Рефераты. Правовое регулирование деятельности налоговых органов

Гражданская война и хозяйственная разруха привели к политике военного коммунизма, когда частная торговля полностью запрещалась, вводились плановое снабжение населения товарами первой необходимости (карточная система), трудовая повинность, продразвер-стка и т.п. До марта 1922 г. натуральный налог выплачивался сеном и соломой, картошкой и капустой, медом и другими продуктами питания, всего около 20 наименований. Это не могло не сказаться на равномерности и полноте обложения сельского населения. Дело осложнилось и тем, что налоги в начале 20-х годов взимались различными органами. Так, продо-вольственный налог собирался наркоматом продоволь-ствия; подворно-денежный налог -- местными органами власти; трудналог в денежной части -- наркоматом финансов, а в натуральный -- наркоматом труда.

В период НЭПа основной задачей налоговой политики Советского государства, наряду с другими задачами, стало вытеснение частника из всех сфер производства, усиление обложения капиталистических элементов. В новых экономических условиях начинают меняться характер налогов, их значимость в обеспече-нии доходной части бюджета. В 1928 г. была проведена реформа сельхозналогов и уже к 1930 г. дифференциация налоговых платежей оказалась такова, что 2,8% крепких хозяйств обязывались выплатить 29,6% всего сельскохозяйственного налога. Остальные 70% налога возлагались на середняцкие хозяйства, которые в структуре сельского населения занимали 60,4%. Свыше трети всех крестьянских хозяйств освобождались от выплаты сельхозналога из-за бедности. 22 Дьяченко Е.П. История финансов в СССР. М.,1978. С. 202-203.

Одновременно с реформой налоговой системы началось строительство нового налогового аппарата. В соответствии с Положением о Народном комиссариате финансов, утвержденным ВЦИК 26 июля 1921 г., в составе Наркомфина было создано организационно-на-логовое управление, которое позднее переименовали в управление налогами и государственными доходами.

В 1925 г. Наркомфин СССР принял Положение о наружном налоговом надзоре, где определялись права, обязанности, задачи и функции финансовых инспекто-ров, их помощников и финансовых агентов. На наружный налоговый надзор возлагалось обследование плательщиков налогов, изучение источников их дохо-дов, объектов налогообложения. Ведение окладного счетоводства (карточки недоимок, книги, отчетные ведомости и др.) передавалось кассовым органам, а взимание платежей -- налоговым агентам.

К 1930 г. налоговый аппарат Наркомфина СССР превысил 17 тыс. человек. Из них половина работала в финансовых органах, а остальные входили в аппарат наружного налогового надзора. Учитывая, что к этому времени с капиталистическим элементом как в городе, так и на деревне в - основном было покончено, налоговая реформа 1930 г. внесла изменения и в организацию налогового аппарата. Основным звеном системы стала налоговая инспекция -- структурное подразделение районных и городских финансовых отделов. К руководящим и контролирующим звеньям относились налоговые отделы краевых, областных и городских (с районным делением) финансовых органов, управления налогов и сборов наркоматов финансов союзных республик и Наркомата финансов СССР.

В 1959 г. были произведены очередные перемены в структуре налоговых органов. Управление налогов и сборов, налоговые отделы и инспекции были переимено-ваны соответственно в управления, отделы и инспекции государственных доходов. Их функции практически не изменились. Управление государственных доходов Мини-стерства финансов СССР продолжало заниматься планиро-ванием поступлений налогов и других доходов в целом по Союзу и по союзным республикам, следило за выполнением плана поступлений платежей в государственный бюджет; разрабатывало проекты ставок налога с оборота на промышленные и продовольственные товары, проводило ревизии, проверки и обследования работы по государственным доходам в Министерствах финансов союзных республик, а также в местных финансовых органах, выполняло другие работы. В союзных республиках аналогичные функции выполнялись Управлением государственных доходов Министерства финансов союзной республики. В краях, областях, автономных республиках, автономных обла-стях, национальных округах были созданы отделы государственных доходов.

На сотрудников районных (городских) инспекций государственных доходов возлагался постоянный конт-роль за поступлением от предприятий и организаций платежей в бюджет; проведением документальных прове-рок по полученным отчетам, первичным бухгалтерским документам. Инспекторы и экономисты разрабатывали предложения по обеспечению своевременного выполне-ния планов поступления платежей в бюджет; изыски-вали дополнительные источники доходов, вели учет предприятий и организаций, обязанных вносить плате-жи в бюджет, выполняли другие контрольные функции. Отход от административно-командной модели разви-тия экономики и переход к рыночным отношениям потребовали радикальных перемен не только в налого-вом законодательстве. Возникла настоятельная необхо-димость в реорганизации налоговых органов.

