Рефераты. Коцепции физики

2. Всякое движущееся тело стремиться продолжать свое движение по прямой.

3. Если движущееся тело встретит другое, сильнейшее тело, оно ничего не теряет в своем движении; если же оно встретит слабейшее, которое может подвинуть, оно теряет столько, сколько тому сообщает.

Легко видеть, что данные законы по сути являются чисто экспериментальными. Система Декарта явилась смесью заключений, опирающихся на эксперимент, с дедуктивными заключениями, основанными на совершенно ясных первоначалах (чего требовал метод Декарта). Цели, к которым стремились Бекон и Декарт, были общими - сделать человека господином природы. И тот, и другой подняли авторитет экспериментальной науки, вытеснившей схоластику. Декарт утверждал, что в природе существует определенное количество движения, которое никогда не возрастает и не убывает. Так как материя, в представлениях Декарта, однородна и характеризуется только свойством протяженности, то понятие количества материи оказывается практически тождественным понятию объема тела. При анализе столкновений тел Декарт пользовался понятием силы, которая зависела от величины тела, в которое заключена, от скорости движения и способа столкновения тел. Здесь содержится формулировка закона сохранения импульса и закона инерции, хотя понятие импульса еще довольно размыто и выступает как скалярная величина. Декарт, в отличие от Ньютона, говорит о состоянии вообще, а не о состоянии равномерного и прямолинейного движения. Важно, что, по Декарту, инерция тела зависит от его скорости. Важно и то, что физика Декарта не признавала сил, действующих через пустоту на расстоянии. В ней существовали лишь взаимодействия соприкасающихся тел.

5. Разработка основ классической физики

 а) Физическая концепция И. Ньютона как итог развития опытного естествознания

Основным достижением физических исследований XVII в., подводящим итог развитию опытного естествознания и окончательно сокрушившим перипатетическую физическую парадигму, явилось завершение создания общей системы механики. которая была в состоянии дать объяснение движению небесных светил на основе явлений, наблюдаемых на Земле. И в эпоху античности, в XVII веке признавалась важность изучения движения небесных светил. Но если для древних греков данная проблема имела больше философское значение, то для XVII века, преобладающим был аспект практический. Развитие мореплавания обусловливало необходимость выработки более точных астрономических таблиц для целей навигации по сравнению с теми, которые требовались для астрологических целей. Основной задачей было определение долготы, столь нужной астрономам и мореплавателям. Для решения этой важной практической проблемы и создавались первые государственные обсерватории (в 1672 г. Парижская, в 1675 г. Гринвичская). По сути своей это была задача определения абсолютного времени, дававшего при сравнении с местным временем интервал времени, который и можно было перевести в долготу. Определить это время можно было с помощью наблюдения движений Луны среди звезд, т.е. часов, "закрепленных на небе", а также с помощью точных часов, поставленных по абсолютному времени и находящихся у наблюдателя. Для первого случая были необходимы очень точные таблицы для предсказания положения небесных светил, а для второго - абсолютно точные и надежные часовые механизмы. Работы в этих направлениях не были успешными. И хотя суд над Галилеем был "силовым аргументом" в пользу аристотелевских представлений в области космологии, стремление найти приемлемое физическое объяснение системы Коперника сохранялось. Решением этой проблемы занимались многие выдающиеся исследователи (Галилей, Кеплер, Декарт, Гук, Гюйгенс и др.), но решить ее удалось лишь Ньютону, который, благодаря открытию закона всемирного тяготения и трех основных законов механики, а также дифференциального и интегрального исчисления предал механике характер цельной научной теории. Кроме того, Ньютону принадлежит заслуга открытия дисперсии света, хроматической аберрации, исследования интерференции и дифракции, развития корпускулярной теории света и т.д. Исследованию этих проблем посвящена его "Оптика". Его капитальный труд "Математические начала натуральной философии" (опубликованный в 1687 г.) Обобщил не только собственные исследования автора, но и опыт предшественников. Теория движения планет и закон всемирного тяготения явились основой физического обоснования коперниковской гелиоцентрической системы мира.

Поиски ответа на вопрос, почему планеты движутся вокруг Солнца по эллиптическим орбитам, вели многие исследователи. Поскольку планеты обращаются по орбитам, то должна быть какая-то сила, удерживающая их. Но какая? Гильберт высказал предположение, что такой силой мог быть магнетизм. Борелли полагал, что движение планет связано с необходимостью уравновесить центробежную силу другой силой, которую он назвал силой тяготения и действие которой считал выходящим за пределы непосредственной близости Земли к Луне и Солнца к планетам. Гук предположил, что тяготение с расстоянием уменьшается. Декарт (теория тяготения которого была наиболее распространенной и которой вначале придерживался Ньютон) исходил из того, что тяжелые тела притягивались к своим центрам притяжения какой-то силой эфирных вихрей. Все эти идеи важно было свести к математической формуле и проверить наблюдениями. Гюйгенс, работая над часами с маятником, вывел закон о центробежной силе, установив ее прямую пропорциональность радиусу круга, по которому движется тело, и обратную пропорциональность квадрату скорости движущегося тела. Гук, Галилей и Рен установили, что для уравновешивания центробежной силы тяготения или центростремительная сила должны зависеть от радиуса, деленного на его куб. Оставались нерешенными две проблемы. Первая - дать объяснение эллиптической форме орбит. Вторая - дать объяснение действию больших притягивающихся тел.

