Рефераты. Валютное право

Агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции (ч. 5 ст. 23 Федерального зако-на № 173-ФЗ).

Все документы должны быть действительными на день представления агентам валютного контроля. По запросу агента валютного контроля представляются надлежащим образом за-веренные переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в какой-либо их части на иностранном языке.

Для подтверждения действительности и юридической силы документов, исходящих от официальных органов иностранных государств, необходимо прохождение специальной процеду-ры -- консульской легализации, если официальные докумен-ты и акты исходят от государств, не являющихся участниками Гаагской конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, (1961 г.) (далее -- Гаагская конвенция 1961 г.), и если иное не установлено дейст-вующими договорами и соглашениями Российской Федерации с иностранными государствами. Консульскую легализацию со-вершают консульские учреждения РФ за границей и Департа-мент консульской службы Министерства иностранных дел РФ.

Юридическое значение процедуры консульской легализации состоит в подтверждении соответствия легализуемых докумен-тов законодательству страны их происхождения. Легализовать документ можно на территории государства, где эти документы выданы, или на территории РФ.

Легализация документа на территории страны его происхож-дения проходит два этапа. На первом этапе документ заверяется в министерстве иностранных дел или ином уполномоченном органе государства, на территории которого выдан документ. На втором этапе документ легализуется в консульском учреж-дении РФ в Данном государстве.

Легализация документа в Российской Федерации проходит также два этапа. На первом этапе иностранный документ заве-ряется в дипломатическом представительстве или консульском учреждении того государства, на территории которого был вы-дан. На втором этапе документ легализуется в Департаменте консульской службы Министерства иностранных дел РФ.

Консульская легализация не исключает представления нота-риально заверенного перевода документа на русский язык. По-сле консульской легализации документ оказывается действи-тельным только для того государства, консульская служба кото-рого его легализовала.

Официальные документы и акты, исходящие от государств -- участников Гаагской конвенции 1961 г., принимаются без кон-сульской легализации. В соответствии с указанной Конвенцией на таких документах проставляется специальный штамп -- апо-стиль (свидетельство), который удостоверяет подлинность под-писи, качество, в котором действовало лицо, подписавшее до-кумент, и подлинность печати или штемпеля, которым снабжен этот документ. Апостиль проставляется по ходатайству подпи-савшего лица или любого предъявителя документа. Подпись, Печать или штамп, проставляемые на апостиле, не требуют ни-какого заверения. Документ, на котором проставлен апостиль, Может быть использован в любой из стран -- участниц Гаагской Конвенции 1961 г.

Официальные документы, исходящие из стран Содружества Независимых Государств, принимаются без какого-либо специ-ального удостоверения, если такие документы изготовлены и за-свидетельствованы учреждением или специально на то уполно-моченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью (Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 1993 г.)1). В отношении таких доку-ментов может быть потребован только их нотариально удостове-ренный перевод. Аналогичные правила действуют в отношении документов, исходящих из стран, с которыми Российская Феде-рация заключила договоры о правовой помощи и правовых отно-шениях по гражданским, семейным и уголовным делам.

Документы представляются агентам валютного контроля в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной ко-пии. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.

Уполномоченные банки отказывают в осуществлении ва-лютной операции в случае непредставления лицом перечислен-ных выше документов либо представления им недостоверных документов.

Оригиналы документов принимаются агентами валютного контроля для ознакомления и возвращаются представившим их лицам. В материалы валютного контроля в этом случае поме-щаются заверенные агентом валютного контроля копии.

Согласно Федеральному закону № 173-ФЗ уполномоченные банки вправе взимать плату за выполнение ими функций аген-тов валютного контроля, в том числе с клиентов, оформивших в этих банках паспорта сделок по внешнеторговым контрактам. При этом законом ограничений по сумме взимаемого уполно-моченными банками вознаграждения за осуществление ими функций агентов валютного контроля не установлено2. Этот вывод подтверждается и арбитражной практикой. Комиссией Территориального управления Росфиннадзора в Тульской области (далее -- Управление) проведена выборочная до-кументальная проверка соблюдения валютного законодательст-ва РФ, а также актов органов валютного регулирования ОАО «Косогорский металлургический завод» (далее -- Общество) за период с 1 января 2004 г. по 1 апреля 2005 г., по результатам которой со-ставлены акт от 5 июня 2005 г. № 20601--2005/20 и протокол об ад-министративном правонарушении № 70-05/51 от 9 июня 2005 г.

Постановлением Управления от 4 июля 2005 г. № 70-05/51 Об-щество привлечено к административной ответственности, преду-смотренной ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 3/4 от сумм незаконных валютных операций, в данном случае -- 5148,4 доллара США.

