Анализ данных показывает, что среди расходов федерального бюджета все большее место занимают затраты на оказание финансовой помощи другим бюджетам бюджетной системы - 30,37%. На втором месте расходы на национальную оборону - 14,64%. И на третьем месте расходы по обслуживанию государственного долга, возникающего при использовании государственного кредита для покрытия дефицита бюджета, - 11,79% всех расходов.
Структура расходов в федеральном бюджете на 2003 год
Далее проанализируем данные на 2004 год.
Доходы, млн. руб.
Расходы, млн. руб.
ВВП, млрд. руб.
Инфляция, % (декабрь 2004 к декабрю 2003)
2742850,4
2659447,0
15300
10
Федеральный бюджет на 2004 год был утвержден по расходам в сумме 2659447,0 млн. рублей и по доходам в сумме 2742850,4 млн. рублей, исходя из прогнозируемого объема ВВП 15300 млрд. рублей и уровня инфляции 10% (декабрь 2004 к декабрю 2003).
По сравнению с прошлым годом доходы увеличились на 325058,6 млн. рублей (а это на 13,4%), а расходы увеличились на 313805,6 млн. рублей (т.е. на 13,4%). Объем ВВП увеличился на 2250 млрд. рублей (т.е. на 17,2%).
Данные свидетельствуют, что 91,50% всех доходов бюджета составляют налоговые доходы.
Неналоговые доходы составляют только 7,99% от всех доходов бюджета.
Доходы целевых бюджетных фондов составляют 0,51%.
При сравнении с предыдущим годом видим, что налоговые доходы на 0,71% уменьшились. Неналоговые доходы увеличились на 0,89%. Доходы целевых бюджетных фондов увеличились на 0,18%.
52,54 % налоговых доходов бюджета составляет налог на добавленную стоимость.
Сравнив данные с прошлым годом, видим, что налог на добавленную стоимость уменьшился на 9,76%.
Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции увеличились на 7,96%.
Платежи за пользование природными ресурсами увеличился на 3,81%.
Налоги на прибыль организаций уменьшились на 2.44%.
Прочие налоги, пошлины и сборы уменьшились на 0,03%.
Налог на операции с ценными бумагами не изменился.
Анализ данных показывает, что среди расходов федерального бюджета все большее место занимают затраты на оказание финансовой помощи другим бюджетам бюджетной системы - 30,61%. На втором месте расходы на национальную оборону - 15,47%. И на третьем месте расходы на правоохранительную деятельность - 11,68%. А расходы по обслуживанию государственного долга теперь находятся на 4 месте и составляют 10,81% всех расходов.
По сравнению с прошлым годом расходы на оказание финансовой помощи другим бюджетам бюджетной системы увеличились на 0,24%. Расходы на национальную оборону увеличились на 0,83%. Расходы по обслуживанию государственного долга уменьшились на 0,98%.
Далее проанализируем данные на 2005 год
Инфляция, % (декабрь 2005 к декабрю 2004)
3 326 041,1
3 047 929,3
18 720
7,5 - 8,5
Федеральный бюджет на 2005 год был утвержден по расходам в сумме 3047929,3 млн. рублей и по доходам в сумме 3326041,1 млн. рублей, исходя из прогнозируемого объема ВВП 18720 млрд. рублей и уровня инфляции 7,5-8,5% (декабрь 2005 к декабрю 2004).
По сравнению с прошлым годом доходы увеличились на 583190,7 млн. рублей (это - 21,3%), а расходы увеличились на 388482,3 млн. рублей (это - 15%). Объем ВВП увеличился на 3420 млрд. рублей (это - 22,4%).
А по сравнению с 2003 годом доходы увеличились на 908249,3 млн. рублей (это - 38%), а расходы увеличились на 702287,9 млн. рублей (это - 30%). Объем ВВП увеличился на 5670 млрд. рублей (это - 43,5%).
Анализ данных показывает, что среди расходов федерального бюджета все большее место занимают затраты на оказание финансовой помощи другим бюджетам бюджетной системы - 31,32%. На втором месте расходы на национальную оборону - 17,43%. И на третьем месте общегосударственные вопросы.
