Значение этих мер в системе административного принуждения, применяемых милицией, трудно переоценить, поскольку в процессе их применения пресекается общественно опасная деятельность (например, управление транспортным средством в состоянии опьянения, эксплуатация автомототранспорта, техническое состояние которого угрожает безопасности дорожного движения, и т. п.) и наступление от нее вредных последствий. В отличие от административно-предупредительных мер основанием применения мер пресечения является не возможная, а непосредственная (реальная) опасность, угрожающая правоохраняемым объектам. Кроме этого меры административного пресечения в некоторых случаях служат и для ответственности (например, административное задержание, принудительное освидетельствование лиц для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств...).
Меры административного пресечения применяются в сочетании с другими мерами. Например, приостановление эксплуатации автомототранспорта, техническое состояние которого угрожает безопасности дорожного движения сочетается с составлением протокола об административных правонарушении для назначения штрафа на лиц, выпустивших неисправный транспорт на линию. Несмотря на разнообразие мер административного пресечения, суть их состоит в принудительном прекращении противоправных действий ( проступков и преступлений), нарушающих установленный порядок.
Пресекающие меры:
- требования прекратить противоправные действия;
- непосредственное физическое воздействие;
- применение специальных средств;
- административное задержание лица;
- применение оружия;
- принудительное лечение лиц, страдающих заболеваниями опасными для окружающих;
- временное отстранение от работы инфекционных больных;
- запрет эксплуатации транспортных средств в технически неисправном состоянии;
- запрет или ограничения строительных ремонтных работ и иные меры.
Мера административно-процессуального обеспечения. Это группа принудительных мер применяется в связи с обнаружением признаков правонарушения. Они реализуются в процессе правоохранительной деятельности милиции и других полномочных органов, которая включает осуществление контрольно-надзорных функций, выявление правонарушений, составление протоколов, личный досмотр, изъятие вещей и документов, т. е. совершение таких действий, которые необходимы для обеспечения своевременного объективного рассмотрения дел об административном правонарушении. Гл. 27 КоАП раскрывает содержание данной группы мер административного принуждения.
Административные наказания (схема 3) - это мера административной ответственности, применяемые к лицам виновным в совершении административных правонарушений.
Таким образом, административные наказания занимают особое место среди мер административного принуждения, определяемое его юридической природой.
ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ
Перейдем к основным вопросам темы, выясним основные качественные отличия административных наказаний от иных мер административного принуждения.
Мы установили, что арсенал административных принудительных мер, которые используются в борьбе с правонарушениями, весьма значителен, применение его обеспечивает предупреждение, пресечение правонарушений, наказание виновных в совершении административных проступков, а также обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнение принятого по нему постановления.
Среди мер административного принуждения выделяют наиболее важную группу принудительных мер, именуемых административными наказаниями.
Административное наказание - мера административной ответственности, предусмотренная нормами административного права и применяемая к лицам, совершившим административное правонарушение в целях их воспитания в духе соблюдения законов, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим нарушителем, так и другими лицами (схема 4).
По своим целям, основаниям, порядку применения, а также характеру последствий административные наказания отличаются от других мер административного принуждения (схема 5).
1. Административное наказание - это форма государственного реагирования на правонарушение. Выражается в определенном наказании виновного лица. Основанием назначения административного наказания является административный проступок.
Административные наказания выражаются, как правило, либо в моральном, либо материальном воздействии на правонарушителя. Некоторые административные наказания сочетают в себе одновременно и моральное осуждение, и материальное воздействие, и временное ограничение прав нарушителя (например, административный арест, лишение специальных прав, исправительные работы и др.).
Назначением административного наказания выражается официальное осуждение действий правонарушителя, и создаются различные неблагоприятные для него последствия - морального характера, денежного и имущественного порядка, обращенные на личность нарушителя или его имущество.
Административные наказания являются основной и наиболее многочисленной группой мер воздействия на правонарушителей. В целом за год по России административные наказания налагаются на 75 млн. человек.