Условия для решения этих проблем были готовы, но эти решения необходимо было найти. Вклад, сделанный Ньютоном в развитие естествознания, заключался в том, что он дал математический метод обращения физических законов в количественно измеримые результаты, которые можно было подтвердить наблюдениями, и, наоборот, выводить физические законы на основе таких наблюдений. Как он сам писал в предисловии к "Началам", "... сочинение это нами предлагается как математические основания физики. Вся трудность физики... состоит в том, чтобы по явлениям движения распознать силы природы, а затем по этим силам объяснить остальные явления... Было бы желательно вывести из начал механики и остальные явления природы, рассуждая подобным же образом, ибо многое заставляет меня предполагать, что все эти явления обусловливаются некоторыми силами, с которыми частицы тел вследствие причин, пока неизвестных, или стремятся друг к другу и сцепляются в правильные фигуры, или же взаимно отталкиваются и удаляются друг от друга. Так как эти силы неизвестны, до сих пор попытки философов объяснить явления природы и оставались бесплодными. Я надеюсь, однако, что или этому способу рассуждения, или другому, более правильному, изложенные здесь основания доставят некоторое освещение".

Средством осуществления этой задачи было исчисление бесконечно малых. Потребность в создании математики переменных величин (над созданием которой работали Кеплер, Галилей, Декарт и др.) была удовлетворена созданием дифференциального и интегрального исчисления. К его созданию пришли независимо друг от друга Ньютон и Лейбниц (вопрос о приоритете был предметом ожесточенного спора). Однако важно то, что Ньютон применил этот метод математического анализа для решения физических проблем. Данный метод стал средством понимания проблем переменных величин и движения, всех вопросов механической техники. С его помощью оказалось возможным определять положение тела в любое время, если известны отношения между этим положением и скоростью тела или величина ускорения в любое другое время. Иначе говоря, зная закон силы, можно вычислить траекторию движения тела.

Ньютон ввел понятие состояния системы. Первоначально оно было использовано для простейших механических систем.(В дальнейшем понятие состояние обнаружило свою фундаментальную роль и стало применяться в других физических концепциях в качестве одного из основных.) Состояние механической системы в классической механике полностью определяется импульсами и координатами всех тел, образующих данную систему. Если известны координаты и импульсы в данный момент времени, то можно однозначно установить значения координат и импульсов в любой последующий момент времени, а также вычислить значения других механических величин - энергии, момента количества движения и т.д. (Для того, чтобы сделать "Начала" понятными возможно большему числу читающих их, Ньютон изложил их на языке геометрии, перевод же на язык математического анализа был выполнен позже другими авторами.)

Для утверждения своей концепции Ньютону было необходимо разрушить старую, аристотельскую картину мира. Вместо сфер, которой управлялись перводвигателем. он ввел механизм, действующий на основе естественного закона, не требовавшего постоянного использования силы и допускавшего божественное вмешательство лишь для своего создания и приведения в движение. Это был компромисс науки и религии. С представлением, в соответствии с которым для поддержания движения нужна сила, было покончено. Место статистического представления мира заняло динамическое его представление. Уступки религии в вопросе о первотолчке были, однако, связаны не только с социальными причинами, обусловливающими компромисс науки и религии, но и с характером его понимания природы, которую он считал неэволюционизирующей, инертной, косной субстанцией. Поскольку вечные законы природы дают возможность объяснять только повторяемость неизменных, неэволюционизирующих тел, то первый толчок был в такой картине мира просто необходим. Ньютон, как и Аристотель, понимали физику как общую теорию природы. Но если Ньютон теорию природы строил на математических и экспериментальных началах, то Аристотель исключал их из сферы познания. Экспериментально-математический метод познания открыл перед физикой и вообще перед естествознанием колоссальные перспективы. Ньютон, заложив основы теоретического фундамента классической физики, открыл путь к ее дальнейшему развитию.

 б) Законы классической механики

Если кинематика изучает движение геометрического объекта (т.е. не обладающего никакими свойствами материального тела, кроме свойства занимать определенное место в пространстве и изменять это положение с течением времени), то динамика изучает движение реальных тел под действием приложенных к ним сил, т.е. под действием других тел. Установленные Ньютоном три закона механики лежат в основе динамики. Непосредственно их можно применять к простейшему случаю движения, когда движущееся тело рассматривается как материальная точка, т.е. когда размер и форма тела не учитывается и когда движение тела рассматривается как движение точки, обладающей массой. В кипятке для описания движения точки можно выбрать любую систему координат, относительно которой определяются характеризующие это движение величины. За тело отсчета может быть принято любое тело, движущееся относительно других тел. В динамике имеют дело с инерциальными системами координат, характеризуемыми тем, что относительно них свободная материальная точка движется с постоянной скоростью. Инерциальной системой отсчета называют такую, в которой справедлив закон инерции: материальная точка, на которую не действуют никакие силы, находится в состоянии покоя или равномерного прямолинейного движения. Любая система отсчета , движущаяся относительно инерциальной системы отсчета, будет также инерциальной. (Все инерциальные системы отсчета равноправны, т.е. во всех таких системах законы физики одинаковы.)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.