Рефераты. Валютное право

В литературе высказаны различные точки зрения относи-тельно его содержания, но единой их чертой можно считать то, что валютное регулирование рассматривается как одно из на-правлений государственного регулирования. В связи с этим ва-лютное регулирование в Российской Федерации можно пред-ставить как комплекс мер, осуществляемых государственными органами, в целях:

· создания и обеспечения функционирования органов валют-ного регулирования, органов и агентов валютного контроля; -

· установления и реализации определенного порядка проведе-ния операций с валютными ценностями на внутреннем валют-ном рынке, порядка перемещения валютных ценностей за пре-делы государства или на его территорию из-за рубежа и режима осуществления иностранных инвестиций;

· обеспечения и защиты права собственности на валютные ценности;

· регламентации международных расчетов;

· поддержания стабильного курса национальной валюты и на-ционального платежного баланса;

· обеспечения желаемого (интеграционного или изоляционист-ского) режима взаимодействия страны с мировым валютным рынком.

В гл. 2 Федерального закона № 173-ФЗ раскрываются ос-новные аспекты валютного регулирования, а именно:

· система органов валютного регулирования (ст. 5), порядок осуществления валютных операций между резидентами и нере-зидентами, а также между резидентами и между нерезидентами (ст. 6, 9, 10);

· регламентация внутреннего валютного рынка РФ (ст. 11);

· режим счетов резидентов в банках, расположенных за преде-лами территории РФ (ст. 12),, а также счетов (вкладов) нерези-дентов, открываемых на территории РФ (ст. 13);

· определение прав и обязанностей резидентов при осуществ-лении валютных операций (ст. 14);

· порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Рос-сийской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг (ст. 15).

Приведенный перечень вопросов валютного регулирования достаточно широк, однако он не является исчерпывающим (в частности, нормы о репатриации резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации (гл. 3 Федерального закона № 173-ФЗ) также относятся к сфере валютного регули-рования).

В литературе выделены следующие уровни валютного регули-рования в зависимости от его территориальной направленности:

1) межгосударственный. Валютное регулирование на данном уровне проводится в целях формирования структурной основы, способствующей обмену товарами и услугами и движению ка-питала между странами и поддерживающей устойчивый эконо-мический рост. В целях непрерывного совершенствования упо-рядоченных базисных условий, необходимых для финансовой и экономической стабильности, государства сотрудничают между собой и с международными организациями (МВФ и др.) для обеспечения упорядоченности валютных режимов и содействия стабильности системы обменных курсов. Это сотрудничество может происходить путем координации валютной политики го-сударств и общеэкономической интеграции, принятия совмест-ных мер по преодолению кризисных ситуаций, а также согла-сования валютной политики отдельных государств в отноше-нии третьих стран. Представляется справедливым мнение, что в настоящее время происходит универсализация правового режи-ма в международной валютной системе и международное право в этой сфере приобретает примат над правом внутригосударст-венным3.

2) внутригосударственный (национальный). По своей природе внутригосударственное валютное регулирование направлено на установление контроля со стороны государства за внешними (экспортными и импортными) и внутренними валютными по токами, а также за ситуацией на внутреннем валютном рынке с целью поддержания равновесия платежного баланса государст-ва и устойчивости национальной валюты.

Как уже отмечалось, в соответствии с п. «ж» ст. 71 Консти-туции РФ валютное регулирование находится в ведении Рос-сийской Федерации. Валютное регулирование является важней-шим средством реализации валютной политики государства, ее выражением. В связи с этим вопросы валютного регулирова-ния не могут быть переданы в ведение субъектов РФ.

Инструменты, используемые для обеспечения требуемых пропорций спроса и предложения валют, являются методами валютного регулирования, которые можно подразделить на два вида:

· прямые (императивные) -- когда валютное регулирование осуществляется путем издания органами государственной вла-сти нормативных правовых актов и совершения ими иных ад-министративных действий. Обычно это проявляется в установлении государством специального порядка проведения валют-ных операций (всех или отдельных) либо запрета на их проведение;

· косвенные (диспозитивные) -- когда используются экономи-ческие рычаги влияния на поведение субъектов валютного рынка, которым предоставляется право самостоятельно прини-мать решение об участии (неучастии) в проведении валютных операций. Например, такими методами являются валютные ин-тервенции, операции на открытом рынке и политика процент-ных ставок, проводимые центральными банками.

