Рефераты. Планирование и распределение прибыли

Теперь следует учесть изменение прибыли в нереализованных остатках готовой продукции на начало ( 10 тыс. ден. ед. ) и на конец планируемого периода ( 5 тыс. ден. ед.) : 10+160-5 = 165 тыс. ден. ед.

В отличии от метода прямого счета аналитический метод планирования прибыли показывает влияние факторов на величину прибыли, но и он в достаточной степени не учитывает влияние всех меняющихся условий хозяйствования на финансовые результаты и не обеспечивает их достоверности прежде всего из-за постоянно меняющихся условий хозяйствования [11, 8].

3. Распределение и использование прибыли на предприятии

3.1 Подходы к распределению прибыли на предприятии

Объектом распределения является балансовая прибыль предприятия. Под ее распределением понимается направ-ление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регу-лируется в той се части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Определение направлений расходования прибыли, остающей-ся в распоряжении предприятия, структуры статей ее исполь-зования находится в компетенции предприятия.

Принципы распределения прибыли можно сформулиро-вать следующим образом:

прибыль, получаемая предприятием в результате произ-водственно-хозяйственной и финансовой деятельности, рас-пределяется между государством и предприятием как хозяйствующим субъектом;

прибыль для государства поступает в соответствующие бюджета в виде налогов и сборов, ставки которых нс могут быть произвольно изменены. Состав и ставки налогов, по-рядок их исчисления и взносов в бюджет устанавливаются за-конодательно;

величина прибыли предприятия, оставшейся в его распо-ряжении после уплаты налогов, не должна снижать его за-интересованности в росте объема производства и улучшении результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности;

прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь направляется на накопление, обеспечиваю-щее его дальнейшее развитие, и только в остальной части - на потребление [17].

На предприятии распределению подлежит чистая при-быль, т.е. прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей. Из нее взыскиваются санкции, уплачиваемые в бюджет и неко-торые внебюджетные фонды.

Распределение чистой прибыли отражает процесс форми-рования фондов и резервов предприятия для финансирования потребностей производства и развития социальной сферы.

В современных условиях хозяйствования государство не устанавливает каких-либо нормативов распределения прибы-ли, но через порядок предоставления налоговых льгот сти-мулирует направление прибыли на капитальные вложения производственного и непроизводственного характера, на бла-готворительные цели, финансирование природоохранных ме-роприятий, расходов по содержанию объектов и учреждений социальной сферы и др. Законодательно ограничивается раз-мер резервного фонда предприятий, регулируется порядок формирования резерва по сомнительным долгам.

Распределение чистой прибыли - одно из направлений внутрифирменного планирования, значение которого в усло-виях рыночной экономики возрастает. Порядок распределе-ния и использования прибыли на предприятии фиксируется в уставе предприятия и определяется положением, которое разрабатывается соответствующими подразделениями эконо-мических служб и утверждается руководящим органом пред-приятия. В соответствии с уставом предприятия могут составлять сметы расходов, финансируемых из прибыли, либо образовывать фонды специального назначения: фонды накопления (фонд развития производства или фонд производ-ственного и научно-технического развития, фонд социально-го развития) и фонды потребления (фонд материального по-ощрения).

Смета расходов, финансируемых из прибыли, включает расходы на развитие производства, социальные нужды тру-дового коллектива, на материальное поощрение работников и благотворительные цели,

К расходам, связанным с развитием производства, отно-сятся расходы на научно-исследовательские, проектные, кон-структорские и технологические работы, финансирование разработки и освоения новых видов продукции и техноло-гических процессов, затраты по совершенствованию тех-нологии и организации производства, модернизации оборудования, затраты, связанные с техническим перевоору-жением и реконструкцией действующего производства, расширением предприятий. В эту же группу расходов вклю-чаются расходы по погашению долгосрочных ссуд банков и процентов по ним. Здесь же планируются затраты на про-ведение природоохранных мероприятий и др. Взносы пред-приятий из прибыли в качестве вкладов учредителей в создание уставного капитала других предприятий, средства, перечисляемые союзам, ассоциациям, концернам, в состав ко-торых входит предприятие, также считаются использованием прибыли на развитие [17, 19].

Распределение прибыли на социальные нужды включает расходы по эксплуатации социально-бытовых объектов, на-ходящихся на балансе предприятия, финансирование стро-ительства объектов непроизводственного назначения, организации и развития подсобного сельского хозяйства, проведения оздоровительных, культурно-массовых меро-приятий и т.п.

К затратам на материальное поощрение относятся едино-временные поощрения за выполнение особо важных произ-водственных заданий, выплата премий за создание, освоение и внедрение новой техники, расходы на оказание материаль-ной помощи рабочим и служащим, единовременные пособия ветеранам труда, уходящим на пенсию, надбавки к пенсиям, компенсация работникам удорожания стоимости питания в столовых, буфетах предприятия в связи с повышением цен и др.

Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, подразделяется на две части. Первая увеличивает имущество предприятия и участвует в процессе накопления. Вторая ха-рактеризует долю прибыли, используемой на потребление. При этом не обязательно всю прибыль, направляемую на на-копление, использовать полностью. Остаток прибыли, не ис-пользованной на увеличение имущества, имеет важное резервное значение и может быть в последующие годы на-правлен для покрытия возможных убытков, финансирования различных затрат.

Нераспределенная прибыль в широком смысле как при-быль, использованная на накопление, и нераспределенная прибыль прошлых лет, свидетельствуют о финансовой устой-чивости предприятия, о наличии источника дм последующе-го развития.

Распределение и использование прибыли товариществ и акционерных обществ имеют свои особенности, обусловлен-ные организационно-правовой формой этих предприятий.

3.2 Управление формированием прибыли

Достижение высоких результатов работы предприятия предполагает управление процессом формирования, распре-деления и использования прибыли. Управление включает анализ прибыли, ее планирование и постоянный поиск воз-можностей увеличения прибыли.

Экономическая прибыль - важнейшая стадия работы, пред-шествующая планированию и прогнозированию финансовых ресурсов предприятия, эффективного их использования. Ре-зультаты анализа служат основой для принятия управленчес-ких решений на уровне руководства предприятием и являются исходным материалом дня работы финансовых ме-неджеров.

В задачи анализа финансовых результатов входят

* оценка динамики показателей балансовой и чистой при-были;

* изучение составных элементов формирования балансо-вой прибыли;

* выявление и измерение влияния факторов, воздейству-ющих на прибыль;

* анализ показателей рентабельности;

* выявление и оценка резервов роста прибыли, способов их мобилизации.

Анализ динамики балансовой прибыли, темпов ее прирос-та в сопоставлении с динамикой величины и прироста чистой прибыли представляет значительный интерес. Результаты анализа могут свидетельствовать о снижении темпов прирос-та чистой прибыли по сравнению с балансовой, и наоборот. Полезную информацию можно почерпнуть из анализа дина-мики доли чистой прибыли в балансовой. Если доля чистой прибыли растет, это свидетельствует об оптимальной вели-чине уплачиваемых налогов, заинтересованности предпри-ятия в результатах работы и эффективном хозяйствовании [19].

Хорошие аналитические возможности заключены в таб-лице, составленной по данным о величине балансовой при-были, ее составных частей (прибыль от реализации продукции, работ, услуг; прибыли от прочей реализации; сальдо финансовых результатов от внереализационных опе-раций) за ряд лет.

Прибыль от реализации продукции, работ, услуг занимает наибольший удельный вес в структуре балансовой прибыли предприятия. Ее величина формируется под воздействием трех основных факторов: себестоимости продукции, объема реализации и уровня действующих цен на реализуемую про-дукцию. Важнейшим из них является себестоимость. Коли-чественно в структуре цены она занимает значительный удельный вес, поэтому снижение себестоимости очень замет-но сказывается на росте прибыли при прочих равных усло-виях. Динамика показателя себестоимости продукции интересна и с другой точки зрения. Снижение затрат в мас-штабе народного хозяйства страны свидетельствует об уров-не хозяйствования в целом и отражает положительные процессы в экономике.

На многих предприятиях существуют подразделения эко-номических служб, которые занимаются постатейным анали-зом себестоимости, изыскивают пути ее снижения. Но в значительной мере эта работа обесценивается инфляцией и ростом цен на исходное сырье и топливно-энергетические ресурсы. В условиях резкого роста цен и недостатка собст-венных оборотных средств у предприятий возможность при-роста прибыли в результате снижения себестоимости исключена.

Увеличение объема реализации продукции в натуральном выражении при прочих равных условиях ведет к росту при-были. Возрастающие объемы производства продукции, поль-зующейся спросом, могут достигаться с помощью капитальных вложений, что требует направления прибыли на покупку более производительного оборудования, освоение новых технологий, расширение производства. Этот путь сей-час для многих предприятий затруднен или почти невозмо-жен по причине инфляции, роста цен и недоступности долгосрочного кредита. Предприятия, располагающие сред-ствами и возможностями для проведения капитальных вло-жений, реально увеличивают свою прибыль, если обеспечивают рентабельность инвестиций выше темпов ин-фляции [16].

Не требует капитальных затрат ускорение оборачивае-мости оборотных средств, которое также ведет к росту объ-емов производства и реализации продукции. Однако инфляция достаточно быстро обесценивает оборотные сред-ства, предприятиями на приобретение сырья и топливно-энергетических ресурсов направляется все большая их часть, неплатежи покупателей и требуемая предоплата отвлекают значительную часть средств из оборота покупателей. Причи-нами неплатежей являются не только недостаток оборотных средств и неустойчивое финансовое положение предприятий, но и низкая финансово-расчетная дисциплина, недостатки в работе банковской системы, неразвитость вексельного обра-щения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.