В.Н. Протасов утверждает, что юридический процесс представляет собой разновидность юридической процедуры, направленной на выявление и реализацию материального охранительного правоотношении.
Изучение юридических процедур в позитивном и юрисдикционном аспектах привело к исследованию административных процедур, охватывающих разные виды административной деятельности органов публичного управления: нормотворчество, контрольно-надзорную деятельность, организационную деятельность и др. Наиболее типично следующее определение административной процедуры.
Административная процедура -- это нормативно установленный порядок последовательно совершаемых действий субъектов права для реализации их прав и обязанностей.
В научной литературе существуют разные точки зрения на институт административных процедур. Например, Ю.А. Тихомиров, Э.В. Талапина говорят о том, что административные процедуры -- это нормативно установленный порядок последовательно совершаемых действий субъектов права для реализации их прав и обязанностей.
Н.Г. Салищева отмечает, что административные процедуры -- это установленные в нормативном порядке действия органов исполнительной власти и уполномоченных государственных учреждений, направленных на разрешение индивидуальных дел по реализации прав и законных интересов граждан и организаций См.: Салищева Н.Г. Указ. соч. - С. 505. .
О.С. Беркутова определяет административные процедуры как урегулированную административно-процессуальными нормами правоприменительную деятельность органов исполнительной власти, направленную на реализацию своих полномочий во взаимоотношениях с не подчиненными им гражданами и их организациями и не связанную рассмотрением споров или применением мер принуждения Беркутова О.С. Административно-процедурные производства в сфере исполнительной власти: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. - М., 2005. - С. 9. . Р.С. Тихий определяет административную процедуру как нормативно урегулированную деятельности органов исполнительной власти, которая обеспечивает порядок принятия властных управленческих решений должностными лицами, в том числе рассмотрения и разрешения конкретных административных дел Тихий Р.С. Проблемы правового регулирования административных процедур в Российской Федерации (региональный аспект): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. - Тюмень, 2005. - С. 8. .
И.М. Лазарев, проанализировав административные процедуры как составную часть административного процесса, говорит о том, что административные процедуры -- это урегулированная административно-процессуальными нормами правоприменительная деятельность органов исполнительной власти, направленная на реализацию своих полномочий во взаимоотношениях с не подчиненными им гражданами и их организациями и не связанная с рассмотрением споров или применением мер принуждения См.: Лазарев И.М. Указ. соч. - С. 54..
Исходя из этого определения, можем сделать вывод о том, что И.М. Лазарев рассматривает только позитивные отношения, в которых реализуются административные процедуры.
М.О. Ефремов полагает, что административные процедуры представляют собой урегулированный нормативными правовыми актами порядок действий органов власти в процессе публичного управления, цель которых -- практическое претворение в жизнь материальных норм административного права. Их разновидностью являются административные процедуры, регламентирующие порядок реализации компетенции органа публичной власти по осуществлению прав, обязанностей и законных интересов частных лиц Ефремов М.О. Административные процедуры как форма реализации компетенции органов публичной власти во взаимоотношениях с частными лицами: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. - М., 2005. - С. 10. .
С.Д. Хазанов отмечает, что под административной процедурой нужно понимать нормативно установленный последовательный порядок реализации административно-властных полномочий, направленный на разрешение юридического дела или выполнение управленческих функций. Тем самым, во-первых, ее обязательным участником становится представитель публичной администрации, во-вторых, в ее рамках реализуются не любые права и обязанности, а властные полномочия административного характера, в-третьих, процедура всегда закрепляется в нормативном правовом акте как модель деятельности, в-четвертых, она направлена на возникновение конкретных последствий либо имеет иное юридическое значение, наконец, действия, совершаемые в рамках процедуры, имеют определенную временную продолжительность, последовательность и юридико-организационную взаимосвязь Хазанов С.Д. Административные процедуры: определение и систематизация / С.Д. Хазанов // Российский юридический журнал. - 2003. - № 1. - С. 58..
