15
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН
Курсовая работа
По дисциплине «Административное право»
На тему:
«Административные правонарушения, посягающие на права граждан: общая характеристика и виды правонарушений»
Пенза, 2008
Введение
Место, которое занимают права человека в культуре общества вообще и в политической культуре в частности, во многом определяется характером политического режима, уровнем социально-экономического развития страны, законами и историческими традициями, а также особенностями менталитета граждан. Важность всестороннего и глубокого исследования системы прав человека и вместе с тем конституционных гарантий ее реализации, механизма юридической защиты прав, свобод и законных интересов личности в достаточно сложных социально-экономических и политических условиях реформирования российского общества не вызывает никакого сомнения.
В России не было демократических традиций признания приоритета и значимости прав и свобод. Либерально-демократические ценности были чужды общественному сознанию народов дореволюционной России. После революции 1917 года права и свободы, провозглашенные Декларацией прав трудящегося и эксплуатируемого народа, а затем конституцией РСФСР 1918 г., носили сугубо классовый характер, лишая целые классы и слои общества не только политических, но и неотъемлемых гражданских прав - права на жизнь, личную неприкосновенность, собственность. Были отброшены все гарантии неприкосновенности личности, принципы презумпции невиновности, признания лица виновным лишь по решению суда и многие другие. Следствием этого стало попрание в России общечеловеческих правовых ценностей: универсальности прав человека, всеобщего равенства, достоинства личности, справедливости, права на свободу, личный выбор и самоопределение, защиту от произвола властей. Конституции СССР 1936 и 1977 гг. провозглашали права и свободы человека, однако в условиях тоталитарного режима эти права - прежде всего, гражданские и политические - носили формальный характер, не гарантируя человеку ни реальной свободы мнений, убеждений, совести, ни личной свободы. Господствовала патерналистская идеология взаимоотношений государства и гражданина, согласно которой государство «даровало» права и свободы гражданину и определяло его жизненные стандарты.
Впервые Россия провозгласила права, свободы и обязанности человека в 1991 году в Декларации прав и свобод человека и гражданина, а в 1993 году они получили более глубокое развитие в Конституции Российской Федерации, существенно повысившей роль и значение юридических гарантий основных прав, свобод и обязанностей граждан. При этом Конституция РФ увязала права, свободы и обязанности с общепризнанными принципами и нормами Международного права, то есть Международно-правовыми стандартами. С распадом СССР Россия вступила в новую фазу своего исторического развития, а переживаемый страной общий глубокий кризис породил много до сих пор неразрешенных проблем, связанных с реальным осуществлением прав и свобод в России, о чем свидетельствует колоссальный рост преступности, нарушений административного, земельного, гражданского, трудового, экологического и другого российского законодательства.
Современная жизнь поставила перед юридической наукой и практикой ряд конкретных задач, связанных с необходимостью исследования порядка и возможностей реализации прав и свобод человека, среди которых на первый план выступает такая многоплановая и сложная проблема, как механизм реализации гарантий прав и свобод личности, без решения которой сами права и свободы, как бы они не расписывались в законодательных актах, остаются бумажной фикцией.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ 1993 г. человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Данное конституционное положение должно быть методологически исходным при исследовании всего комплекса проблем, связанных с реализацией конституционных гарантий прав человека в российском обществе. Провозглашение прав и свобод человека высшей ценностью вовсе не подразумевает их эффективное осуществление на практике, - необходим действенный, реально функционирующий механизм их реализации, обеспечения и защиты с позиций гарантий прав личности. Всплеск научных работ и статей за последние несколько лет означает одно: неподдельный интерес исследователей, ученых, журналистов к проблеме должной реализации конституционных норм. Стоит отметить и тот факт, что Конституция России 1993 г. породила неведомые ранее проблемы, связанные с построением в стране подлинно демократического правового государства, ведь именно такая цель заложена в Основном законе страны. Складывается ситуация, когда возникающие проблемы приходится решать «на ходу», нередко ошибаясь и часто сомневаясь в правильности выбранного пути. Усугубляется это тем, что в России еще не накоплен достаточный опыт для быстрого и правильного решения проблем, и вместе с тем - должной реализации и гарантированности норм права. В данном случае следует опираться на опыт в построении эффективно действующих ныне демократических систем мира: брать все лучшее из механизмов реализации прав и свобод человека и гражданина в зарубежных странах. Условия быта предшествующей государственности не позволили ученым-правоведам разработать действенный механизм по реализации гарантий прав, личности, включая специальные средства обеспечения. Исследование юридического механизма обеспечения прав и свобод в общетеоретическом плане включает анализ процессуальных гарантий их реализации, особенно конституционного права на защиту. Данное положение соответствует современным социальным и правовым требованиям.
В ряде работ, опубликованных в 1990-х годах, можно встретить утверждения о том, что недемократические исторические традиции сформировали в сознании населения России особый комплекс политических установок, включая и специфическое отношение к демократии и к правам человека. В какой мере справедливо такое мнение? В какой мере политика властей в постсоветский период ответственна за специфический характер отношения россиян к власти, к демократии вообще и к правам человека в частности?
В поисках ответа на эти вопросы следует учитывать следующие обстоятельства.
Во-первых, смена общественно-политического строя в России произошла сравнительно недавно. Становление новых властных институтов и весьма медленное, по мнению диссертанта, укоренение ценностей демократии в массовом сознании происходило и происходит на фоне политической борьбы и одновременного падения реальных доходов у большей части населения.
Во-вторых, не изменившееся за годы постсоветского развития традиционно неуважительное отношение российской власти к личности, к своему народу и привычка к разрешению конфликтов силовым путем.
Примерами могут служить и расстрел парламента в 1993 году, и война в Чечне, и «рельсовые войны» шахтеров, в 1998 году перекрывших Транссибирскую магистраль и добивавшихся выплаты зарплаты. Сейчас Россия по важнейшим макроэкономическим показателям (по размеру ВВП на душу населения, рассчитанному в соответствии с паритетом покупательной способности национальной денежной единицы) находится в группе развивающихся государств даже с учетом того, что в размер ВВП включены и природные ресурсы страны.
Подлинная демократия должна обеспечивать соблюдение не только естественных человеческих прав, но и социальных прав, то есть гарантировать достойный уровень жизни, обеспеченность работой, медицинской помощью, жильем и доступом к образованию. Хотя времена изменились, граждане нашей страны до сих пор полагают, что социальные права и гарантии, которые они обрели при коммунистах и к которым привыкли, должны рассматриваться как базисные права человека, безусловно охраняемые обществом и государством и в трудных экономических обстоятельствах.
Страницы: 1, 2, 3