Считая указанное постановление незаконным, Общество обжа-ловало его в арбитражном суде.

Судом установлено, что ЗАО АКБ «Алеф-Банк» (далее -- Банк) и Общество (далее -- Клиент) заключили договор банков-ского счета № ОУ-РВД-0586-03 от 18 ноября 2003 г. в иностран-ной валюте на открытие в долларах США: текущего валютного счета № 40702840500000202660, транзитного валютного счета № 40702840400000292660, специального транзитного валютного счета № 40702840300000282660 и осуществления расчетного и кас-сового обслуживания в порядке и на условиях определяемых дан-ным договором и положениями действующего законодательства. Режим счета, порядок проведения операций по нему определяют-ся действующим законодательством РФ. В соответствии с п. 2.3.3 договора плата за услуги Банка взимается из денежных средств Клиента, находящихся на счете, в безакцептном порядке в разме-рах и в сроки, установленные тарифами. Данный договор вступает в силу со дня его подписания и действует в течение неопределен-ного срока.

С текущего валютного счета № 40702840500000202660 5 октября 2004 г. Банком были списаны денежные средства Общества в ино-странной валюте за осуществление Банком функций агента валют-ного контроля в размере 6702,50 доллара США и 162 доллара США и зачислены на валютный счет ЗАО АКБ «Алеф-Банк» № 4742284050000050027 согласно мемориальным ордерам № 516 от 5 октября 2004 г. и № 265 от 5 октября 2004 г.

В счетах-фактурах от 5 октября 2004 г. № 002/10 и № 005/10, выставленных ЗАО АКБ «Алеф-Банк» в адрес Общества, указано следующее наименование оказанных услуг: «За осуществление бан-ком функций агента валютного контроля».

Указанные суммы являются платой за услуги Банка по выпол-нению им функций агента валютного контроля и составляют 0,07 и 0,1% соответственно от суммы платежа 9 575 000 долларов США поимпортному контракту № ВК/040927 и от суммы платежа 162 000 дол-ларов США по контракту № ASH/KSG/01 от 25 марта 2004 г. со-гласно подп. 6.1 п. 6 перечня тарифов за оказанные банком услуги по расчетно-кассовому обслуживанию юридических лиц по опера-циям в российских рублях и иностранной валюте, который являет-ся неотъемлемой частью договора банковского счета.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.

В соответствии с подп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ Общество и ЗАО АКБ «Алеф-Банк» являются резиден-тами. Списание указанных сумм иностранной валюты в безакцепт-ном порядке по договору банковского счета от 18 ноября 2003 г. № ОУ-РВД-0586-03 с текущего счета Общества является валютной операцией.

В силу п. 6 ч. 3 ст. 9 Федерального закона № 173-ФЗ уплата уполномоченным банкам комиссионного вознаграждения является разрешенной валютной операцией.

В соответствии со ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответ-ствующего условия предписано законом или иными правовыми ак-тами (ст. 422 ГК РФ).

Статьей 29 Закона о банках установлено, что процентные став-ки по кредитам, вкладам (депозитам) и комиссионное вознаграж-дение по операциям устанавливаются кредитной организацией по соглашению с клиентами, если иное не предусмотрено федераль-ным законом.

В соответствии со ст. 432 ГК РФ договор считается заключен-ным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям до-говора. Существенными являются условия о предмете договора, ус-ловия, которые названы в законе или иных правовых актах как су-щественные или необходимые для договоров данного вида, а также те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Согласно положениям Федерального закона № 173-ФЗ уполно-моченные банки вправе взимать плату за выполнение ими функ-ций агентов валютного контроля, в том числе с клиентов, офор-мивших в этих банках паспорта сделок по внешнеторговым кон-трактам. При этом Федеральным законом № 173-ФЗ ограничений по сумме взимаемого уполномоченными банками вознаграждения за осуществление ими функций агентов валютного контроля не ус-тановлено.

Учитывая указанные нормы, суд правомерно пришел к выводу, что уполномоченные банки вправе самостоятельно определять размер и порядок взимания платы за выполнение ими функций аген-тов валютного контроля, в том числе как в валюте РФ, так и в ино-странной валюте.

Пунктом 2.1.6 договора банковского счета между Обществом и ЗАО АКБ «Алеф-Банк» виды оплачиваемых услуг, а также размер вознаграждения, взимаемого за их оказание, определяются согла-сованными тарифами ставок комиссионного вознаграждения за выполнение поручений клиентов в иностранной валюте. То есть стороны определили, что плата за выполнение в том числе функ-ций агента валютного контроля является по своей правовой при-роде комиссионным вознаграждением, взимаемым банком за ока-зываемые услуги по расчетно-кассовому обслуживанию юридиче-ских лиц.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.