По сравнению с прошлым годом расходы на оказание финансовой помощи другим бюджетам бюджетной системы увеличились на 0,71%. Расходы на национальную оборону увеличились на 1,96%.
Все материалы взяты из источника 30.
3. Проблемы бюджетной системы и пути их решения
Пока мы не решим системные проблемы - реформы бюджетной системы, образования, здравоохранения, пока не завершим банковскую, налоговую реформы, мы и в этих точечных проектах будем сталкиваться с нерешенными системными проблемами. Мы должны найти источники роста, которые не угробили бы экономику, и должны быть очень осторожны в выборе средств. (1)
Наиболее острой бюджетной проблемой Президент назвал несбалансированность ресурсов и обязательств. С первой характеристикой спорить практически невозможно. Расходы на образование, культуру, медицину и т.д. по-прежнему остаются крайне небольшими. Социальные гарантии, финансирование которых по-прежнему лежит на бюджете, непосильны, и их избыточность не позволяет снижать налоги. Нечетко разграничены полномочия бюджетов различных уровней. При этом 60% налоговых доходов сосредоточены в 12 регионах; остальные же не имеют достаточной базы для финансирования своих обязательств. (2)
Заложив в основу бюджетного проекта «консервативный» бюджетный прогноз, Правительство фактически проводит ненавязчивую политику сокращения бюджетных расходов. Ведь реальные доходы оказываются выше запланированных, а непроцентные расходы остаются примерно равны плану. Таким образом, реальная доля непроцентных расходов снижается, причем происходит это «мягко», без нежелательных социальных «эксцессов». Государство ограничивает потребление, не используя все бюджетные доходы для наращивания расходов. Это необходимо как для приведения бюджетных обязательств в соответствие с новой ролью государства, так и с точки зрения денежной политики -- иначе бы деньги быстро обесценивались инфляцией.
Бюджет остается недостаточно прозрачным. Структура расходов по-прежнему не вполне адекватна бюджетополучателям. Это не позволяет полноценно контролировать исполнение бюджета, целевое расходование бюджетных средств. Пока не совпадают суммы средств, расписанных по функциональной (на что тратятся средства) и экономической (кому средства выделяются) классификации. Примерно две трети всех средств федерального бюджета не расписаны по экономической классификации.
Необходим перевод Минобороны на казначейскую систему исполнения бюджета. Иначе невозможно контролировать расходы. Вообще система финансирования армии, по мнению экспертов, слишком запутана и многоступенчата. Расшифровка военных расходов не соответствует бюджетной классификации. Для того чтобы военный бюджет стал прозрачным, требуется огромная организационная работа, и это задача должна стать приоритетной на государственном уровне. Иначе выделяемые армии деньги так и будут расходоваться неэффективно.
К сожалению, бюджет остается нейтральным по отношению к реальному хозяйству. Поскольку основные средства идут на выплату долга и финансирование «силовых структур», на поддержку социально-хозяйственной инфраструктуры и промышленные инвестиции средств практически не остается. Конечно, государственные инвестиции в последние годы не были чересчур эффективными. Однако как раз сейчас у государства есть средства для поддержки инфраструктурных проектов, которые частный бизнес пока не готов финансировать. Эти возможности не используются. Необходимо специальной строкой выделить средства на образовательную, военную и судебную реформу.
Распределение доходов и расходов между центром и регионами остается «больной» проблемой бюджетной системы. Пока доходные полномочия и расходные обязанности четко не зафиксированы и не поставлены друг другу в соответствие. Очевидно, что в ближайшие годы распределение доходов и расходов между бюджетами будет выверяться заново. (2)
Можно утверждать: проблема неплатежей, невыплат заработной платы, пенсий, денежного довольствия (а отсюда социально - политическая напряженность в стране) - прямое следствие отсутствия эффективной системы кассового исполнения бюджета. Система движения бюджетных средств через счета многих коммерческих банков и бесконтрольного распоряжения ими администрациями многих государственных предприятий и учреждений настолько неэффективна с точки зрения государственных интересов, что положение дел пытались исправить достаточно давно.(3)
3.3 Основные направления экономической и социальной политики
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9