Рефераты. Организация финансов государственного некоммерческого предприятия (на примере ГОУ Профессиональное Училище №37)

оплата труда;

стипендия;

трансферты;

оплата коммунальных услуг;

остальные виды расходов.

Такая оценка распределения значимости обеспечения расходов связана с тем, что действующее законодательство установило достаточно большую зону от-ветственности государства за обеспечение определенного уров-ня финансирования образования:

выделение на нужды развития образования не менее 10% национального дохода, в том числе на высшее профессиональное образование не менее 3% расходной части федерального бюджета;

определение уровня оплаты труда работников образова-ния в зависимости от уровня оплаты труда в промышленности;

установление доплат, надбавок, присущих только работникам образования.

Выполнение всех обязательств, взятых на себя государством, требует увеличения ассигнований на образование только из федерального бюджета по разным оценкам в 24 раза, что, очевидно, невыполнимо. Таким образом, бюджет применительно к сфере образования находится в состоянии «перенапряже-ния».

Установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации порядок финансирования образования имеет некоторые противоречия с действующим законодательством об образовании. Это снижает эффективность использования бюджетных средств, приводит к значительным трансакционным издержкам (т.е. расходам, связанным с обеспечением движения бюджетных средств «по инстанциям» бюджетного процесса содержанием органов казначейства, оформлением документов, снижением скорости перемещения денег, расходам на контроль соблюдения бюджетных назначений и т.п.) [1, c.4]

Нормативно-методическая база бюджетного финансирова-ния образования в основном опирается на документы и материалы, разработанные для условий планово-директивной экономики и отсутствия выраженного дефицита бюджетных средств. Недофинансирование образования в целом заменяется несколько иным понятием «отсутствия финансирования по отдельным статьям». Создается «лукавая ситуация», когда деньги на образование вроде бы и выделяются, а вот каким образом удается сохранять устойчивость системы, учредителя вроде бы и не интересует.

В законодательной базе, определяющей механизм бюджетного финансирования образования, отсутствует механизм, поз-воляющий с единых позиций решать возникающие частные вопросы финансирования, руководствуясь единственным критерием целями, на достижение которых направляются бюджетные средства. Целевой характер расходования бюджетных средств основан исключительно на соблюдении установленных сметных назначений в рамках экономической бюджетной классификации, что не способствует экономичности и, следовательно, повышению эффективности использования бюджетных средств.

Все это позволяет предположить, что бюджетная политика государства, точнее финансовых органов, направлена в первую очередь на решение проблем учета и контроля использования бюджетных средств, а не на решение проблем обеспечения деятельности сферы образования.

Решение этих и других конкретных проблем бюджетного финансирования видится по двум основным направлениям:

совершенствование нормативно-методической базы бюд-жетного финансирования образования;

дальнейшее развитие и совершенствование организационно-экономического механизма функционирования системы образования.

В рамках первого направления необходимо упорядочить бюджетное законодательство, предусмотрев:

передачу права утверждения сводной сметы доходов и расходов образовательного учреждения руководителю этого учреждения (порядок согласования расходов внутри учреждения устанавливается уставом, решением ученого совета и т.п. открытой процедурой);

включение бюджетополучателей в процедуру разработки проекта бюджета.

Это обусловлено тем, что и действующий порядок распределения бюджетных средств, и установленное законодательством требование перехода к нормативам финансирования должны предусматривать объективно сложившиеся особенности отдельных образовательных учреждений, связанных с их профилем, материальной базой, территориальным расположением и другими факторами, которые не могут быть в полной мере учтены главными распорядителями бюджетных средств, составляющих проект бюджета;

доведение уведомлений о бюджетных обязательствах и лимитов бюджетных ассигнований одной строкой;

предоставление права бюджетополучателям осуществлять расходование средств бюджета в пределах общей суммы финансирования, самостоятельно определяя их распределение по стать-ям экономической классификации;

сохранение за бюджетным учреждением остатка средств, обоснованно образовавшегося по состоянию на 31 декабря текущего года на счете бюджетного учреждения.

Сейчас трудно определить направления дальнейшего совер-шенствования организационно-финансовых механизмов в системе образования. Слишком многими факторами они определяются и слишком неопределенными могут быть и последствия изменений такого рода. Ясно одно, необходимо отказаться от практики централизованного планирования структурных и организационных преобразований в сфере образования, сделав основной упор на постепенный запуск механизмов саморегулирования.

