Рефераты. Административное право и управление социально-культурной сферой

Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука), в соответствии с Положением о нем, утвержденным Правительством РФ 16 июня 2004 г., осуществляет функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности. В эту сферу включается деятельность федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, уникальных научных стендов и установок, федеральных центров коллективного пользования научным оборудованием, ведущих научных школ, национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения, а также информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности4?Положение о государственной аккредитации высшего учебного заведения. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 1999 г. // СЗ РФ, 1999, № 49, ст. 6006.

В компетенцию Роснауки входит организация разработки прогнозов развития научной, научно-технической и инновационной сферы, рынков наукоемкой продукции и услуг, подготовки заключений по проектам федеральных целевых программ, межотраслевых и межгосударственных научно-технических программ; выдача иностранным и российским заявителям разрешения на проведение морских научных исследований во внутренних морских водах и территориальном море РФ, в ее исключительной экономической зоне и на ее континентальном шельфе.

Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) осуществляет функции по контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, патентов и товарных знаков и результатов интеллектуальной деятельности, вовлекаемых в экономический и гражданско-правовой оборот, соблюдения интересов РФ, российских физических и юридических лиц при распределении прав на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе в рамках международного научно-технического сотрудничества. Положение о ней, утвержденное Правительством РФ 16 июня 2004 г., возложило на Роспатент осуществление приема заявок на объекты интеллектуальной собственности, их рассмотрение, экспертизы и выдачи патентов РФ на изобретение, промышленный образец и т.п.

Она публикует сведения о зарегистрированных объектах интеллектуальной собственности; об официальной регистрации объектов интеллектуальной собственности; о действии, прекращении действия и возобновлении действия правовой охраны в отношении объектов интеллектуальной собственности, передаче прав на охраняемые объекты интеллектуальной собственности и т.д.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования и науки. Согласно Положению о ней, утвержденному Правительством РФ
17 июня 2004 г., данная Служба осуществляет контроль и надзор за исполнением законодательства РФ в области образования, молодежной политики; за качеством образования в образовательных учреждениях и подготовки выпускников образовательных учреждений по завершении каждого уровня образования. Указанные функции реализуются ею также в процессе лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений и их филиалов. Служба уполномочена подтверждать, признавать и устанавливать эквивалентность документов об образовании, полученных за рубежом, и выдавать соответствующие документы.

Служба имеет право организовывать проведение необходимых расследований, экспертиз, анализов и оценок, необходимых для реализации возложенных на нее функций; пресекать нарушения законодательства РФ; применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в сфере образовательной деятельности.

Служба вправе направить аккредитованному образовательному учреждению рекламацию на качество образования и (или) несоответствие образования требованиям государственного образовательного стандарта5 ФЗ от 23 августа 1996 г. “О науке и государственной научно-технической политике” // СЗ РФ, 1996, № 35, ст. 4137; 1997, № 42, ст. 4780; 1998, № 30, ст. 3607; №51,ст.6271;2000, № 2, ст. 162; 2001, № 1, ст. 20.

Повторная в течение двух лет рекламация автоматически влечет за собой лишение образова-тельного учреждения его государственной аккредитации.

В случае лишения вуза государственной аккредитации по результатам аттестации ректор и отвечающие в пределах своей компетенции за качество подготовки выпускников проректоры освобождаются от должности органом управления образованием, в ведении которого находится вуз. Выборы ректора в этом случае не допускаются. Он принимается указанным органом по трудовому договору (контракту) на срок не более чем пять лет. Учредителями вуза, уполномоченным ими органом по представлению ректора утверждается новый состав ученого совета.

После повторной аттестации, но не ранее чем через один год со дня лишения государственной аккредитации и возобновления государственной аккредитации в вузе вновь избирается ученый совет в обычном порядке.

Контроль за соблюдением вузом условий образовательной деятельности, предусмотренных лицензией, обеспечивает Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. В случае нарушения этих условий лицензия изымается. Возобновление лицензии осуществляется в том же порядке, что и ее получение.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки осуществляет также контроль и надзор за исполнением законодательства в области науки, научно-технической деятельности, аттестации научных и научно-педагогических кадров; деятельностью советов по защите докторских и кандидатских диссертаций (диссертационных советов), ученых (научно-технических) советов научных учреждений и организаций по вопросам присвоения ученых званий работникам научных учреждений и организаций.