В административно-процессуальной деятельности милиции имеют место административные процедуры как позитивного, так и негативного (юрисдикционного) характера. Данные процедуры находятся в диалектической взаимосвязи и довольно часто используются в деятельности органов исполнительной власти.
Обобщение вышеизложенных определений позволяет сделать вывод о том, что наиболее приемлемым определением административной процедуры может быть следующее: административная процедура -- это установленный порядок деятельности органов публичного управления по рассмотрению и разрешению подведомственных административных дел, определяющая основания, стадии, формы, сроки и последовательность совершения соответствующих административных действий.
Исходя из этого под законодательным регулированием административных процедур необходимо понимать установление общих процессуальных правил, на которых строятся взаимоотношения между органами публичного управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами - с другой, направленные на получение административного результата.
К элементам административной процедуры, как правило, относятся процедурные правила, предназначенные для легального применения материальных и процессуальных норм, набор юридических действий и актов, совершаемых и принимаемых уполномоченными субъектами в пределах их компетенции; административные процедуры реализуются в определенных стадиях, посредствам совершения определенных юридически значимых действий; административные процедуры имеют определенную продолжительность, а также осуществляются с определенной периодичностью.
Ю.А. Тихомиров и Э.В. Талапина в содержании административных процедур выявляют следующие элементы: процедурные правила, предназначенные для легального применения материально-компетенционных норм; типичный «набор» юридических действий и актов, совершаемых и принимаемых субъектами компетенции; стадии деятельности субъектов компетенции и связанных с ними других субъектов права, последовательность совершения юридических действий и их связь; временную характеристику (сроки, продолжительность, периодичность).
Таким образом, административные процедуры выступают одной из составных частей административного процесса. В сочетании с административно-материальными нормами они находятся в системе административного права. Многообразие административной деятельности органов публичного управления и органов исполнительной власти, в частности, требует введения и использования различных административных процедур. Прежде всего, выделяют позитивные административные процедуры, призванные упорядочить основные виды административной деятельности органов публичного управления. Некоторые процедуры называют коллизионными, поскольку они применяются при рассмотрении споров и разрешении разногласий. Это могут быть административно-юрисдикционные процедуры.
Классификация административных процедур осуществляется по видам решаемых задач в русле компетенции уполномоченных органов публичного управления.
Таким образом, можно выделить следующий перечень административных процедур, реализуемых в сфере исполнительной деятельности:
- организационные (делопроизводство, подбор и расстановка кадров, распределение должностных обязанностей и др.);
- нормотворческие (подготовка и принятие нормативных и индивидуальных актов);
- информационные (документооборот, информационное обслуживание, информационный обмен и др.);
- административные процедуры, связанные с осуществлением организационно-технических действий (материально-техническое обеспечение и др.);
- административно-управленческие процедуры, связанные с распределением, перераспределением и делегированием полномочий;
- административные процедуры, связанные с осуществлением юридически-значимых действий (регистрация, лицензирование, квотирование, учет и др.);
- контрольно-надзорные процедуры;
- административные процедуры, связанные с рассмотрением предложений и заявлений и иные юрисдикционные процедуры;
- административные процедуры, реализуемые в чрезвычайных ситуациях и особых конституционно-правовых и административно-правовых режимах;
- административные процедуры координации и взаимодействия;
- административные процедуры, реализуемые в рамках разрешительной системы, в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, а также обеспечении безопасности личности.
Некоторые из названных административных процедур реализуются в деятельности органов внутренних дел.
Кроме позитивных административных процедур, существуют коллизионные административные процедуры - это административно-защитные процедуры, которые связаны с рассмотрение жалоб, разрешением разногласий и споров в сфере публичного управления.
