Рефераты. Административное правонарушение в Республике Беларусь

Вопрос о возможности лица, страдающего психическими заболеваниями, нести ответственность за совершенные противоправные деяния, решается судом на основании заключения психологической экспертизы. Лицо, признанное судом недееспособным, не может нести ответственности за гражданско-правовые и административные проступки. Оно освобождается от уголовной ответственности, если не могло осознавать фактического характера и общественной опасности своих действий либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, слабоумия иного болезненного состояния психики.[2, 114]

С учетом изложенного можно сделать вывод о том, что правонарушение представляет собой виновное противоправное деяние деликтоспособного лица.

Административные правонарушения, как и иные виды право-нарушений, обладают соответствующими признаками. Общие признаки административного правонарушения оговорены в его определении, которое дано в статье 2.1 КоАП Республики Бела-русь. Из этого определения вытекают три признака административного правонарушения: противоправность, виновность, наказуемость.

Любое административное правонарушение проявляется в оп-ределенных поступках, т.е. действиях или бездействиях, называе-мых в его определении деянием. В КоАП 1984 г. Республики Бе-ларусь и ныне действующем КоАП Российской Федерации тер-мин «деяние» не употребляется, в первую очередь, потому, что он присущ преступлению и является, по существу, одним из его признаков. В словарях русского языка этот термин разъясняется как действие, поступок, но не бездействие. Полагаем, что более правильным было бы термин «деяние» не употреблять и в КоАП Республики Беларусь, хотя применение его не имеет столь сущест-венного значения, не меняет характер и сущность административ-ного правонарушения.

Законодатель рассматривает в качестве административного правонарушения не любое деяние, а лишь то, которым причиняет-ся вред, которое является общественно вредным. Не может быть никаких сомнений в том, что противоправное деяние представля-ет общественную вредность. Вредоносны и аморальные поступки. Между тем, вредность их не настолько велика, они не так много-численны, чтобы возводить их в ранг правовых, запрещать право-выми нормами. Некоторые ученые полагают, что коль все виды правонарушений общественно вредны, то и все они общественно опасны. Иначе говоря, общественную вредность отождествляют с общественной опасностью. Подобное мнение возведено в ранг правовой нормы. Так, в части 4 статьи 11 УК Республики Бела-русь записано: «Не является преступлением действие или бездей-ствие, формально содержащие признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не обладающие общественной опасностью, присущей преступлению».

Общественная опасность административного правонарушения выражается в первую очередь в том, что их совершение сопровождается разрушением (нарушением, расстройством) установленных правом общественных отношений.

Из всего вышесказанного напрашиваются следующие выводы: 1) все административные правонарушения являются общественно вредными, поскольку ими разрушаются (расстраиваются) общественные отношения, урегулированные нормами административного права; 2) противоправных деяний, не являющихся общест-венно вредными, не существует; 3) по этой причине общественная вредность не выступает в качестве отдельного признака админист-ративного правонарушения.

Противоправность -- один из важнейших признаков админи-стративного правонарушения. Этот признак присущ и любому другому виду правонарушений. Специфичным для административ-ного правонарушения является то, что рассматриваемое деяние запрещено нормами административного права под угро-зой административной ответственности.

Административное запрещение -- это не только не-позволение, неразрешение что-то делать, совершать какие-то поступки, действия. Такое запрещение содержит предписания обязывающего характера. Иначе говоря, одни административные нормы Особенной части КоАП РБ запрещают совер-шать определенные действия, как-то: необоснованный отказ уполномоченным должностным лицом нанимателя в приеме на работу лица, направленного государственной службой занятости в счет брони (ст. 9.16), нецензурная брань в общественном месте, оскорбительное приставание к гражданам и другие умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан и выражающиеся в явном неуважении к обществу (ст. 17.1),-- другие предписывают лицу выполнять соответствующую обязанность, совершать обозначен-ное в правовой норме действие, а невыполнение их влечет адми-нистративную ответственность -- непредставление должностным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов, под-лежащих представлению в соответствии с законодательством Республики Беларусь (ст. 23.16), уклонение от реализации огнест-рельного оружия или боеприпасов, совершенное лицом, у которо-го аннулировано разрешение на их хранение (ст. 23.50).

Следовательно, противоправно то действие либо бездействие, которым нарушается административно-правовой запрет или осу-ществляется невыполнение правовой обязанности. За их предела-ми не может быть противоправности, а значит, и одного из признаков административного правонарушения.