1.3 Государственная налоговая служба.

Государственные налоговые инспекции появились в 1990 году, в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 24.01.90 г. № 76 "О Государственной налоговой службе РСФСР"11 Собрание постановлений правительства СССР.1990.№ 7.ст.28.

2 Ведомости съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР.1990.№ 22.ст.394.

3 Ведомости съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР.1991.№ 15.ст.492. Правовое положение данной структуры закреплялось Законом СССР от 21.05.90 г. "О правах, обязанностях и ответственности государственных налоговых инспекций."24 Российская газета от 13 января 1992 года. Основной, регламентирующий правовой статус Госналогслужбы, закон '' О государственной налоговой службе РСФСР ''3 был принят 21.03.1991 г.

31 декабря 1991 года Указом Президента РФ "О государственной налоговой службе РФ"4 органы налоговой службы были выделены из Министерства финансов РФ и преобразованы в систему центральных органов государственного управления с подчинением Президенту и Правительству РФ.

В марте 1992 года при налоговой службе были образованы специальные подразделения по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений налогового законодательства, а также обеспечению безопасности деятельности этой службы и ее сотрудников, под названием- Главное управление налоговых расследований. В последствии., в июне 1993 года, это подразделение было преобразовано в федеральные органы Налоговой полиции , как самостоятельный орган.

Правовой статус инспекций был закреплен в Законе РФ ''О Государственной налоговой службе РСФСР''.

1 Ведомости съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР.1991.№ 15.ст.492

Главные задачи инспекций определялись в виде контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ. Исходя из этих задач определены права и обязанности налоговых инспекций и их должностных лиц. . Здесь же предусматривалась ответственность государственных на-логовых инспекций и их должностных лиц за совершенные по службе правонарушения, социальные гарантии сотрудников налоговых инспекций и их семей в случае гибели или получения увечий сотрудниками при исполнении служебных обязанностей.

Полномочия налоговой службы можно было разделить на четыре группы:

полномочия, обеспечивающие необходимые условия для осуществления контроля, т.е. право производить у налогоплательщиков проверки документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, получать документы, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщиков, и копии с них, право обследовать производственные, складские, торговые и иные помещения предприятий, учреждений, организаций и граждан, используемые для извлечения доходов либо связанные с содержанием объектов налогообложения т.д.;

полномочия по пресечению нарушений налогового законодательства, т.е. право требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых предприятий, учреждений, организаций , а также от граждан устранения выявленных нарушений налогового законодательства и контролировать их выполнение, право приостанавливать операции предприятий, учреждений, организаций и граждан по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово - кредитных учреждениях в случаях непредставления госналогинспекциям и их должностным лицам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет;

полномочия по применению восстановительных мер, выражающихся во взыскании недоимок по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, а именно право взыскивать в бюджет недоимки по налогам и другим обязательным платежам, а также суммы штрафов и иных санкций, предусмотренных налоговым законодательством;

полномочия по применению мер ответственности за нарушение налогового законодательства. Ст. 7 Закона РФ ''О Государственной налоговой службе РСФСР''

Вместе с тем следует отметить, что многочисленные пробелы и противоречия в налоговом законодательстве приводили на практике к неоправданному расширению дискреционных (осуществляемых по своему усмотрению) полномочий налоговых органов, как способу восполнения (компенсации ) механизмов правового регулирования.

Налоговая система России сложилась в 1991-1992 г., в период кардинальных экономических преобразований, перехода к рыночным отношениям. Отсутствие опыта правового регулирования реальных налоговых отношений, сжатые сроки, отпущенные на разработку законодательства, экономический и социальный кризис в стране - все это непосредственно повлияло на её становление. Существовавшая налоговая система создавалась на базе опыта зарубежных стран, благодаря чему она по общей структуре и принципам построения в основном соответствовала общераспространенным в мировой экономике системам налогообложения. Однако основные элементы российской налоговой системы не копировались полностью, а формировались с учетом национальной специфики. В процессе становления новой налоговой системы законодателем не было сформировано ни одного налогово-правового принципа, не был четко выработан налогово-терминологический инструментарий, что в дальнейшем негативно сказалось на становлении всей финансовой системы России, а также на развитии налоговой политики в стране.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.