Административные наказания налагаются в особом процессуальном порядке - в ходе производства по делам об административных правонарушениях.
По степени принуждения, карательного насильственного воздействия административные наказания стоят на втором месте после уголовных наказаний.
Административные наказания налагаются как на физических, так и на юридических лиц.
ВИДЫ И СИТЕМ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ
В ст. 3.2 Кодекса об административных правонарушениях дан перечень административных наказаний, различающихся по своему содержанию и характеру оказываемого ими воздействия, которое и составляют определенную систему. В законодательном порядке в настоящее время закреплены следующие виды административных наказаний (схема 6): предупреждение; штраф; возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты); административный арест и выдворение из пределов России иностранных граждан и лиц без гражданства; дисквалификация; административное приостановление деятельности.
Система административных наказаний (схема 7)- перечень различных по степени тяжести и другим показателям видов административных наказаний.
Единство этой системы обусловлено (схема 8):
Во-первых, тем, что все указанные наказания предназначены для борьбы с одними и теми же видами правонарушений - административными проступками - и имеют в конечном счете одни и те же цели.
Во-вторых, эта система содержит перечень наказаний, установленных законодательными актами Российской Федерации.
В-третьих, рассматриваемая система позволяет обеспечить возможность дифференцированного применения к правонарушителям административных наказаний.
В-четвертых, она не только содержит перечень административных наказаний, но определяет их соотношения между собой как отдельных частей единой системы.
Законодательством Российской Федерации могут быть установлены и иные, кроме указанных, административные наказания.
Закон подразделяет административные наказания на основные и дополнительные (ст. 3.3 КоАП РФ). Под основными понимаются наказания, которые могут применяться самостоятельно. Под дополнительными наказаниями понимаются наказания, которые применяются вместе с основными. Административные наказания, которые бы явились лишь дополнительными, действующим административным правом не предусмотрены. Возмездное изъятие, конфискация предмета и административное выдворение может применяться в качестве как основных, так и дополнительных административных наказаний, остальные - только в качестве основных.
ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ
Правовая характеристика отдельных видов административных наказаний включает анализ признаков отдельных видов административных наказаний, а также содержит указания на порядок исполнения конкретного вида административных наказаний.
Предупреждение как мера административного наказания состоит в официально выраженном порицании (отрицательной оценке) поведения нарушителя со стороны государственного органа или полномочного должностного лица. Наряду с этим наказание служит и предостережением о недопустимости совершения правонарушений в будущем. Предупреждение применяется к лицам, совершившим малозначительные административные нарушения.
Оно является административным наказанием, применение которого влечет для правонарушителя последствия не только морального, но и правового характера. Лица, подвергнутые предупреждению, при совершении в течение года нового аналогичного нарушения считаются совершившими проступок повторно с вытекающими отсюда последствиями (применение к ним более строгих административных наказаний).
В ст. 3.4 КоАП РФ определены правовые формы применения предупреждения: оно, выносится в письменной форме, то есть должно оформляться постановлением полномочного органа. В предусмотренных законодательством случаях оно может фиксироваться и иным установленным способом.
Предупреждение как административное наказание отличается от устного замечания (см. ст. 3.4 КоАП РФ), которое применяется при малозначительности правонарушения ( а это позволяет освободить нарушителя от административной ответственности) и имеет лишь воспитательно-предупредительное воздействие. Устное замечание не влечет за собой отрицательных юридических последствий, которые имеют место при предупреждении. В плане экономии принудительных средств борьбы с правонарушениями предупреждение является эффективной мерой административного наказания.
Производство по исполнению постановления о наложении административного наказания в виде предупреждения предусмотрено главой 32 КоАП. Исполняет предупреждение орган или должностное лицо, вынесшее постановление, путем объявления постановления после окончания рассмотрения дела, если иной способ не установлен законодательством.
Страницы: 1, 2, 3, 4