Рефераты. Порядок исчисления и уплаты акцизов

Поручительство должно предусматривать обязанность банка уплатить сумму акциза и соответствующую пеню в случаях непредставления в порядке и сроки, которые установлены пунктом 6 ст. 198 Кодекса, налогоплательщиком документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров, и неуплаты им налога и (или) пени.

Если такое поручительство или банковская гарантия отсутствуют, то налогоплательщик обязан уплатить акциз в соответствии с общим порядком, предусмотренным для операций по реализации подакцизных товаров на территории Российской Федерации, а именно:

в день отгрузки бензина автомобильного и дизельного топлива и в день оплаты моторного масла или в день передачи моторного масла, произведенного из давальческого сырья, помещенных под таможенный режим экспорта за пределы территории Российской Федерации, налогоплательщик начисляет по этим товарам сумму акциза по установленным налоговым ставкам;

начисленная по таким изделиям сумма акциза уплачивается налогоплательщиком в бюджет в сроки, предусмотренные в ст. 204 Кодекса.

Сумма акциза, уплаченная налогоплательщиками в бюджет по нефтепродуктам, вывезенным в таможенном режиме экспорта за пределы территории Российской Федерации, подлежит возврату после представления налогоплательщиком в налоговые органы документов, подтверждающих факт их экспорта, предусмотренных п. 6 ст. 198 Кодекса.

Возврат акциза производится в порядке, предусмотренном ст. 203 Кодекса, не позднее трех месяцев со дня представления налогоплательщиком указанных документов.

Хотелось бы особо подчеркнуть, что возврат из бюджета сумм акциза, уплаченных по экспортируемым подакцизным товарам (включая нефтепродукты), производится только непосредственно налогоплательщику. Соответственно, в случае, если подакцизный товар произведен из давальческого сырья, уплаченная сумма акциза должна быть возвращена налогоплательщику - производителю товара из давальческого сырья.

Например, организация передает собственную нефть на нефтеперерабатывающий завод для производства автомобильного бензина на принципах давальческого сырья. Затем нефтеперерабатывающий завод произведенный им автомобильный бензин передает организации - собственнику нефти, который реализует его в таможенном режиме экспорта за пределы территории Российской Федерации.

В данном случае объектом налогообложения акцизами является операция по передаче на территории Российской Федерации нефтеперерабатывающим заводом произведенного им из давальческого сырья автомобильного бензина собственнику указанного сырья.

Если нефтеперерабатывающий завод не представил в налоговый орган банковскую гарантию либо отсутствует поручительство банка, он должен начислить и уплатить акциз в общеустановленном порядке.

При расчетах между нефтеперерабатывающим заводом, который произвел автомобильный бензин из давальческого сырья, и организацией - собственником этого сырья к стоимости работы по производству этого бензина добавляется сумма акциза, исчисленная в установленном Кодексом порядке.

После представления в налоговый орган документов, подтверждающих факт экспорта, по перечню и в сроки, установленные п. 6 ст. 198 Кодекса, уплаченная сумма акциза возвращается налогоплательщику, то есть нефтеперерабатывающему заводу.

Порядок взаиморасчетов налогоплательщика (нефтеперерабатывающего завода) с собственником давальческого сырья должен быть предусмотрен условиями договора, заключенного между ними.

Документы, подтверждающие факт экспорта, должны быть представлены в налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика в обязательном порядке в течение 180 дней со дня реализации указанных товаров.

Таким образом, условием для освобождения налогоплательщика от уплаты акцизов либо возврата ему уплаченных сумм акциза по экспортированным товарам является также соблюдение налогоплательщиком сроков представления документов в полном объеме.

При представлении налогоплательщиком документов по истечении указанного срока оснований для освобождения его от уплаты акцизов либо возврата ему уплаченных сумм акцизов по таким товарам не имеется.

Обращаем внимание на то, что согласно Федеральному закону от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" в настоящее время режим налогообложения операций по реализации подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим экспорта за пределы территории Российской Федерации и вывозимых в государства - участники Содружества Независимых Государств, аналогичен действующему со странами дальнего зарубежья.

Этот порядок введен с 1 июля 2001 г., за исключением налогообложения подакцизных товаров, вывозимых в Кыргызскую Республику, Республику Армения и в Азербайджанскую Республику. Во взаимной торговле подакцизными товарами с Кыргызской Республикой и Республикой Армения режим налогообложения операций по реализации подакцизных товаров, аналогичный действующему со странами дальнего зарубежья, введен с 1 января 2001 г., а с Азербайджанской Республикой - с 1 апреля 2001 г.

