Рефераты. Великие ученые

Шарль Огюстен КУЛОН (1736-1806)

Поступил на военную служ-бу сразу по окончании школы. Прошел инженерную подготов-ку. Строил оборонительные со-оружения на острове Мартини-ка. Одновременно с военной службой проводил научные ис-следования. Его имя приобрело известность в научном мире к сорока годам.

Игорь Васильевич КУРЧАТОВ (1903-1960)

Юность пришлась на годы революции и гражданской вой-ны. Учился в гимназии города Симферополя. Играл на мандо-лине в оркестре. Семья была более чем среднего достатка. Подрабатывал во время учебы в мундштучной мастерской, осваивал слесарное дело. Учитель математики в гимназии пророчил ему большое будущее, учитель словесности - тоже. Поступил в Таврический университет, закончив с золотой медалью гимназию. Правда, медаль ему не смогли дать: шла война. Студентом, семнадцати- восемнадцатилетним юношей, где только ни работал, чтобы выжить в эти голодные годы: на строительстве железнодорож-ной ветки, сторожем, даже вос-питателем.

Лев Давидович ЛАНДАУ (1908-1968)

Гимназистом стал в восемь лет, в двенадцать поступил в Бакинский экономический техни-кум, через два года закончил его. В четырнадцать лет - сту-дент Бакинского университета. Многие современные школьни-ки в этом возрасте только начи-нают знакомиться с физикой.

Дифференцировать научился в двенадцать лет, интегриро-вать - в тринадцать, довольно свободно говорил по-немецки и по-французски, к двадцати го-дам выучил английский. Любил читать, но ненавидел писать со-чинения. Постоянно были про-блемы с учителем словесности. Как-то получил единицу за со-чинение о Евгении Онегине написал без единой ошибки: «Татьяна была довольно скуч-ная особа».

Петр Николаевич ЛЕБЕДЕВ (1866-1912)

Родился в Москве, в семье служащего чаеторговой фирмы. Отец решил направить его в коммерческое училище, заявив: «Я лучше желаю видеть сына дельным человеком в Китае, чем шалопаем в Москве». Сын же читает популярную научно-техническую литературу, помо-гает учителю физики с демонст-рацией опытов, уговаривает отца (человека состоятельного) приобрести некоторые электри-ческие приборы. Сам устанав-ливает в квартире электриче-ский звонок. Тогда это считалось чудом техники! Надежды отца сделать сына своим достойным деловым наследником руши-лись. Четырнадцатилетнему мальчику разрешили поступать в реальное училище, а затем в Московское техническое учили-ще (сейчас - Технический уни-верситет им. Баумана). Учился Лебедев всегда средне. Много времени и сил отнимали опыты и различные изобретения дома. Отец поощрял романтические увлечения девушками, купил ему лодку, скаковую лошадь. Но желание стать инженером пере-силивало. Семнадцатилетним, он пишет: «Я не буду влюблять-ся, иначе все пойдет прахом и мне придется идти в контору» (т.е. становиться деловым чело-веком).

Эмилий Христианович ЛЕНЦ (1804-1865)

Русский физик из города Дерпта (Тарту). Тогда это была Российская империя. Бросил учебу в университете, чтобы от-правиться в трехлетнее круго-светное путешествие. Прово-дил географические исследова-ния. По их результатам в двад-цать четыре года стал адъюнк-том Петербургской академии наук, а в двадцать шесть лет - академиком. Занялся реорганизацией физической лаборатории и собственными физическими исследованиями.

Михаил Васильевич ЛОМОНОСОВ (1711-1765)

Родился неподалеку от горо-да Холмогоры, в крестьянской семье. Почти все местные жите-ли занимались морским промыс-лом. С десяти лет вместе с от-цом в плаваниях стал участво-вать и Михаил. Читать он научил-ся в двенадцать лет - у местного дьячка. Перечитал все доступные ему книги. Тяга к знаниям оказа-лась настолько сильной, что уже совсем взрослым, девятнадца-тилетним (а он с десяти лет работал!), отправился в Москву учиться. Двадцатилетний «дядя» сидел за партой со школярами, учениками Славяно-греко-латин-ской академии. Жил в страшной нужде: «Имея алтын [3 копейки] в день жалования, нельзя было иметь на пропитание в день боль-ше как на денежку хлеба и на денежку кваса, прочее на бума-гу, на обувь и другие нужды». Обучение в академии было рас-считано на 13 лет. За первый год Ломоносов сумел закончить три класса, а за 5 лет - весь курс.

