Рефераты. Правовой режим целевых государственных и местных денежных фондов

Таким образом, приобретение жилья для сотрудников дорожного фонда не может рассматриваться как деятельность по управлению дорожным хозяйством.

При таких обстоятельствах вынесенное Ивановским областным судом решение по данному делу является законным и обоснованным, в связи с чем подлежащим оставлению без изменения. Определение Верховного Суда РФ № 7-Г04-14 от 17.11.2004 // СПС Гарант.

Целевые бюджетные фонды могут создаваться не только на федеральном уровне. Действующая бюджетная классификация (раздел 3100) предусматривает возможность формирования территориальных дорожных и экологических фондов, территориальных фондов воспроизводства минерально-сырьевой базы, а также целевых бюджетных фондов субъектов Российской Федерации, которые утверждаются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.

Например, в Красноярском крае действует целевая программа «Безопасность музейных и библиотечных фондов Красноярского края» на 2002 - 2006 годы, Закон Красноярского края «О краевой целевой программе «Безопасность музейных и библиотечных фондов красноярского края» на 2002 - 2006 год» от 02.11.2001 № 16-1568 (ред. от 18.02.2005) // Красноярский рабочий от 28.11.2001, № 223, Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края от 31.12.2004, № 37. небезызвестный (хотя и скандальный) целевой бюджетный фонд «Правопорядок» Закон Красноярского края «О краевом целевом бюджетном фонде «Правопорядок» от 05.12.2000 № 12-1021 (ред. от 26.04.2004) // Красноярский рабочий от 21.12.2000, № 235, Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края от 31.05.2004, № 14., в городе Красноярске - целевой внебюджетный фонд развития системы инженерной и социальной инфраструктуры и благоустройства города Красноярска Решение Красноярского городского Совета «О бюджете целевого внебюджетного фонда развития системы инженерной и социальной инфраструктуры и благоустройства города Красноярска на 2005 год» от 01.03.2005 № 5-91 // Городские новости от 09.04.2005, № 37/1. и т.д.

2. Правовой режим целевых бюджетных фондов

Трансформация отдельных внебюджетных фондов в целевые бюджетные фонды была нацелена на борьбу с распылением государственных средств и на восстановление государственного финансового контроля за их целевым использованием.

Определяя целевой бюджетный фонд, законодатель выделяет такие его основные характеристики, как:

1) законодательная основа формирования целевого бюджетного фонда;

2) образование фонда в составе бюджета;

3) пополнение фонда за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений;

4) использование средств фонда по отдельной смете;

5) использование средств фонда исключительно на цели, соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.

В разные периоды времени в состав федерального бюджета включались: Федеральный дорожный фонд Российской Федерации, Федеральный экологический фонд Российской Федерации, Федеральный фонд Министерства РФ по налогам и сборам и Федеральной службы налоговой полиции РФ, Государственный фонд борьбы с преступностью, Федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы, Целевой бюджетный фонд содействия военной реформе, Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов, Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов, Фонд контрольно - ревизионных органов Министерства финансов РФ, Фонд развития таможенной системы Российской Федерации, Фонд развития Федеральной пограничной службы, Фонд Министерства РФ по атомной энергии и др.

Целевой бюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда. Ст. 17 Бюджетного Кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 09.05.2005) // СЗ РФ от 03.08.1998, № 31, ст. 3823, СЗ РФ от 09.05.2005, № 19, ст. 1756.

Целевые бюджетные фонды денежных средств создаются в бюджетах для направленного финансирования наиболее при-оритетных отраслей народного хозяйства, государственных про-грамм или конкретных регионов. Целевые бюджетные фонды создаются в основном на федеральном уровне в силу Закона РФ о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год. Положения об этих фондах устанавливаются Правительством РФ. Однако не исключена возможность создания аналогичных фондов на уровне субъектов Федерации и административно-территориальных образований. Особенностью целевых бюджет-ных фондов является то, что они, как и бюджет, действуют в течение одного года, после чего создаются вновь или прекраща-ют свое существование.

В 1998 г. на федеральном уровне в соответствии с Законом РФ «О федеральном бюджете на 1999 год» Федеральный закон «О федеральном бюджете на 1999 год» от 22.02.1999 № 36-ФЗ (ред. от 02.01.2000) // СЗ РФ от 01.03.1999, № 9, ст. 1093, СЗ РФ от 10.01.2000, № 2, ст. 156. были созданы следующие целевые бюджетные фонды: фонд государственной поддержки завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и при-равненные к ним местности, фонд финансовой поддерж-ки важнейших отраслей народного хозяйства.