Основные подходы к организационно-экономическому ре-формированию системы профессионального образования мож-но сформулировать следующим образом:

реструктурирование действующих потоков финансовых средств, направленное на более эффективное их использование.

создание условий, стимулирующих развитие платежеспо-собного спроса на подготовку и переподготовку по конкретным профессиям и уровням квалификации, а также на получение дополнительного образования, т.е. формирование дополнительных (внебюджетных) источников финансирования этой сферы.

Финансирование образовательных учреждений должно осу-ществляться по следующим направлениям.

Государственный заказ.

Финансирование госзаказа должно осуществляться на основе нормативов в расчете на 1 студента (учащегося), которые будут дифференцированы с учетом трудоемкости и капиталоемкости подготовки по различным специальностям. Финансирование будет производиться без разбивки выделяемых средств на отдельные предметные статьи. В общий объем финансирования госзаказа будет входить стипендиальный фонд. В то же время в нормативы финансирования госзаказа не включаются средства на инновации в сфере профессионального образования (инновационный фонд). Эти средства будут поступать образовательным учреждениям из федерального бюджета пропорционально объему получаемого ими государственного заказа.

Региональный заказ на подготовку специалистов устанавливается

регионами и финансируется из региональных бюджетов.

Заказы предприятий и частных лиц на образовательные услуги стимулируются налоговыми льготами и, в среднесрочной перспективе, образовательными кредитами и образовательным страхованием.

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

Важность финансового анализа как одного из основных элементов стратегического управления образовательным учреждением сложно переоценить. Значение его возросло с тех пор, как была расширена экономическая свобода образовательных учреждений и их хозяйственная самостоятельность.

Очевидно, что от эффективности управления финансовыми ресурсами государственных образовательных учреждений целиком и полностью зависит результат деятельности организации в целом. Если дела в учреждении идут самотеком, а стиль управления в новых рыночных условиях не меняется, то никакое бюджетное финансирование не позволит образовательному учреждению «держаться на плаву».

В первой главе данной работы рассматривались особенности организации финансово - хозяйственной деятельности государственного образовательного учреждения и особенности анализа финансового состояния государственного образовательного учреждения. Рассмотрены основные теоретические методы проведения финансового анализа деятельности бюджетной организации, раскрыта экономическая сущность коэффициентов, применяемых при проведении анализа финансового состояния учреждения.

В главе второй, занимающей большую часть работы, было обследовано государственное образовательное учреждение «Профессиональное Училище -37» и его финансовое положение. В ходе работы было установлено реальное положение дел на предприятии; выявлены изменения в финансовом состоянии и факторы, вызвавшие эти изменения.

Динамика изменения показателей оценки имущественного состояния ГОУ «ПУ-37» позволяет судить о том, что величина фактических расходов на капитальный ремонт зданий из бюджетных источников имеет тенденцию к сокращению, что отражается на росте показателя износа зданий и сооружений.

Показатели деловой активности имеют тенденцию к снижению, что свидетельствует о снижении эффективности использования финансовых ресурсов ГОУ «ПУ-37».

За прошедший период коэффициент финансовой устойчивости не претерпел существенных изменений, но тенденция к снижению наметилась. Это - негативный фактор.

Вышеперечисленные тенденции свидетельствуют о назревшей необходимости руководству ГОУ «ПУ-37» обратить внимание на оценку финансового состояния учреждения.

Нужно сказать, что необоснованно высокий уровень производственных запасов, значительно влияющий на общую оборачиваемость активов предприятия; негибкая политика расчетов с заказчиком и клиентом на условиях взаимной выгоды, предполагающей в частности систему скидок - все это говорит о неумелом управлении капиталом. Проведенный анализ также показал, что доходность собственного капитала снизилась в отчетном году. Это вызвало уменьшение отдачи с каждого рубля вложенных средств за прошлый год. Показатель фондоотдачи в 2003 году сократился на 11 % по сравнению с 2002 годом.

Налицо тенденция к снижению финансовой устойчивости фирмы. Поэтому для стабилизации финансового состояния предприятия хотя бы до уровня прошлых лет предлагается провести следующие мероприятия, позволяющие оптимизировать финансово-экономическую деятельность рассматриваемого учреждения:

В целях увеличения поступлений от платной образовательной деятельности предлагается провести ряд мероприятий:

- разработать рекламную кампанию по продвижению образовательных услуг ГОУ «ПУ-37» на Волгоградском рынке;

- организовать работу по проведению рекламной кампании на территории г. Волгограда и Волгоградской области;

- провести просветительскую работу среди выпускников школ и лиц, состоящих на учете в центрах занятости и на биржах труда;

- организовать день открытых дверей, в рамках которого провести презентационные занятия по коммерческим курсам.

