Налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.
4.1Камеральные налоговые проверки. Ее назначение и методика проведения.
Камеральные проверки проводятся налоговыми инспекциями на стадии приемки от налогоплатель-щиков отчетных документов и налоговых расчетов, (деклараций), т.е. без выхода на предприятие.
Целью камеральной проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиками законодатель-ных и нормативных актов по налогам, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, взыскание сумм неуплаченных налогов и привле-чение виновных лиц к ответственности, а также подготовка информации для отбора налогоплатель-щиков для выездных налоговых проверок.
Камеральные проверки осуществляются по следующим направлениям:
контроль за своевременностью представления деклараций и применение мер ответственности к налогоплательщикам за нарушение сроков представления отчетности
правильность предоставления освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика
правильность заполнения форм отчетности
правильность применения налоговых ставок
правильность и обоснованность применения освобождения от налогообложения
правильность исчисления налоговой базы
соблюдение порядка возмещения из бюджета
обеспечение полноты охвата камеральными проверками отчетности
Основными этапами камеральной проверки яв-ляются:
1. Проверка полноты и своевременности пред-ставления налогоплательщикам документов нало-говой отчетности, предусмотренных законодатель-ством о налогах и сборах.
2. Проверка своевременности представления рас-четов по налогам в налоговый орган.
3. Визуальная проверка правильности оформле-ния бухгалтерской отчетности (проверка заполне-ния всех необходимых реквизитов отчета, наличия подписей уполномоченных и должностных лиц).
4. Проверка правильности составления расчетов по налогам, включающая в себя арифметический подсчет итоговых сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет и проверку обоснованности приме-нения ставок налога и налоговых льгот, а также правильность отражения показателей, необходимых для исчисления налогооблагаемой базы.
5. Проверка правильности исчисления налогооб-лагаемой базы.
Осуществляется сверка и анализ согласованнос-ти показателей, повторяющихся в бухгалтерской отчетности и в налоговых расчетах с точки зрения достоверности отдельных показателей, наличия со-мнительных моментов или несоответствий, указыва-ющих на возможные нарушения налоговой дисцип-лины, логический контроль за наличием искажений в отчетной информации, сопоставление отчетных показателей с аналогичными показателями предыду-щего отчетного периода, взаимоувязка показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций.
Конкретные формы и методы камеральных про-верок обычно определяются самостоятельно нало-говыми органами исходя из характера часто встре-чающихся нарушений налогового законодательства.
Камеральная проверка может проводиться в отношении всех налогопла-тельщиков по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога (такой порядок вытекал и из ранее действовавших норма-тивных актов по налогам). Введено ограничение на продолжительность камеральной проверки, которая теперь проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налого-вой декларации и документов, служащих ос-нованием для исчисления и уплаты налога.
Заметим, что ограничение сроков проведения камеральных проверок до трех месяцев не дает возможность качественно и полно проверить дос-таточно большое количество налоговых расчетов. В итоге камеральная проверка многих расчетов ока-зывается формальной, не дает каких-либо резуль-татов и ограничивается проверкой арифметической грамотности налогоплательщика.
Что касается финансовых санкций, то до 1 января 1999 года в соответствии с Законом РФ от 27.12.91г. "Об основах налоговой системы в РФ" налогоплательщик, нарушивший налоговое законодательство, нес ответственность за непредставление или несвоевременное представле-ние в налоговый орган документов, необходимых для исчисления, а также для уплаты налога, -- в размере 10 процентов причитающихся к уплате по очередному сроку сумм налога, а также взыскание штрафа в размере всей суммы сокрытого или зани-женного дохода либо суммы налога за иной сокры-тый или неучтенный объект налогообложения, а также пени, при наличии на день проверки недо-имки по лицевому счету.
В настоящее время налоговые санкции, напри-мер за непредставление налоговой декларации, вле-кут взыскание штрафа в размере пяти процентов от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или не пол-ный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более тридцати процентов от ука-занной суммы, а начиная со 181 -- дня влечет взы-скание штрафа в размере 30 процентов суммы на-лога, подлежащей уплате на основе этой деклара-ции, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации за каждый пол-ный или неполный месяц.