Этот фонд образован впервые в федеральном бюджете в 1993 г. В соответствии с Положением об этом фонде, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1994 г. Постановление Правительства РФ «О федеральном фонде государственной финансовой поддержки завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности» от 23.04.1994 № 385 (ред. от 08.05.1996) // СЗ РФ от 02.05.1994, № 1, ст. 26, СЗ РФ от 13.05.1996, № 20, ст. 2356., фонд создан для обеспечения гарантированного снаб-жения населения и предприятий северных регионов нефтью, нефтепродуктами, топливом, продовольствием, медикамента-ми, лекарственными средствами, а также продукцией произ-водственно-технического назначения. Источниками образова-ния этого фонда являются: средства федерального бюджета, процентные платежи за использование средств этого фонда на возвратной основе, внебюджетные средства. Основным источ-ником формирования фонда являются бюджетные ассигнова-ния. Их размер определяется законом о федеральном бюджете на предстоящий год. Использование средств фонда осуществляется путем предоставления возвратных ссуд регионам, а также предприятиям, производящим закупку и завоз продукции в порядке централизованных поставок. Средства фонда аккуму-лируются Министерством финансов РФ на специальном счете. Аналогичные фонды могут быть созданы на региональных уровнях.

Целевые бюджетные фонды - весьма подвижное явление в финансовой системе РФ. Правовые нормы, регулирующие поря-док образования и использования этих фондов, составляют часть правового института «бюджетное право».

 Доходы федеральных целевых бюджетных фондов обособленно учитываются в доходах федерального бюджета по ставкам, установленным налоговым законодательством Российской Федерации, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Ст. 54 Бюджетного Кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 09.05.2005) // СЗ РФ от 03.08.1998, № 31, ст. 3823, СЗ РФ от 09.05.2005, № 19, ст. 1756.

Согласно ч. 3 ст. 39 Бюджетного кодекса РФ в составе доходов бюджетов обособленно учитываются доходы бюджетных уровней. При этом, денежные средства считаются зачисленными в доход соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда с момента совершения Банком России или кредитной организацией операции по зачислению (учету) денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет, бюджет государственного внебюджетного органа (ч. 2 ст. 40 Бюджетного кодекса РФ). Постановление ФАС Центрального округа от 09.03.2005 № А64-5539/04-13 // СПС Гарант.

Необходимо отличать целевые бюджетные фонды от резервных фондов. Согласно ст. 81 БК РФ под резервным фондом бюджета следует понимать совокупность бюджетных средств, предназначенных для покрытия потребностей государства и местного самоуправления, носящих случайный, но вероятный характер. Случайность таких потребностей выражается в том, что при составлении, рассмотрении и утверждении соответствующего бюджета нельзя предвидеть, возникнут они или нет. Их вероятность состоит в том, что при составлении, рассмотрении и утверждении соответствующего бюджета допускается возможность их наступления.

Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно - восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году.

Необходимо отметить еще одну особенность целевых бюджетных фондов. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов предусматривает, что все бюджетные расходы должны покрываться общей суммой доходных поступлений в бюджет и поступлений из источников финансирования бюджетного дефицита. При этом устанавливается запрет специализации источников покрытия расходов бюджета: доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Химичева Н. И. - М.: Юристъ, 2003. - С. 341.

Бюджетный кодекс РФ допускает три исключения из упомянутого запрета специализации источников. В том числе, с определенными расходами бюджета могут быть увязаны доходы целевых бюджетных фондов.

Пункт 3 статьи 39 БК РФ предусматривает, что в составе доходов бюджетов обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов. Речь идет о доходах:

а) территориальных дорожных фондов (налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств, прочие поступления);

б) территориальных экологических фондов;

в) территориальных фондов воспроизводства минерально-сырьевой базы;

г) всех прочих целевых бюджетных фондов субъектов Российской Федерации, утверждаемых законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.

Следует признать, что в последнее время институт целевых бюджетных фондов на федеральном уровне игнорируется. Согласно ст. 5 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2005 г.» упразднен последний из существовавших целевых бюджетных фондов - ЦБФ Министерства Российской Федерации по атомной энергии. Видимо, это связано со стремлением использовать бюджетные средства по своему усмотрению, что, в целом, может поспособствовать гибкости финансовой системы РФ, однако может привести и к злоупотреблениям в определенных сферах.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.