Рефераты. Адиминстративно-правовое регулирование

Адиминстративно-правовое регулирование

34

Содержание

Введение

1 Понятие и особенности административного правового регулирования

1.1 Понятие административно-правового регулирования

1.2 Особенности и виды административно-правового регулирования

2 Методы административно-правового регулирования

2.1 Понятие методов административно-правового регулирования

2.2 Виды методов административно-правового регулирования

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Актуальность темы. Категория административно-правового регулирования позволяет глубже познать юридическую часть политической надстройки, раскрыть органическое единство всех правовых явлений и одновременно определить место каждого из них в системе юридического воздействия. Кроме того, категория административно-правового регулирования дает возможность сосредоточить внимание на таких правовых явлениях, которые при обычных условиях состояния науки находятся как бы в тени устоявшихся понятий, иногда выполняют роль вспомогательных, дополнительных факторов. К таким понятиям относятся, например, предмет административно-правового регулирования, метод административно-правового регулирования, которые обычно использовались лишь как инструменты научного построения системы права. Далее, категория административно-правового регулирования позволяет ввести в юридическую науку новые понятия, как, например, механизм административно-правового регулирования, структура административно-правового регулирования и т. д.

В целом же категория административно-правового регулирования в самой обобщенной форме отражает социальное назначение, служебную роль права как одного из важнейших организующих факторов в системе социального управления общественными процессами. В юридической литературе достигнуто почти единодушное понимание административно-правового регулирования как совокупности различных форм и средств юридического воздействия государства на поведение участников общественных отношений, осуществляемого в интересах всего общества или определенного коллектива с целью подчинить поведение отдельных субъектов установленному в обществе правопорядку.

Однако многие вопросы административно-правового регулирования по-прежнему изучены не достаточно. Это и определило выбор темы исследования.

Актуальность темы заключается также в том, что общество объективно нуждается в установлении определенной организованности в системе общественных отношений. Эта организованность общества сообщается ему действием различных закономерностей и факторов объективного и субъективного порядка.

Целью данной работы является определение и анализ административно-правового регулирования, выявление его особенностей и методов.

Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач:

- определение понятия административно-правового регулирования;

- установление особенностей административно-правового регулирования;

- определение понятия и видов методов административно-правового регулирования.

Объект исследования - административно-правовое регулирование, его особенности и виды.

Предмет исследования - совокупность административно-правовых норм, научно-теоретических положений отечественных ученых юристов по вопросам административно-правового регулирования.

Научно-практическое значение работы связанно с возможностью использовать ее результаты в учебном процессе при изучении дисциплины «Административное право» и в юридической практике.

Структура работы в соответствии с поставленной целью и задачами включает в себя введение, 2 главы, заключение и список использованных источников.

1 Понятие и особенности административного правового регулирования

1.1 Понятие административно-правового регулирования

Чтобы раскрыть сущности административно-правового регулирования необходимо уяснить понятие «правового регулирования» вообще. Правовое регулирование представляет собой «единство социологического, нормативного и практического аспектов». Она начинается тогда когда в целях, содержании, требованиях закона «схватывается» назревшая общественная потребность в упорядочивании взаимосвязей и взаимодействий людей, причем определенным образом и в определенном направлении. Имеется в виду не субъективное представление, какого-либо органа власти, а именно то, что в сознании массы людей сформировалось как нечто необходимое, нужное, актуальное, крайне важное для их дальнейшей жизни. Формирование нормативно-правового акта или закона осуществляется на основе информации о прошлом, но сама норам будет применяться в будущем, которое неизвестно. То есть в социологическом смысле правовое регулирование имеет прогностический характер, и показывает, что люди способны «конструировать» свою завтрашнюю жизнь.

Основой правового регулирования является нормативный аспект, т.е. разработка и юридическое закрепление (установление) норм (правил) поведения людей. Такие нормы (правила) воспринимаются по-разному, что зависит от их целей и содержания; порой они ограничивают свободу, очерчивая ее границы, но в большинстве являются советом, помощью людям в упорядочивании их взаимоотношений. Нормы ряда отраслей права, например трудового, семейного, жилищного и т.д., практически не знают серьезных ограничений и санкций, а передают людям опыт, пример поведения в жизни.