При проведении камеральной проверки нельзя не учитывать, что налогоплательщик самостоятельно обнаруживший в поданной им налоговой деклара-ции не отражении или неполное отражение сведе-ний, а равно ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей уплате, обязан внести необходимые дополнения в налоговую декларацию.
После принятия Налогового кодекса появилась необходимость в новом документе, устанавливаю-щим единые принципы принятия представляемых в налоговые органы организациями и индивидуальны-ми предпринимателями налоговых деклараций и иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, проведения камеральных налоговых прове-рок указанной отчетности, который бы отвечал всем нормам и требованиям Налогового кодекса. Таким документом стал Регламент проведения камеральных проверок налоговой отчетности, офор-мления и реализации их результатов, утвержденный 28 января 1999 г. Министерством РФ по налогам и сборам (далее -- Регламент камеральных проверок).
Так, принятие налоговой отчетности в настоя-щее время производится лицами, специально на-значаемые на конкретный отчетный период. При этом данные специалисты выполняют функции принятия всего комплекта представляемых в нало-говый орган форм отчетности. Т.е. если ранее нало-говые расчеты, например по местным налогам, при-нимались отделом, курирующим данные налоги, и камеральные проверки таких расчетов проводились специалистами отдела без конкретного закрепле-ния, не занятыми в документальных (выездных налоговых) проверках, то настоящий порядок пред-полагает создание отдела или сектора по проведе-нию камеральных проверок.
Определены основания, при которых обязан-ность налогоплательщика по представлению нало-говым органам документов налоговой отчетности не может считаться исполненной (т.е. налоговый расчет или бухгалтерская отчетность считаются не представленными):
а) отсутствие в представленном документе ка-кого-либо из обязательных реквизитов, предусмот-ренных нормативными правовыми актами для по-добного рода документов;
б) нечеткое заполнение отдельных реквизитов документа, делающее невозможным их однознач-ное прочтение, заполнение их карандашом;
в) наличие не оговоренных подписью налогопла-тельщика (руководителя организации) исправлений;
г) составление отчетности на иных языках, кроме русского.
При выявлении одного или нескольких таких фактов налоговый орган уведомляет налогоплатель-щика о неисполнении им вышеназванной обязан-ности, а также о применении к нему в случае не-представления им документов налоговой отчетнос-ти по установленной форме и в определенный за-конодательством срок мер ответственности, предусмотренных Налоговым кодексом.
Оформление и реализация материалов камеральной налоговой проверки.
На каждом документе принятой налоговой от-четности специалистом налогового органа простав-ляется дата принятия, штамп или отметку налого-вого органа и подпись лица, принимавшего отчет-ность, по просьбе налогоплательщика, на остаю-щихся у него копиях отчетности налоговый орган может проставить аналогичные реквизиты.
При выявлении ошибок в заполнении докумен-тов или противоречии между сведениями, содержа-щимися в представленных документах, об этом со-общается налогоплательщику с требованием вне-сти соответствующие изменения. Если изменения не внесены, то такой налогоплательщик будет ре-комендован для включения в план проведения вы-ездных налоговых проверок.
В настоящее время, в случае выявления каме-ральной проверкой фактов неправильного отраже-ния показателей налоговой декларации, приводя-щих к неполной (излишней) уплате налогоплатель-щиком сумм налогов, результаты проведения дан-ной проверки фиксируются работником налогового органа посредством заполнения в представленных налоговых декларациях графы "по данным налого-вой инспекции" или на последнем листе деклара-ции. Указанные замечания содержат перечень всех показателей налоговой декларации, при исчислении которых налогоплательщиком были допущены нару-шения, а также исправления, внесенные работником налогового органа в результате проверки.
4.2 Выездная налоговая проверка
Согласно ст.89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может проводиться по одному или нескольким налогам.
Круг обязанностей налоговых органов весьма широк, и поэтому неудивительно, что МНС России наделено весьма значительными полномочиями. Однако не следует забывать, что его права не безграничны. И в Положении о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам, утвержденном постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 г. N 783, все эти полномочия четко определены. Из них хотелось бы выделить следующие права налоговых органов:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7