Особое внимание обращаем на то, что с 10 сентября 2001 г. (даты введения Федерального закона от 07.08.01 N 118-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации") произошли принципиальные изменения в налогообложении операций по реализации нефтепродуктов (бензина автомобильного, дизельного топлива и масел для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей), помещенных под таможенный режим экспорта за пределы территории Российской Федерации.

Документы для подтверждения факта обоснованности освобождения от уплаты акцизов подакцизных нефтепродуктов, вывезенных в таможенном режиме экспорта за пределы территории Российской Федерации, приведены в соответствие с документами, предъявляемыми согласно ст. 165 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса, для налогообложения экспортированных нефтепродуктов налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0%.

Для того чтобы суммы акцизов, уплаченные по подакцизным нефтепродуктам, вывезенным за пределы территории Российской Федерации, были возвращены из бюджета, необходимо, чтобы налогоплательщик предъявил платежные документы и выписку банка, подтверждающие фактическое поступление выручки от реализации подакцизных нефтепродуктов на счет российского поставщика (комиссионера, поверенного, агента) в российском банке.

Если подакцизные нефтепродукты, произведенные из давальческого сырья, экспортируются не организацией - производителем, а их собственником, то должны быть представлены платежные документы и выписка банка, подтверждающие фактическое поступление всей выручки на счет собственника подакцизных нефтепродуктов.

Однако в случае, если произведенные из давальческого сырья нефтепродукты не реализуются, а передаются за пределами территории Российской Федерации собственнику давальческого сырья, из которого они произведены, выручки от реализации таких товаров просто нет. Соответственно, не может быть и документа, подтверждающего ее поступление на счет российского налогоплательщика.

Таким образом, с учетом нормы, предусмотренной п. 7 ст. 198 Кодекса, если произведенные из давальческого сырья подакцизные нефтепродукты передаются за пределами территории Российской Федерации собственнику давальческого сырья, то уплаченный налогоплательщиком - производителем на территории Российской Федерации акциз возврату из бюджета не подлежит.

Ст. 194 Кодекса установлено, что сумма акциза по каждому виду подакцизных товаров исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы:

С = А x О,

где : С - сумма акцизов,

А - налоговая ставка;

О - налоговая база.

На нефтепродукты установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения, а именно: в рублях за 1 т (п. 1 ст. 193 Кодекса)).

Налоговая база определяется как объем реализованных (переданных) нефтепродуктов в натуральном выражении (подпункт 1 пункта 2 статьи 187 Кодекса).

Согласно п. 6 ст. 1 Федерального закона от 07.08.01 г. N 118-ФЗ с 1 января 2002 года налогообложение подакцизных нефтепродуктов осуществляется по следующим единым на территории Российской Федерации налоговым ставкам:

Виды подакцизных товаров

Налоговая ставка в рублях

Бензин автомобильный с октановым
числом до "80" включительно


1512

Бензин автомобильный с иными
октановыми числами


2072

Дизельное топливо

616

Масло для дизельных и (или)
карбюраторных (инжекторных)
двигателей



1680

Согласно ст. 200 Кодекса налогоплательщик имеет право начисленную в соответствии со ст. 194 Кодекса сумму акцизов уменьшить на сумму налоговых вычетов.

Вычетам подлежат суммы акцизов, уплаченные при приобретении подакцизных товаров, использованных в качестве сырья для производства других подакцизных товаров.

При передаче подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья (если давальческим сырьем являются подакцизные товары), вычетам подлежат суммы акциза, уплаченные собственником давальческого сырья при его приобретении, либо исчисленные и уплаченные его собственником при передаче на переработку на давальческой основе.

Обращаем внимание на то, что указанные вычеты производятся только в случае, если ставки акциза на подакцизные товары, используемые в качестве сырья, и ставки акциза на подакцизные товары, произведенные из этого сырья, определены на одинаковую единицу измерения налоговой базы.

Например, в случае, если организацией в результате осуществления процесса смешения автомобильного бензина с октановым числом до "80" с высокооктановыми добавками производится бензин автомобильный новой марки и нового качества (с октановым числом выше "80"), то сумма акциза, начисленная при реализации (передаче) произведенного бензина, уменьшается на сумму акциза, уплаченного при приобретении использованного бензина, поскольку налоговая ставка установлена в расчете на одинаковую единицу измерения налоговой базы - одну тонну бензина.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.