Среди разнообразных методов, используемых в процессе реализации исполнительной власти, выделяют, прежде всего, методы убеждения и принуждения, которые применяются в любом виде государственной и общественной деятельности.
Метод убеждения должен быть основным методом деятельности органов исполнительной власти, что предполагает систематическую работу по убеждению масс, формированию общественного сознания в необходимости должного поведения участников управленческих общественных отношений, строгого соблюдения ими установленных государством правил.
Разъяснение целей государства, проектов законов, правительственных программ, проводимых властью мероприятий и т.п. необходимо потому, что они затрагивают интересы большинства граждан и должны быть им понятны. Убеждение выступает и как средство профилактики правонарушений и укрепления государственной дисциплины. Среди мер убеждения - разъяснение, обоснование, обсуждение, внушение, поощрение, показ положительных объектов управления и многое другое, описываемое и реализуемое в понятиях и процедурах социальной психологии и педагогики.
Стремительное качественное изменение нашего общества, становление рыночной экономики, движение к демократии и правовому государству выдвигают на первый план решение масштабнейшей задачи - формирование в России единого информационно-правового пространства, обеспечивающего правовую информированность всех структур общества и граждан.
Это - основная цель Указа Президента от 28 июня 1993 года «О концепции правовой информатизации России» О концепции правовой информатизации России: Указ Президента Российской Федерации от 28 июня 1993 года // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 27. Ст. 2521. .
Опора на убеждение как основной метод осуществления исполнительной власти не исключает принуждения. Убеждение должно сочетаться с принуждением, когда в этом возникает необходимость. Применение к лицам, допускающим правонарушения, принудительных мер является не только правом, но и обязанностью государства и его должностных лиц.
По характеру воздействия (прямой или косвенный) на сознание и волю людей различаются экономические и административные методы.
Экономические - это методы косвенного воздействия на объект управления. Чаще всего используются такие экономические рычаги, как цены, налоги, проценты, премии, имущественные льготы, экономические санкции и др. С их помощью орган исполнительной власти (должностное лицо) достигает желаемого поведения объекта управления, воздействуя на его материальные (имущественные) интересы. Поэтому они и именуются экономическими методами управления.
К административным относятся методы прямого или внеэкономического воздействия со стороны субъектов управления на сознательно-волевое поведение управляемых. Наименование этих методов определяется тем, что они наиболее характерны для органов исполнительной власти. Орган исполнительной власти (должностное лицо) в пределах своей компетенции принимает управленческое решение (правовой акт управления), юридически обязательное для объекта управления. Конкретное содержание административно-правовых методов весьма разнообразно: предписание об обязательном совершении определенных действий; ограничение или запрещение совершения определенных действий; разрешение споров между участниками управленческих отношений; применение иных методов, направленных на быстрое и эффективное решение проблем, возникающих при осуществлении государственно-управленческой деятельности.
Экономические и административные методы управления, несмотря на их различия, взаимосвязаны, и их противопоставление недопустимо, так как они используются с единой конечной целью - реализация управляющего воздействия субъекта на объект управления. С учетом расширения оперативной самостоятельности государственных предприятий, их разгосударствления на первый план выдвигается задача разумного сочетания средств управляющего воздействия.
В условиях прежней директивно-плановой экономики методы административного воздействия были основными. По мере продвижения России к рыночной экономике все более широкое применение приобретают экономические методы.
Но неверны представления, согласно которым в рыночной экономике обязательные предписания органов исполнительной власти вообще неуместны. Рыночная экономика вовсе не должна быть стихией, никак не регулируемой государством, - должны быть изменены формы и методы такого регулирования. Хотя основным методом и становится реализация творческой инициативы и самостоятельности управляемых, это не исключает применения и метода обязательных предписаний.
I. Нормативные акты
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года) // Российская газета. 1993. 25 декабря.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон № 195-ФЗ от 30 декабря 2001 года // Российская газета. 2001. 31 декабря.
3. О концепции правовой информатизации России: Указ Президента Российской Федерации от 28 июня 1993 года // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 27. Ст. 2521.
II. Литература
4. Aлeхин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: Учебник. М.: Зерцало, 2005. 911 с.
5. Административное право и административная деятельность органов внутренних дел: Учебник / Под ред. Л. Л. Попова. М.: Академия МВД СССР, 1990. 376 с.
6. Базылев Б. Т. Государственное принуждение и правовые формы его осуществления в советском обществе: Автореф. дисс.: канд. юрид. наук. Киев, 1968. 22 с.
7. Бахрах Д. Н. Административное право: Учебник. Общая часть. М.: Бек, 2001. 524 с.
8. Бахрах Д. Н. Административное принуждение в СССР, его виды и основные тенденции развития. М., 1972. 187 с.
9. Бернштейн Д. И. Правовая ответственность как вид социальной ответственности и пути ее обеспечения: Монография. Ташкент, 1989. 411 с.
10. Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учебник. М.: Юрист, 2005. 336 с.
11. Веремеенко И. И. Административно-правовые санкции. М.: Юридическая литература, 1975. 78 с.
12. Ветров Н. И. Профилактика правонарушений среди молодежи. М.: Юридическая литература, 1980. 187 с.
13. Дихтиевский П. В. Теоретические и практические проблемы административного принуждения в системе личной безопасности // Журнал российского права. 2004. № 11. С. 59-67.
14. Клюшниченко А. П. Меры административного принуждения, применяемые милицией (Особенности. Классификация. Система выражения): Учебное пособие. Научно-исследовательский и редакционно-издательский отдел. Киев, 1979. 97 с.
15. Козюбра Н. И. Убеждение и принуждение в советском праве. Киев: Наукова думка, 1979. 308 с.
16. Кононов П. И. Законодательство об административном принуждении: проблемы кодификации // Журнал российского права. 1998. № 8. С. 27-34.
17. Коренев А. П. Административное право России. Ч. 1. М., 2004. 324 с.
18. Ксензова Г. Ю. Оценочная деятельность учителя: Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2001. 210 с.
19. Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000. 117 с.
20. Попов Л. Л. Убеждение и принуждение. М.: Московский рабочий, 1968. 211 с.
21. Советское административное право. Методы и формы государственного управления. М.: Юридическая литература, 1977. 97 с.
22. Студеникина М. С. Соотношение административного принуждения и административной ответственности // Советское государство и право. 1968. № 10. С. 69-73.
23. Теория управления в сфере правоохранительной деятельности: Учебник / Под ред. д.ю.н., проф. В.Д. Малкова. М., 2004. 521 с.
Страницы: 1, 2