КоАП определяет, какие деяния являются административны-ми правонарушениями (ч. 1 ст. 1.1), и является единственным правовым актом об административных правонарушениях. Это свидетельствует о том, что ни одно деяние не может быть призна-но административным правонарушением, если это деяние не пре-дусмотрено нормами КоАП. Только в нем находится исчерпываю-щий перечень административных правонарушений.

Второй не менее важный признак административного право-нарушения -- виновность, наличие вины в совершении противоп-равного деяния. На виновность деяния обращается внимание не только в части 1 статьи 2.1, в которой дается определение адми-нистративного правонарушения, но и в других статьях (ч. 1 ст. 2.3, ч. 1 ст. 2.4, ст. 3.1, ст.ст. 3.2--3.5, ст.ст. 4.1, 4.2). В статье 4.2 вина возведена в один из принципов административной ответственнос-ти. Административной ответственности подлежат лишь лица, ви-новные в совершении административного правонарушения. Вина выражается в психическом отношении физического лица к совер-шенному им противоправному деянию. Она может быть в форме умысла или неосторожности. Административным правона-рушением признается такое деяние, которое совершается виновно. Отсутствие вины свидетельствует об отсутствии правонарушения. Общественно вредное деяние без вины может быть совершено ли-цом, которое не сознавало и по обстоятельствам дела не должно было и не могло сознавать противоправность своих поступков и наступление вредных последствий. Административная ответствен-ность в подобных случаях исключается, и совершенное деяние не может выступать в качестве административного правонарушения.

Понятие административного правонарушения тесно связано с наличием административного взыскания, административной от-ветственности. Невозможно представить административное пра-вонарушение без наказания. Поэтому последнее является третьим признаком административного правонарушения. КоАП РБ устанав-ливает административные взыскания, которые могут быть приме-нены к физическим лицам, совершившим административные пра-вонарушения, а также к юридическим лицам, признанным винов-ными и подлежащими административной ответственности в соответствии с КоАП РБ (ч. 1 ст. 1.1). Перечень административных взысканий дается в части 1 статьи 6.2. За конкретное правонару-шение административные взыскания предусмотрены в санкциях статей Особенной части КоАП РБ. Виды и размеры их определяются характером (отличительными свойствами, особенностями, качес-твом) административного правонарушения и устанавливаются законодателем. Следовательно, административное взыскание (нака-зание) - это характерный признак только административного правонарушения. Без него нет административного правонаруше-ния. Административное взыскание призвано обеспечить соблюде-ние определенного круга норм, правил, обозначенных в КоАП РБ, обеспечить запрет. Те нормы, которые не снабжены подобными мерами, не входят в сферу административного права. Нарушение их образует противоправность, не исключает и винов-ность, но правонарушение отсутствует, поскольку не установлены административные взыскания.

Административная наказуемость как признак правонарушения не означает, что совершение административного правонарушения всегда должно сопровождаться наложением на виновное лицо административного взыскания. В главе 8 КоАП предусматривает-ся возможность и освобождения от ответственности, т.е. от нало-жения административного взыскания. В УК Республики Беларусь кроме освобождения от уголовной ответственности установлена альтернативная наказанию система мер уголовной ответственнос-ти (см. гл. 11, ст. 173). В КоАП подобное почему-то не получило закрепления.

Определение административного правонарушения, которое дано в пункте 1 статьи 2.1, является формальным, так как включа-ет в себя только формальный признак, подчеркивающий, что дея-ние противоправно, запрещено КоАП, в отличие от УК Республики Беларусь. В части 1 статьи 11 УК обращается внимание и на ма-териальный признак, т.е. общественную опасность деяния. В части 4 статьи 11 указано, что «не являются преступлением действие или бездействие, формально содержащие признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозна-чительности не обладающие общественной опасностью, присущей преступлению». В КоАП Республики Беларусь малозначитель-ность деяния не влияет на признание его в качестве администра-тивного правонарушения, поскольку оно противоправно. Малозна-чительность как особенность конкретного вида совершенного пра-вонарушения может служить основанием для освобождения ви-новного от административной ответственности (см. ст. 8.2).

Сказанное свидетельствует, что всякое административное пра-вонарушение общественно вредно, поскольку противоправно. По этой причине общественная вредность не является отдельным при-знаком конкретного противоправного деяния. Отсутствия вреднос-ти при наличии противоправности не бывает. Между тем, степень общественной вредности может быть разной. Если она значитель-на, существенна, то такое деяние общественно опасно, и за его со-вершение может быть предусмотрена уголовная ответственность. В ином случае при наличии административной противоправности деяния рассматриваются как административные правонарушения, среди которых не исключаются и малозначительные. [1, 59]

ГЛАВА 2. СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.