В пределах своей компетенции Служба осуществляет лицензирование, аттестацию и государственную аттестацию научных организаций (в сфере послевузовского и дополнительного профессионального образования); рассматривает вопросы присвоения ученых званий профессора по специальности и профессора по кафедре, доцента по специальности и доцента по кафедре, присуждения ученых степеней доктора и кандидата наук, выдавая соответствующие аттестаты и дипломы.

В ее компетенцию входит выдача разрешения на создание диссертационных советов; подтверждение, признание и установление эквивалентности (нострификация) документов об ученых степенях и званиях, полученных за рубежом и в РФ и выдача соответствующих документов. Ей предоставлено право осуществлять проверку деятельности научных организаций; пресекать факты нарушения законодательства в рассматриваемой сфере деятельности и применять меры ограничительного, предупредительного, профилактического характера, направленных на недопущение и пресечение нарушений в подведомственной сфере деятельности.

Рособрнадзор осуществляет организационное и техническое обеспечение работы Высшей аттестационной комиссии, правовой статус которой закреплен в Положении о ней, утвержденном Приказом Минобразования России от 11 апреля 2002 г. Ее основными задачами являются: обеспечение единой государственной политики, осуществление контроля и координации деятельности в области аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации; содействие улучшению качественного состава научных и научно-педагогических кадров, повышению эффективности их подготовки и использования.

ВАК России вправе принимать решения о прекращении или приостановлении работы диссертационных советов, об отмене решений диссертационных советов о присуждении ученой степени кандидата наук в случае нарушения порядка защиты диссертации; лишать ученых степеней и ученых званий и т.д.

Ученые степени и ученые звания присуждаются (присваиваются) в соответствии с утвержденным Правительством РФ от 30 января 2002 г. Положением о порядке присуждения ученых степеней и от 29 марта 2002 г. Положением о порядке присвоения ученых званий.

Ученая степень доктора наук присуждается ВАКом России на основании ходатайства диссертационного совета, принятого после публичной защиты диссертации соискателем, имеющим ученую степень кандидата наук, и с учетом заключения соответствующего экспертного совета ВАКа.

Ученое звание профессора по специальности, доцента по специальности (в научно-исследовательских организациях), профессора по кафедре, доцента по кафедре (в вузах) присваивается ВАКом России по представлению соответствующих ученых (научно-технических) советов этих организаций.

Нострификация - приравнивание документов о присвоении ученых званий и присуждении ученых степеней, выданных научным и научно-педагогическим работникам - гражданам России в других государствах, с которыми Российской Федерацией заключены договоры (соглашения) о признании ученых степеней и званий и эквивалентности ученых степеней и званий. Она проводится ВАКом в соответствии с его компетенцией по ходатайству организации, где работает соискатель, или по его заявлению с представлением необходимых документов.

К компетенции органов управления образованием субъектов РФ относится: разработка и реализация республиканских, региональных программ развития образования, в том числе международных, учитывая при этом национальные и региональные социально-экономические, экологические, культурные, демографические и другие особенности; формирование государственных органов управления образованием, назначение руководителей этих органов; создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений соответствующего подчинения, лицензирование их деятельности; установление региональных (национально-региональных) компонентов государственных образовательных стандартов; организация издания учебной литературы, разработка базисных учебных планов и примерных программ курсов, дисциплин; организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических кадров; обеспечение соблюдения законодательства в области образования, контроль за исполнением государственных образовательных стандартов и т.д.

ФЗ «Об образовании» относит к органам управления образованием также «ведомственные государственные органы управления образованием». Руководство образовательными учреждениями, подведомственными неспециализированным органам, осуществляется их структурными подразделениями. Они имеют различные формы и статус в структуре соответствующих органов. Это могут быть самостоятельные главные управления, отделы и др. либо подразделения такого рода структур.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.