Административные процедуры активно внедряются как в экономическую, так и в правоохранительную деятельность, поэтому органам исполнительной власти в ходе взаимоотношений с физическими и юридическими лицами необходим принципиально новый административно-процессуальный режим. В настоящее время органам исполнительной власти недостает предписаний административных процедур. Данный недостаток особенно остро ощущается в сфере взаимодействия органов исполнительной власти с другими государственными органами и органами местного самоуправления, недостаточно предписаний, касающихся информационного обмена, порядка предоставления и получения информации. Немало проблем возникает в работе с обращениями граждан, а также предоставлении физическим и юридическим лицам государственных услуг. Эти и другие вопросы должны быть урегулированы предписаниями закона. В этой связи можно согласиться с мнением о том, что в законах прошлых лет и нашего времени очень мало процедурных правил.
Список использованной литературы
1. Приказ МВД РФ «Об утверждении инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях» от 01.12.2005 г. // Правовая система КонсультантПлюс // www.consultant.ru.
2. Приказ МВД РФ от 22.09.2006 N 750 (ред. от 27.08.2010) «Об утверждении Инструкции по работе с обращениями граждан в системе МВД России» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.11.2006 N 8487) // Правовая система КонсультантПлюс // www.consultant.ru.
3. Административное право / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. - М., 2009. - 824 с.
4. Административно-юрисдикционный процесс. Монография / Дугенец А.С. - М.: ВНИИ МВД России, 2003. - 274 c.
5. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. - 2-е изд., изм. и доп. - М, 2006. - 800 с.
6. Беркутова О.С. Административно-процедурные производства в сфере исполнительной власти: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. - М., 2005. - 183 с.
7. Васильев А.С., Орзих М.Ф. К вопросу о соотношении и отраслевой принадлежности административного процесса и производства по делам об административных правонарушениях / А.С. Васильев, М.Ф. Орзих // Производство по делам об административных правонарушениях в органах внутренних дел. - Киев, 1993. - 235 с.
8. Демин А.А. Дугенец А.С. Административно-юрисдикционный процесс: Монография. - М.: ВНИИ МВД России, 2003. - 273 с. // Юридическое образование и наука. - М.: Юрист, 2004, № 3. - С. 46-47.
9. Ефремов М.О. Административные процедуры как форма реализации компетенции органов публичной власти во взаимоотношениях с частными лицами: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. - М., 2005. - 201 с.
10. Кобзарев Ф. Обращения граждан: новеллы правового регулирования / Кобзарев Ф. // Законность, 2007, N 7.
11. Коренев А.П. Административное право России / А.П. Корнеев. - М., 2000. - 239 с.
12. Коренев А.П. Нормы административного права и их применение / А.П. Корнеев. - М., 1988. - 235 с..
13. Масленников М.Я. Административно-юрисдикционный процесс // Советское государство и право. - М.: Наука, 2003, № 10. - С. 83-89.
14. Никольская А.А. Развитие позитивных административно-правовых процедур и правовая культура в России / А.А. Никольская // Юридическое образование: процессуальное право: правовая культура: проблемы взаимодействия и развития. - Воронеж, 2005. - 544 с.
15. Новоселов В.И. Панова И.В. Административно-юрисдикционный процесс: Монография. - Саратов: Светопись: Приволж. кн. изд-во, 1998. - 256 с. // Правоведение. - С.-Пб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 2000, № 1. - С. 297-298.
16. Общее административное право: учебник / под. ред. Ю.Н. Старилова. - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2007. - 848 с.
17. Панова И.В. Административно-процессуальное право России / И.В. Панова. - М., 2003. - 456 с.
18. Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право / В.Л. Сорокин. - СПб., 2004. - 344 с.
19. Тихомиров Ю.А., Талапина Э.В. Административные процедуры и право / Ю.А. Тихомиров, Э.В. Талапина // Журнал российского права. - 2002. - № 4.
20. Хазанов С.Д. Административные процедуры: определение и систематизация / С.Д. Хазанов // Российский юридический журнал. - 2003. - № 1.
21. Шиняева Н. Обратитесь в милицию / Шиняева Н. // ЭЖ-Юрист, 2006, N 47.
Яковенко О.В. Правовая процедура: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. - Саратов, 1999. - 247 с.
Страницы: 1, 2, 3