Рефераты. Пенсионное обеспечение в Республике Беларусь на примере Свислочского отдела социальной защиты

7. Принцип экономической эффективности призван минимизировать социальные риски за счет рационализации использования всех ресурсов системы социальной защиты (административных, организационных, управленческих, финансовых, кадровых, временных) и оптимизировать их использование по заданным критериям.

Два последних принципа являются интегрирующими для системы социальной защиты и определяют возможности максимального охвата населения услугами системы социальной защиты и обеспечения достойного уровня жизни при ограниченной ресурсной базе.

Рассматривая систему социальной защиты как единое целое с определенными целями и задачами, нельзя не согласиться с тем, что число опор, уровней или компонентов, например, в пенсионной системе, или количество программ в системе социальной помощи, или в системе социальной защиты не имеет большого значения для оценки их функционирования. Наиболее важное значение отводится двум функциям: «..удовлетворения основных потребностей (направленной против бедности) и возмещения доходов (направленной на обеспечение соответствующего уровня жизни)». То есть наиболее существенным является решение вопроса, насколько эта система в качественном и количественном плане решает задачи преодоления бедности и обеспечения достойного уровня жизни населения.

Однако следует отметить, что получившая в последнее время широкое распространение и пропагандируемая Всемирным банком многоопорная система пенсионного обеспечения позволяет минимизировать социальные риски за счет диверсификации финансовых рисков, и в этой связи наличие различных опор или компонентов пенсионной системы является принципиально значимым и важным как основной инструмент диверсификации этих рисков.

Принимая во внимание сделанные выше выводы, можно синтезировать еще один принцип функционирования системы социальной защиты - принцип аддитивности, или диверсификации социальных рисков по элементам социальной защиты. Принцип аддитивности является интегрирующим для системы социальной защиты и означает, что уровень социальной защиты индивида определяется как совокупность уровней его социальной защиты по каждому элементу системы и не может быть меньше минимального уровня (социального стандарта), принятого в обществе.

В настоящее время в нашей республике почти 2,6 млн. граждан, или 26,5% населения, получают различные виды пенсий. На учете в органах по труду и социальной защите состоит 2454,4 тыс. пенсионеров, или каждый четвертый житель республики. Соотношение трудовой пенсии и средней заработной платы в республике за 2004 год составило 41,8%. Этот показатель, так называемый коэффициент замещения, является одним из самых высоких на всем постсоветском пространстве. К примеру, в Российской Федерации он на уровне лишь 28%. Это означает, что в Беларуси работающее поколение обеспечивает уровень пенсий по отношению к уровню своей заработной платы в 1,5 раза выше, чем в России.

Сейчас в Республике Беларусь действует распределительная система пенсионного обеспечения. Такая система предполагает необходимость отчислений определенной суммы, обычно взимаемой с каждого работника в виде процента от его заработной платы. Эти средства собираются в единое целое - фонд, из которого используются для обеспечения выплат пенсионерам. Распределительная система пенсионного обеспечения работает по формуле:

Число работающих х Зарплата х Процент отчислений = Число пенсионеров х Размер пенсии.

Эта формула прямо указывает, что чем меньше пенсионеров приходится на одного работающего, тем меньший процент отчислений ему надо делать для того, чтобы пенсионеры получали установленный им размер пенсии. Однако со времен СССР, когда была введена распределительная система пенсионного обеспечения, социально-экономические и демографические условия значительно изменились. На сегодняшний день в республике существует глобальная проблема - старение населения. В соответствии с классификацией ООН население считается старым, если доля лиц в возрасте 65 лет и старше превышает 7%. В Республике Беларусь этот показатель почти в 2 раза выше. Именно демографический кризис, связанный с ростом продолжительности жизни и резким падением рождаемости, привел к тому, что проблема реформирования пенсионной системы стала одной из наиболее острых в социальной политике государства. Резко растет доля лиц пожилого возраста в общей численности населения в отсутствие роста продолжительности жизни - за счет падения рождаемости. Так, в сравнении с 1990 годом рождаемость в стране упала более чем на треть; по предварительным данным, к 2025 году доля населения пенсионного возраста (женщины - 55 лет, мужчины - 60 лет) в республике составит 28%.

Нужно отметить, что проблемы общего старения населения, роста демографической нагрузки, разбалансировки коэффициентов, обеспечивающих комфортное существование действующего пенсионного обеспечения, наблюдаются не только в Беларуси, но и в целом в мире. (см. приложение №№ 5,6,7).

