Рефераты. Расчеты предприятия с бюджетом по НДС

В настоящее время НДС - один из основных источников налоговых поступлений российского бюджета. В первом полугодии 1996 года более 55 % доходов от налоговых платежей бюджетов всех уровней получены за счет НДС.

За время действия НДС в России ставка налога снижена с 28 % до 20 %, на большинство продовольственных товаров и ряд товаров детского ассортимента установлена пониженная ставка в размере 10 %, имеется широкий перечень налоговых льгот.

Как и в других государствах, применяющих НДС, в российском налоговом законодательстве предусмотрены положения в соответствии с которыми исключаются из налогообложения обороты, по которым достаточно сложно определить базу для исчисления этого налога. К таким операциям относятся:

- банковские операции;

- операции по страхованию и перестрахованию;

- операции, связанные с обращением денег, ценных бумаг;

- обороты казино, игровых автоматов, выигрыши.

Согласно мировой практике применения НДС этим налогом не облагаются товары, производимые для реализации на экспорт, и одновременно налог взимается при ввозе (импорте) товаров из-за рубежа. Такая система действует и в России, однако, в отличие от большинства "западных" схем НДС, в российском налоговом законодательстве предусмотрено освобождение от налога многих товаров при их ввозе в рамках внешнеторговых контрактов.

Несмотря на многочисленные льготы, большинство предприятий и организаций, их филиалы и структурные подразделения являются плательщиками НДС в бюджет. В связи с этим в полной мере ими ощущается тяжесть бремени этого налога. Кроме того, постоянно вносимые в налоговое законодательство и инструктивные указания изменения и дополнения делают НДС одним из наиболее трудных налогов для понимания, сложным для исчисления, уплаты и контроля со стороны налоговых органов.

В соответствии с Законом РФ "О налоге на добавленную стоимость" НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения. Добавленная стоимость исчисляется как разница между стоимостью реализуемых товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат производственного назначения. Однако объектом обложения налогом является не созданная добавленная стоимость, а обороты в процессе ее реализации. Применение действующей ставки налога к цене реализуемых товаров (работ, услуг) и одновременный зачет (возмещение налога по материальным ресурсам, необходимым для их производства), позволяет исчислить сумму налога, соответствующую созданной в процессе производства и обращения добавленной стоимости.

Поскольку в ходе финансово-экономической деятельности налогоплательщиков проследить процесс создания отдельно взятого товара (работы, услуги), а также расход на него материалов, сырья, прочих затрат и, в конечном итоге, оплату только этого товара (работы, услуги) практически невозможно, в оборот, облагаемый НДС, включаются все денежные средства, полученные в отчетном периоде от других предприятий и организаций, если их получение связано с расчетами за товары (работы, услуги). К зачету же принимается налог, оплаченный в этом периоде поставщикам всех материальных ресурсов, принятых к бухгалтерскому учету, выполненных работ и оказанных услуг производственного характера. С целью создания равных условий для налогообложения НДС исчисляется исходя из действующих рыночных цен на аналогичные товары, работы и услуги, реализуемые покупателем, заказчикам и клиентам, независимо от формы из оплаты (бартерные сделки, зачеты взаимных платежей, безвозмездная передача, производство для собственных нужд и т.д.).

Опыт и практика применения НДС показывают, что в национальных законодательствах каждого государства находят отражение те или иные особенности экономики конкретного периода, состояния финансов, потребности бюджета и прочее. К одной из таких особенностей российского законодательства можно отнести порядок применения НДС в рамках территории государств участников СНГ. Несмотря на то, что все страны содружества - самостоятельные государства, исторически сложившиеся тесные экономические связи между их хозяйствующими субъектами, отсутствие надлежаще обустроенных таможенных границ большой протяженности не позволяют перейти на применение НДС в рамках этой территории по принципу стран дальнего зарубежья (экспорт освобождать от налога, импорт - облагать) без существенных потерь для российского бюджета. Принимая во внимание создание в рамках СНГ Экономического союза, а отдельными государствами - Таможенного союза, создание таможенных границ для учета и сбора НДС не представляется целесообразным. В связи с этим до настоящего времени сохраняется взимание налога при реализации товаров российскими налогоплательщиками в государства СНГ. Что касается работ и услуг, выполняемых и оказываемых российскими предприятиями и организациями на территории стран Содружества, то в некоторых случаях НДС взимается в этих странах, то есть по месту реализации этих работ и услуг.

Если за пять лет действия НДС в России основные моменты определения облагаемых оборотов налогоплательщикам стали известны, то проблемы правильного исчисления налога, принимаемого к зачету (возмещению), во многих случаях остаются нерешенными, что приводит к начислению штрафов. Это, в основном, связано с неправильным оформлением первичных и расчетных документов, значительным удельным весом наличных платежей в общем объеме расчетов, с приобретением материальных ресурсов производственного назначения в розничной торговле, предприятия которой пока не переведены на общеустановленный порядок расчетов НДС по реализуемым товарам. Есть основания предполагать, что решению данной проблемы будут способствовать введенные с 1 января 1997 года, так называемые счета-фактуры, которые специально применяются в целях определения сумм НДС, подлежащих зачету (возмещению) у покупателя товаров (работ, услуг), и для начисления налога, подлежащего взносу в бюджет продавцом. Также счета-фактуры, то есть отдельные документы для целей НДС, применяются в мировой практике и безусловно себя оправдывают.

