Рефераты. Дисперсия. Наблюдение спектров

Таблица 1

№ п/п

Цвет линии

, нм

Яркость

№ п/п

Цвет линии

, нм

Яркость

1

Красная

709

20

18

Зеленая

529

2

2

- “ -

708

25

19

- “ -

521

2

3

- “ -

691

25

20

- “ -

513

2

4

- “ -

671

16

21

- “ -

512

4

5

Оранжевая

3

22

- “ -

510

2

6

- “ -

612

2

23

- “ -

502

4

7

- “ -

607

2

24

- “ -

499

3

8

Желтая

587

2

25

Сине-зеленая

492

10

9

- “ -

585

6

26

-“ -

489

3

10

- “ -

580

14

27

- “ -

482

3

11

Яркий желтый дублет

579

100

28

Синяя яркая

436

400

12

577

24

29

- “ -

435

40

13

- “ -

567

16

30

- “ -

434

4

14

Зеленая

555

3

31

- “ -

434

30

15

Зеленая яркая

546

320

32

Фиолетовая

411

4

16

- “ -

538

3

33

- “ -

408

12

17

- “ -

535

6

34

- “ -

405

180

Отождествление линий в спектрах - это трудоемкая и кропотливая работа. Для ее облегчения показана схема расположения линий в спектре ртути (рис. 3 а) и их относительные интенсивности (рис. 3 б).

1. Начиная с фиолетового конца спектра, вращая барабан «на себя», поставьте напротив визира первую наблюдаемую линию спектра.

2. В таблицу 1 отчета занесите значение длины волны линии и отсчет по барабану.

3. Продолжайте градуировку. Отождествите наиболее характерные линии: яркую синюю, очень яркую зеленую, одну из желтого дублета и т. д. Возможно, удастся наблюдать крайнюю фиолетовую и одну из красных линий.

4. Оцените «на глазок» яркость линий по условной десятибалльной шкале. Самой яркой линии присваивается знак 10, самой слабой - 1.

5. После завершения измерений ртутного спектра выключите ртутную лампу. Ее повторное включение возможно не ранее чем через 5-10 минут.

6. Замените ртутную лампу на неоновую, питание которой осуществляется напряжением

220В. Отождествите несколько линий спектра неона. Из спектра неона можно, например, выбрать линию 630 нм из тройки оранжевых линий и две - три другие линии - рис. 4.

7. Естественно, градуировочные кривые, построенные по спектру ртути и по спектру неона, на границе должны плавно сопрягаться.

8. Постройте на миллиметровой бумаге градуировочный график, как показано на рис. 4, откладывая по горизонтальной оси деления по барабану, а по вертикальной оси - длину волны . (Еще лучше, если построение градуировочного графика ведется одновременно с измерениями и заполнением таблицы 1 отчета. Тогда будет сразу видно, что какая-либо точка не ложится на плавную кривую, и ее следует «перемерить»). Угловая координата по оси абсцисс (рис. 5) откладывается в порядке убывания. Это сделано для того, чтобы точки на графике соответствовали расположению линий спектра в поле зрения трубы монохроматора. Вначале построения графика точки наносятся аккуратно остро отточенным карандашом. Если возникает разброс точек, то следует перепроверить отождествление линий на этом участке. После уточнения точки следует отметить более четко. У точек, соответствующих наиболее ярким линиям укажите длину волны. Соедините точки кривой линией. График должен представлять собой гладкую монотонную кривую, проходящую через каждую измеренную точку.

Задание 3. Наблюдение сплошного спектра излучения и спектров поглощения

1. Источником сплошного спектра является лампа накаливания. Установите осветитель с лампой накаливания на рельс монохроматора и пронаблюдайте сплошной спектр лампы.

2. Для наблюдения спектров поглощения в данной работе используются интерференционные фильтры, пропускающие свет в очень узком интервале длин волн. Вставьте один из фильтров в держатель, укрепленный на монохроматоре. Измерьте длину волны середины полосы пропускания фильтра.

3. Сравните полученное значение с указанным на фильтре и сделайте вывод о точности измерений.

4. Оцените качество фильтра: нет ли других, кроме основной, полос пропускания; насколько узка полоса пропускания.

Задание 4. Измерение длины волны излучения лазера

Определите длину волны излучения выданного для опыта лазера.

Задание 5. Исследование неизвестного спектра

(выполняется по заданию преподавателя)

1. С помощью градуировочной кривой, построенной для данного спектрального аппарата в данных условиях можно определять длину волны линий в спектре любого неизвестного излучения. В настоящей работе исследуется спектр газа, полученный в тлеющем разряде.

2. Установите трубку с газом на рельс прибора вплотную к щели. Подключите ее к источнику питания. Отрегулируйте положение лампы так, чтобы линии в спектре были максимально яркими.

3. Для каждой спектральной линии измерьте угловую координату по шкале измерительного барабана. По градуировочному графику для каждой линии по значениям угла определяется длина волны (таблица 3 отчета).

4. Полученная таблица может быть сверена со значениями, взятыми из спектральных таблиц.

5. Описанные выше операции составляют основу метода идентификации вещества по его спектру - так называемого «качественного» спектрального анализа.

Отчет по лабораторной работе № 1

Дисперсия. Наблюдение спектров

выполненной студент курса, группа

…………………………………………………………………………………

«……» …………… 200 г.

Задание 2. Градуирование монохроматора УМ2

Таблица 1

п/п

Цвет

, нм

из таблицы

,

Яркость

«на глазок»

Ртуть

1

2

3

4

5

6

7

8

Неон

9

10

11

12

Задание 3. Наблюдение сплошного спектра излучения и спектров

поглощения

Таблица 2

№ п/п

,

, нм

по градуировке

, нм

указанная на фильтре

, нм

Качество фильтра

1

2

3

4

5

6

7

Задание 4. Измерение длины волны излучения лазера

Задание 5. Исследование неизвестного спектра

Таблица 3

Газ ……………………

№ п/п

Цвет

Яркость

,

, нм

по

градуировке

, нм

табличное значение

, нм

1

2

3

4

5

Вывод: …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.