Таким образом, с каждым годом нагрузка на работающее население по покрытию расходов на пенсионное обеспечение увеличивается. Выходом из сложившейся ситуации при оставлении распределительной системы пенсионного обеспечения может быть увеличение размера отчислений и (или) увеличение пенсионного возраста. Однако введение таких мер противоречит в целом существующей политике нашего государства, поэтому ожидать по крайней мере увеличения пенсионного возраста не следует. Когда создавались первые системы социального обеспечения, ожидаемая в среднем продолжительность жизни была меньше пенсионного возраста, определенного государством, и, собственно, социальное обеспечение являлось страхованием на тот случай, если человек проживет «слишком долго». В большинстве развитых стран вследствие увеличения продолжительности жизни предполагается, что после выхода на пенсию люди проживут еще около 20 лет.

Решением сложившейся ситуации может быть переход от распределительной системы пенсионного обеспечения к накопительной.

Общий принцип накопительного метода применяется не только в системах пенсионного обеспечения, но и в практике граждан, стремящихся накопить какую-то сумму денег, - они ежемесячно откладывают денежные средства, размер которых находится в прямой зависимости от того, сколько денег им потребуется при наступлении определенной даты (пенсионного возраста). Если распределительный метод пенсионного обеспечения предполагает, что работающие лица обеспечивают средствами других, фактически находящихся на их иждивении лиц (находящиеся на пенсии получают деньги за счет налогов, уплачиваемых работающими гражданами, а точнее - работодателями за своих работников фонду оплаты труда), то при накопительном методе пенсионного обеспечения соблюдается принцип справедливости: чем больше человек зарабатывает (и, соответственно, отчисляет в виде процента от заработной платы), тем большая сумма у него будет накоплена к моменту выхода на пенсию.

Однако, отчисляя деньги на длительный срок, мы сталкиваемся с проблемой инфляции, поскольку со временем на одни и те же деньги мы можем приобрести все меньше и меньше вещей. При этом инфляция может быть высокой, но может быть и низкой. Инфляция - это плата за экономический рост, без которого страна рискует стать нищей.

При накопительной системе во избежание обесценивания денежных средств накопления пускают в оборот, т.е. инвестируют в какие-либо проекты, обещающие прибыль. На вложенные денежные средства начисляется процент. Аналогию данной схемы можно провести с размещением денежных средств на депозит в банке. Положить деньги на банковский депозит означает получить заранее определенный доход. При этом проценты могут начисляться по простой ставке или по сложной. В случае применения начисления процентов по сложной ставке учитывается еще и процент, начисленный за прошедший период, т.е. реинвестирование - включение в общую сумму инвестиций регулярно получаемой выгоды. Именно поэтому один из самых лучших методов накопления - это вкладывать средства так, чтобы иметь возможность реинвестировать регулярно получаемые доходы. Потому что основная цель накопления - создать максимальный размер капитала, используя как можно меньше регулярно инвестируемых средств.

Переход к накопительной системе пенсионного обеспечения также потребует понимания граждан, что чем больше будут в процессе осуществления трудовой деятельности отчисления, тем больший размер пенсии будет обеспечен при выходе на пенсию. Этого трудно достичь при существующей распределительной системе, т.к. действующая система напрямую зависит от внешних условий - спада производства, роста безработицы, расширения теневого рынка труда, уменьшения реальной заработной платы. Так как зависимость величины сбора пенсионных отчислений полностью зависит от размера зарплаты работающего, то результат очевиден: снижение числа официально работающих в совокупности с падением реальной заработной платы снижает величину сбора средств, которые идут на выплату пенсий. Кроме того, до сих пор существует проблема выплаты работникам двух видов заработной платы - «белой» и «черной». При этом «белая» зарплата составляет лишь небольшую величину, фигурируя в официальных отчетах. Введение накопительной системы пенсионного обеспечения должно улучшить сложившуюся ситуацию.

Накопительные пенсионные системы предполагают использование пенсионных взносов для приобретения финансовых активов. Их совокупность, состоящая к моменту выхода на пенсию из основного капитала (реально переведенного в систему) и накопленного капитала (как результат инвестиций), обеспечивает выплаты пенсий. Исследователи единодушно отмечают большую справедливость данной системы, поскольку она исходит из необходимости аккумулировать взносы на протяжении всей трудовой деятельности. Кроме того, когда данная система работает длительное время, она оказывается значительно устойчивее по сравнению с распределительной системой. В намеченных преобразованиях пенсионной системы Беларуси делается акцент на повышение личной ответственности за формирование средств для своего материального обеспечения в старости, в том числе путем участия в добровольных программах пенсионного страхования.

Можно сделать вывод о том, что стратегической задачей является создание стабильно функционирующей пенсионной системы, отвечающей интересам разных поколений, и обеспечение более высокого уровня жизни в старости и при нетрудоспособности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одной из ключевых задач в сфере пенсионного обеспечения является обеспечение соответствующего уровня доходов граждан при нетрудоспособности вследствие старости, инвалидности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законодательством. Она полностью согласуется с принятыми программными документами по социально-экономическому развитию Республики Беларусь на 2006-2010 г.г., предусматривающими в качестве одного из заданий пятилетки - кардинальное улучшение уровня и качества жизни населения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.