Следует учитывать, что и инструменты прямого валютного регулирования, и инструменты косвенного могут способство-вать развитию рыночных отношений при условии взвешенного их выбора с учетом конкретной экономической и политической ситуации в стране. Отмечено, что «для стран с переходной эко-номикой и нарождающимися рынками процесс становления ва-лютного регулирования предполагает использование как прямо-го регулирования валютных отношений, так и постепенное рас-ширение форм косвенного регулирования валютного рынка», так как рыночная инфраструктура только формируется. При этом «для стран, совершающих переход от централизованно-плановой экономики к рыночной, необходимо использование не только косвенных, но и прямых форм валютного регулирова-ния и совершенствование валютного контроля для обеспечения экономической и финансовой стабильности и процесса струк-турного совершенствования денежно-кредитной и валютной систем». Из этого следует, что методы валютного регулирова-ния в Российской Федерации на современном этапе должны, с одной стороны, обеспечивать необходимый контроль за движе-нием трансграничных денежных потоков, а с другой -- после-довательно проводить либерализацию валютного законодатель-ства РФ для приведения его в соответствие с международными нормами. Поэтому валютная политика Российской Федерации направлена на поиск компромисса публичных и частных инте-ресов в валютной сфере и постепенную замену административ-ных методов регулирования, возникающих в данной сфере от-ношений, более эффективными экономическими методами.

Преимущественное применение устаревших административ-ных методов валютного регулирования в России повлекло не-благоприятные экономические последствия (в частности, «бег-ство» капитала из страны). При этом начался объективный процесс интеграции России в международную экономическую систему. В связи с этим возникла необходимость пересмотра самих принципов валютного регулирования, которые стали ос-новой для последовательной либерализации валютного законо-дательства.

В литературе выделены три режима валютного регулиро-вания

· Валютная монополия го-сударства - валютные операции сосредоточиваются в центральных или специально уполномо-ченных банках, и в силу значительных ва-лютных ограничений национальная валю-та не подлежит конвертации и является замкнутой. Как правило, такая ситуация складывается в странах с неконвертируе-мой валютой;

· Наличие системы валют-ных ограничений - национальная валюта имеет тенденцию к выходу за пределы внутреннего денежно-го рынка и становится ограниченно кон-вертируемой. Например, в Российской Федерации валютные ограничения уста-новлены в целях предотвращения сущест-венного сокращения золотовалютных ре-зервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для под-держания устойчивости платежного ба-ланса РФ (ст. 6 Федерального закона № 173-ФЗ)

· Отсутствие валютных ограничений - национальная валюта выходит на мировой валютный рынок и становится свободно конвертируемой.

§ 2. Правовой режим валютных операций

Правовой режим валютных операций представляет собой урегулированный законодательством с помощью определенного набора правовых средств (запретов, дозволений, позитивных обязывают) порядок их проведения. В зависимости от преоб-ладания дозволений или запретов в комплексе правовых средств, регулирующих общественные отношения, можно вы-делить соответственно два типа правового режима: общедозволи-тельный (или правовой режим общедозволительного профиля) и разрешительный (правовой режим разрешительного профиля).

Первый правовой режим основан на диспозитивных началах, второй -- на императивных.

Правовой режим валютных операций определяющим обра-зом характеризуется соотношением, имеющихся в арсенале го-сударства экономических и административных мер валютного регулирования. Преобладание административных мер в валют-ном регулировании означает и преобладание в составе право-вых средств, используемых законодателем, запретов и позитив-ных обязываний. Акцент государства на экономические меры валютного регулирования создает условия для преобладания в валютном законодательстве дозволений.

Ранее действовавший Закон № 3615-1 подразделял валют-ные операции по правовому режиму на «текущие валютные операции» и «валютные операции, связанные с движением капитала». Текущие валютные операции могли проводиться без ограничений, а валютные операции, связанные с движе-нием капитала, -- только в порядке и на условиях, опреде-ляемых Банком России. При этом текущие валютные операции были исчерпывающим образом перечислены в указанном Законе, а к валютным операциям, связанным с движением капитала, относились все валютные операции, не являющиеся текущими. Таким образом, доминантным принципом право-вого регулирования валютных операций являлся принцип «за-прещено все, кроме того, что прямо разрешено», который со-ответствует правовому режиму разрешительного профиля. Данный правовой режим характеризовался очевидным преоб-ладанием административных мер в составе средств валютного регулирования.

Произошедшие в последние годы позитивные изменения в экономике страны предопределили и изменение ориентиров валютной политики. Поставленная государством цель по дости-жению полной конвертируемости рубля, созданию условий для его свободного обращения на международных рынках, безусловно, требовала корректировки существовавшего правового режи-ма валютных операций.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.