В законодательном порядке в настоящее время закреплены следующие виды административных наказаний (схема 6): предупреждение; штраф; возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты); административный арест и выдворение из пределов России иностранных граждан и лиц без гражданства; дисквалификация; административное приостановление деятельности.

Система административных наказаний (схема 7)- перечень различных по степени тяжести и другим показателям видов административных наказаний.

Единство этой системы обусловлено (схема 8):

Во-первых, тем, что все указанные наказания предназначены для борьбы с одними и теми же видами правонарушений - административными проступками - и имеют, в конечном счете, одни и те же цели.

Во-вторых, эта система содержит перечень наказаний, установленных законодательными актами Российской Федерации.

В-третьих, рассматриваемая система позволяет обеспечить возможность дифференцированного применения к правонарушителям административных наказаний.

В-четвертых, она не только содержит перечень административных наказаний, но определяет их соотношения между собой как отдельных частей единой системы.

Законодательством Российской Федерации могут быть установлены и иные, кроме указанных, административные наказания.

Закон подразделяет административные наказания на основные и дополнительные (ст. 3.3 КоАП РФ). Под основными понимаются наказания, которые могут применяться самостоятельно. Под дополнительными наказаниями понимаются наказания, которые применяются вместе с основными. Административные наказания, которые бы явились лишь дополнительными, действующим административным правом не предусмотрены. Возмездное изъятие, конфискация предмета и административное выдворение может применяться в качестве как основных, так и дополнительных административных наказаний, остальные - только в качестве основных.

ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ

Правовая характеристика отдельных видов административных наказаний включает анализ признаков отдельных видов административных наказаний, а также содержит указания на порядок исполнения конкретного вида административных наказаний.

Предупреждение как мера административного наказания состоит в официально выраженном порицании (отрицательной оценке) поведения нарушителя со стороны государственного органа или полномочного должностного лица. Наряду с этим наказание служит и предостережением о недопустимости совершения правонарушений в будущем. Предупреждение применяется к лицам, совершившим малозначительные административные нарушения.

Оно является административным наказанием, применение которого влечет для правонарушителя последствия не только морального, но и правового характера. Лица, подвергнутые предупреждению, при совершении в течение года нового аналогичного нарушения считаются совершившими проступок повторно с вытекающими отсюда последствиями (применение к ним более строгих административных наказаний).

В ст. 3.4 КоАП РФ определены правовые формы применения предупреждения: оно, выносится в письменной форме, то есть должно оформляться постановлением полномочного органа. В предусмотренных законодательством случаях оно может фиксироваться и иным установленным способом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.