Иначе, правовое регулирование это - требование государства, необходимое для упорядочивания общественной жизни. Поэтому данные требования должны быть социально обусловлены, системно организованы и практически реализованы. Правовое регулирование в разных сферах общественной жизни имеет свою специфику, что следует учитывать при ее анализе и оценке. Свою особенность несет и правовое регулирование в сфере административного права. Под правовым регулированием понимается процесс воздействия государства на общественные отношения с помощью юридических норм (норм права) Волосов М.Е., Додонов В.Н., Капинус Н.И., Капинус О.С., Крутских В.Е., Мишустина Е.А., Панов В.П., Сюкияйнен Л. Р., Щерба С.П., Большой юридический словарь, Инфра-М, 2006. - С.294.

Основные направления развития административно правового регулирования на современном этапе хорошо сформулированы Козловым Ю.М. - вот они Козлов Ю.М., Административное право: учебник, М. : ЮРИСТЪ, 2005. -С. 38. 554 с.:

· разработка и реализация политики, выражающейся в государственных программах общефедерального и регионального масштабов (приватизации, демонополизации, инвестиционная, жилищная, энергетическая);

· установление и эффективное проведение в жизнь правовых и организационных основ хозяйственной жизни (государственное стимулирование предпринимательства, обеспечение равноправия всех форм собственности, защита прав собственника, охрана прав потребителя, пресечение монополизма и не добросовестной конкуренции);

· управление предприятиями и учреждениями государственного сектора;

· регулирование функционирования различных объектов негосударственного сектора;

· координация функционирования национализированного и денационализированного секторов хозяйственного социально - культурного и административно - политического строительства;

· обеспечение реализации прав и обязанностей физических и юридических лиц в сфере государственного управления;

· осуществление государственного контроля и надзора за работой управляемой и регулируемой сфер.

Механизм административно-правового регулирования - это совокупность правовых средств, а также процессов и состояний, которые наступают в волевых общественных отношениях в области государственного управления в результате воздействия на них административно-правовых норм.

Категория механизма административно-правового регулирования выработана наукой для показа права в развитии, выявления закономерностей его функционирования, повышения эффективности правового регулирования.

В структуру этого механизма входят следующие элементы:

a) нормы административного права и его принципы, объективно выраженные в законах, указах и других нормативных актах;

b) акты толкования норм административного права, издаваемые уполномоченными на то органами;

c) акты применения норм административного права;

d) административно-правовые отношения;

e) правосознание, юридические факты, законность.

Каждый элемент механизма административно-правового регулирования выполняет специфическую роль в регулировании поведения людей и возникающих на его основе общественных отношений. Следовательно, эти элементы механизма одновременно выступают в качестве юридических средств административно-правового регулирования. При этом административно-правовые средства включаются в процесс регулирования в определенной последовательности.

Таким образом, административно-правовое регулирование представляет собой процесс последовательного использования административно-правовых средств для достижения целей регулирования поведения участников общественных отношений Бельский К.С., Козлов Ю.М., и др. Административное право / Под ред. Ю.М. Козлова и Л.Л. Попова. - М., Юрист, 1999.. Определение данному понятию можно дать следующим образом: административно-правовое регулирование - это целенаправленное воздействие на общественные отношения в сфере государственного управления системы административно-правовых средств регулирования, закрепленных в нормах действующего законодательства Савостин А. А. Методы административно-правового регулирования общественных отношений в период социальных реформ (историография и современные проблемы): Монография. - М.: ВНИИ МВД России, 2003. 6,9 п.л..

Административно-правовое регулирование управленческих общественных отношений может иметь различную целевую нагрузку и, соответственно, различные формы своего выражения. Учитывая это, можно говорить о трех важнейших проявлениях регулятивной функции административного права.

В полном соответствии с ролью исполнительной власти в государственно-властном механизме с достаточной степенью отчетливости проявляется правоисполнительная функция административного права. Это означает, что главное содержание административно-правового регулирования находит свое выражение в обеспечении свойственными ему средствами проведения в жизнь (исполнения) требований действующего российского законодательства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.