Понятно, что правильное определение сумм налога, подлежащих зачету (возмещению) не только существенно для размеров поступлений в доход бюджета, но и позволяет налогоплательщикам сократить отвлечение собственных оборотных средств без риска начисления штрафных санкций по результатам налоговых проверок.

Особое место в области возмещения НДС, уплаченного по материальным ресурсам, приобретаемым для производства и реализации облагаемых налогом товаров (работ, услуг), занимает вопрос компенсации налога по производственным фондам, длительно используемым в этих процессах. В зависимости от возможностей бюджета такие вопросы могут решаться через законодательство путем установления срока возмещения НДС.

В настоящее время, согласно последним изменениям и дополнениям налогового законодательства в части исчисления НДС, налог, уплаченный при приобретении основных средств и нематериальных активов, принимается к возмещению (зачету) в полном размере по мере принятия их к бухгалтерскому учету независимо от передачи в эксплуатацию у всех налогоплательщиков.

Однако по-прежнему не принимается к зачету НДС по вводимым в эксплуатацию законченным капитальным строительным объектам независимо от источника финансирования. При этом в проекте специальной части Налогового Кодекса, рассматриваемого в настоящее время в Правительстве РФ, возмещение НДС по таким объектам предусмотрено.

1.3. Зарубежный опыт налогообложения добавленной стоимости (на примере Италии и Франции)

Для современных государств характерно расширяющееся и усиливающееся вмешательство в различные сферы экономической жизни.

Основным инструментом государственного регулирования является налоговая политика и финансовое воздействие на частное предпринимательство. Осуществляя это воздействие, государство, как правило, ставит следующие главные цели:

- достижение постоянного устойчивого экономического роста;

- обеспечение стабильности цен на основные товары и услуги;

- обеспечение полной занятости трудоспособного населения;

- обеспечение определенного уровня доходов населения;

- создание системы социальной защищенности граждан;

- равновесие во внешнеэкономической деятельности.

НДС был введен в Италии с 1 января 1973 года в порядке реализации решений стран-участниц ЕЭС по сближению своих финансовых систем, на три года позже, чем это было сделано другими странами. НДС значительно упростил косвенное налогообложение, заменив собой существовавший ранее налог с оборота и более 20 акцизов. В настоящее время этот налог составляет 67 % в общей сумме косвенных налогов.

НДС взимается с покупателя подавляющего большинства товаров и услуг на каждой стадии их производства и продвижения к конечному потребителю. При этом сумма налога, прибавляемая к стоимости товара, определяется исходя из его рыночной цены и установленной ставки налога. Общая стоимость изделий, включая налог, оплачивается потребителями на следующей стадии производства продукции и входит в ее себестоимость (формально счета-фактуры, предъявляемые продавцами к оплате, показывают покупателю отдельно цену товара и величину налога). В то же время налог уплачиваемый предприятиями в бюджет представляет собой разницу между налогом, включаемым в стоимость товара (полученных с потребителя) и налогов, возмещенным изготовителям за поставку материалов и комплектующих изделий. Таким образом, налог рассчитывается пропорционально стоимости, добавленной на соответствующей стадии обработки.

В качестве промежуточных плательщиков НДС выступают промышленники, торговцы, ремесленники, а также различные организации, в том числе государственные, которые поставляют обществу товары и услуги в ходе их нормальной деятельности.

Малочисленные исключения, при которых НДС не взимается, касаются операций, которые не ведут к возрастанию национального дохода, а всего лишь перераспределяют его. Сюда относятся купля-продажа акций, облигаций, земель, действующих предприятий, сделки по слиянию предприятий. Фактически освобожден от обложения этим налогом экспорт товаров. Но экспортеры не освобождены от документального оформления своих операций для налоговых органов.

Перечисление НДС фискальным органам производится, как правило, ежемесячно, по итогам предшествующего месяца. В случае отрицательного результата налогоплательщик может погасить эту разницу в последующие месяцы.

Для упрощения процедуры взимания НДС с мелких предприятий с 1985 году был введен новый принцип определения добавленной стоимости создаваемый на мелких предприятиях и лицами "свободных" профессий. Расчет суммы добавленной стоимости производится не на основании бухгалтерских книг с целью уточнения полученных доходов и произведенных затрат ( как это делается на крупных предприятиях). По новому закону добавленная стоимость исчисляется путем уменьшения валовой выручки предприятия на специальный коэффициент (в процентах), который устанавливается индивидуально для различных видов деятельности в производственной сфере и сфере услуг (от 40 до 97 %). Самый высокий коэффициент (97 %) установлен для торговцев бензином. НДС взимается по дифференцированным ставкам. В настоящее время их пять:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.