Джеймс Клерк МАКСВЕЛЛ (1831-1879)

Детство его было счастли-вым. Трехлетний ребенок иссле-довал все вокруг. Как звонок ко-локольчика для вызова прислу-ги может передаваться по про-волоке в другие комнаты? За-гадка! У него были на редкость добрые, мудрые и вниматель-ные родители. В одном из писем мать мальчика пишет, что сло-ва: «Покажи мне, как это дела-ется», - постоянно сопутствуют ему. Матери не стало, когда Джеймсу было восемь лет. В школе особых успехов он пона-чалу не показывал. Заинтересовала его лишь геометрияния овальных линий с помощью двух иголок и нитки. Способ был доложен на заседании Королев-ского научного общества и одобрен самыми известными учеными. В шестнадцать лет поступил в Эдинбургский уни-верситет, а в девятнадцать пе-решел в Кембридж.

Исаак Ньютон (1643-1727)

Родился маленьким и хи-лым, однако прожил восемьде-сят пять лет, болея не больше обычного. Ребенком считался способным, имел великолепную память. Любил мастерить. На-пример, сделал мельницу, коле-со которой приводила в движе-ние мышь; фонари, солнечные и водяные часы. Воздушными змеями, загоравшимися в возду-хе, пугал соседей. Много читал. Родные хотели видеть его фер-мером, возможно, священником. Но, с детства нелюдимый, обидчивый, любивший уедине-ние молодой человек решил се-рьезно заняться наукой. В во-семнадцать лет он - студент Кембриджа, в двадцать два года (необычайно рано!) получил степень бакалавра. Наиболее значительные свои работы он сделал в сравнительно моло-дом возрасте. Ни разу не поки-нул пределов Англии, не выез-жал дальше, чем на 200 км от Кембриджа.

Георг Симон ОМ (1787-1854)

Родился в семье слесаря. Отец придавал большое значе-ние образованию детей. Хотя семья постоянно нуждалась, Ге-орг учился - сначала в гимна-зии, а потом в университете. Однако, по воле отца, считавше-го, что сын слишком много вни-мания уделяет развлечениям, Ому пришлось прервать учебу и начать преподавать матема-1ику в одной из частных школ Швейцарии. Лишь в двадцать четыре года ему удалось сдать экзамены в университет. Физи-кой Георг Ом стал интересо-ваться позже.

Блез ПАСКАЛЬ (1623-1662)

Отец разработал систему воспитания детей (в семье кро-ме Блеза было еще две дочери), которая исключала точные на-уки. Он боялся, что ранняя ув-леченность математикой и естественными науками помешает гармоничному развитию. О «запретной» геометрии например мальчик узнал в двенадцать лет. Физика вошла в область его интересов к тридцати годам.

Макс Карл Эрнст Людвиг ПЛАНК (1858-1947)

Родился в семье профессо-ра гражданского права. Мальчик учился в Мюнхенской гимназии, собирался сталь музыкантом или лингвистом. Впоследствии играл дуэтом (партия фортепи-ано) с Эйнштейном, исполняв-шим партию скрипки. Физика привлекла его внимание в стар-ших классах гимназии.

Один из преподавателей Мюнхенского университета от-говаривал Планка связывать свои интересы именно с теоре-тической физикой. Там, мол, все уже известно, осталось уточ-нить детали.

Эрнест РЕЗЕРФОРД (1871-1937)

Четвертый ребенок мелкого фермера из Новой Зеландии, у которого было еще восемь де-тей. Отцу не под силу было дать образование всем детям, и Ре-зерфорд, начиная с детского возраста и до получения высше-го образования, все время учил-ся на стипендии. Живой, актив-ный, веселый, он любил охоту и спорт. В школе и университе-те играл форвардом в футболь-ной команде. Любил читать. Еще мальчиком сам сделал себе фотоаппарат, что по тем време-нам было довольно трудно.

В 1891 г., будучи двадцати-летним студентом, на заседа-нии Научного общества сделал доклад «Об эволюции мате-рии», где высказал совершенно революционные мысли: все ато-мы состоят из одних и тех же частиц. Доклад был встречен очень неодобрительно. Ему пришлось извиниться перед Научным обществом.

Вильгельм Конрад РЕНТГЕН (1845-1923)

Ученый, получивший пер-вую Нобелевскую премию, не имел школьного аттестата. Из школы его исключили. Кто-то нарисовал на доске карикату-ру на учителя, и тот посчитал, что это дело рук Рентгена. Не получил он аттестата и при по-пытке сдать экзамены экстер-ном - его экзаменатором ока-зался тот самый учитель. О том, чтобы поступить в высшее учебное заведение, теперь нельзя было и мечтать. Случайно уже двадцатилет-ний молодой человек узнает о том, что в швейцарском горо-де Цюрихе открылся новый Политехнический институт, где принимаются вольнослу-шатели (т.е. аттестат не обя-зателен). Туда-то он и посту-пил на машиностроительный факультет.

Александр Григорьевич Столетов (1839-1896)

Родился в семье небогатого владимирского купца - владель-ца бакалейной лавки. Научился читать в четыре года. С пяти лет чтение - любимое занятие. Пи-сал стихи, в гимназии с товари-щами выпускал рукописный журнал. Занимался музыкой, даже хотел одно время стать профессиональным музыкан-том. В последние годы учебы в гимназии любимыми предмета-ми стали физика и математика. Они и определили дальнейшую судьбу. Семнадцатилетний юно-ша стал студентом физико-математического факультета Мос-ковского университета (за ка-зенный счет, т.е. по окончании учебы должен был шесть лет проработать «по учебной части Министерства народного про-свещения»).

Майкл ФАРАДЕЙ (1791-1867)

Родился в Лондоне, в семье кузнеца. Получил лишь началь-ное образование. С двенадца-ти лет начал работать разносчи-ком газет, подмастерьем в пере-плетной мастерской. Самоучка, очень много читал.

Бенджамин ФРАНКЛИН (1706-1790)

Политический деятель. В Америке по сей день является одним из самых почитаемых людей за все время истории США. Его работы по электриче-ству были сделаны за короткий период времени, с 1747 по 1753 гг. То есть физике он по-святил семь лет, будучи уже в зрелом возрасте. Благодаря ему мы сейчас пользуемся гро-моотводом, понятиями «поло-жительный» и «отрицательный» заряды. Портрет Франклина все желающие могут увидеть на сто-долларовой купюре.

Константин Эдуардович ЦИОЛКОВСКИЙ (1857-1935)

Родился в семье лесника. Кроме него - еще двенадцать детей. В девять лет заболел скарлатиной и в результате осложнения частично потерял слух. Это отразилось на всей его дальнейшей жизни. Он ока-зался изолированным от ос-тальных детей, его дразнили, он не мог учиться в школе (не слы-шал учителя). Еще через два года умирает мать. Отныне его мир - книги. Лет с четырнадцати-пятнадцати стал интересо-ваться физикой, математикой, химией, астрономией. В шест-надцать лет уехал в Москву, где прожил три года, тратя очень не-большие деньги, которые полу-чал из дома, в основном на кни-ги. Потом, вернувшись, домой, зарабатывал репетиторством. В двадцать два года экстерном сдал экзамены на звание учите-ля. Гениальный ученый-самоуч-ка, на много опередивший свое время, вспоминал потом, что глухота всегда заставляла стра-дать его самолюбие, отдаляла от людей, оставляла наедине со своими мыслями.

Альберт Эйнштейн (1879-1955)

В детстве настолько медлен-но учился говорить, что его едва не сочли умственно отсталым. Все же мать строила честолю-бивые планы относительно его будущего. Она не отличалась ни мягкостью, ни терпимостью, и детство Эйнштейна прошло под знаком ее властной натуры. Сам он вспоминал, что был оди-ноким и мечтательным ребен-ком, испытывал трудности в об-щении со сверстниками, избе-гал шумных игр. Любил строить сложные конструкции из куби-ков и карточные домики высо-той до четырнадцати этажей. Был подвержен приступам ярости, в обычном же состоянии почти заторможен. Его апатия беспокоила родителей. Начал учиться играть на скрипке в пять лет. Музыка стала его духовной потребностью на всю жизнь. В школе столкнулся с антисемитизмом. Одиннадцатилетним пережил период горячей рели-гиозной веры, который сменил-ся периодом увлечения научно-технической литературой. Хотя довольно медленно усваивал в детстве новую информацию, особо серьезных проблем в школе у него не было. Слабым местом была лишь физкульту-ра. Его учитель греческого во-шел в историю, сказав, что из Эйнштейна никогда ничего не получится.

Специалистом по древним языкам он действительно не стал. Всю жизнь не терпел ми-литаризма. Отказался от немец-кого гражданства, чтобы не быть призванным в армию в воз-расте семнадцати лет.

По собственным воспомина-ниям, в шестнадцать лет заду-мался, как можно (и можно ли вообще) догнать движущийся по небу луч света.

Ханс Кристиан ЭРСТЕД (1777-1851)

Родился в семье бедного аптекаря. Денег на образова-ние особенно не было, так что вместе с братом Андерсом учился, где придется: у парик-махера - немецкому языку, у жены парикмахера - датскому, у пастора - грамматике, исто-рии и литературе, у землеме-ра - математике. Заезжий сту-дент рассказал как-то о свой-ствах минералов. В двенад-цать лет стоял уже за стойкой отцовской аптеки. Все же, попав в Копенгаген-ский университет, взялся изучать все сразу: медицину, фи-зику, астрономию, филосо-фию, поэзию. Двадцатилетним получил золотую медаль за эссе «Границы поэзии и про-зы». В физику Эрстед пришел позже.

Литература

1. Азерников В.З. Физика. Великие открытия. - М.: ОЛМА-пресс, 2000.

2. Голин Г.М., Филонович СР. Классики физической науки. - М.: Высшая школа, 1989.

3. Замечательные ученые. - Биб-лиотечка «Квант». 1980.

4. Лишевский В.П. Охотники за истиной. - М.: Наука, 1990.

5. Они создавали физику. - М.; Бюро «Квантум», 1998.

6. Храмов Ю.А. Физики. -М.: Наука, 1983.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.