В целях увеличения добровольных пожертвований и взносов рекомендуется разработать и внедрить ПР - кампанию для привлечения благотворительных организаций на территории г. Волгограда и Волгоградской области.

Новые условия хозяйствования требуют внедрение современных средств вычислительной техники и обработки учетно-финансовой информации. Во избежание осложнения проведения финансового анализа, снижения оперативности принятия управленческих решений и увеличения вероятность возникновения ошибок в отчетной документации, предлагается внедрить автоматизированная система бухгалтерского учета «Смета», разработанную НПО «Криста».

Перечисленные мероприятия позволят усовершенствовать процесс финансовую деятельность ГОУ «ПУ-37», получить дополнительные внебюджетные источники финансирования. Что, несомненно, актуально сейчас во время усложнившейся ситуации с бюджетным финансированием государственных бюджетных образовательных учреждений.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.98г. № 145-ФЗ // Информационно - правовая база данных «Консультант - плюс».

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1. - М., 1998.

3. Приказ Минфина России от 30.12.99г. № 107н «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях» // Информационно - правовая база данных «Консультант - плюс».

4. Федеральный закон “Об образовании” (в ред. Федерального закона от 13.01.96 № 12-ФЗ)

5. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2004 год» от 10.12.2003 г.

6. Федеральный закон « О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 года N 7-ФЗ

7. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина России от 29.06.98 г № 34н п. 79.

8. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово - экономической деятельности предприятия : Учебно - экономической пособие. - 2-е изд., испр. - М.: Издательство «Дело и сервис», 2000. - 256 с.
Беляков С.А., Лекции по экономике образования - М.: ГУВШЭ, 2002. - 208 с.

9. Акперов И., Головач С., Аполлонова - Коноплева И. Казначейская система исполнения бюджета Российской Федерации. - М. : Финансы и статистика, 2002. - 352 с.

10. Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций: Учеб. пособие / Д.А.Панков, Е.А.Головкова, Л.В.Пашковская и др.; По общ.ред.Д.А.панкова, Е.А.Головковой. - 2-е изд., испр. - М.:Новое знание, 2003. - 409 с.

11. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. М.: Финансы и статистика, 2000. - 208 с.

12. Быкадоров В. Л., Алексеев П. Д. Финансово-экономическое состояние предприятия: Практ. пособие. М.: ПРИОР, 2001. - 96 с.

13. Бочкарев В.И. Концептуальные основы государственного общественного управления общим образованием в России // Менеджмент в образовании. - 2003. - С.9-21.

14. Вахрин П.И., Финансовый анализ в коммерческих и некоммерческих организациях. - М.: ИКЦ «Маркетинг», 2001. - 320 с.

15. Волкова М. М., Звездова А. Б. Маркетинговые исследования в области образовательных услуг // Маркетинг. 2001. № 2. С. 122-143.

16. Воронин А.А. О механизме финансирования платного сектора образовательных услуг // Финансы. - 2001. - №12. - С.21-23.

17. Вифлиемский А.В. Организация деятельности образовательных учреждений в условиях казначейского исполнения бюджетов // Менеджмент в образовании. - 2003. - №3. - С.37-47.

18. Вифлиемский А.В., Чиркина О.В. Бухгалтерский учет в образовательных учреждениях. - М. : Педагогический поиск, 2002. - 192 с.

19. Гневко В.А. Учебное заведение в условиях экономики переходного периода. Концепция развития образования. СПб : ИуиЭ, 2001. - 272 с.

20. Гневко В.А. Формирование образовательной среды учебными заведениями. СПб. : Бизнес - Центр, 2000. - 178 с.

21. Грищенко О.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. Таганрог : Изд-во ТРТУ, , 2000. - 112с.

22. Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации. - М.: Дашков и Ко, 2002. - 276 с.

23. Данилов Е.Н., Абарникова В.Е., Шипков Л.К., Анализ хозяйственной деятельности в бюджетных и научных учреждениях - М.: ФиС, 2003. - 336 с

24. Егоршин А.П. Перспективы развития образования в России в ХХI веке // Университетское управление. - 2000. - № 4 (14). - С.42-54.

25. Заболотный Е.Б., Майсаков Д.Л. Анализ результатов финансовой деятельности вуза как основа принятия управленческого решения // Университетское управление. - 2001. - № 3 (18). - С.44-52.

26. Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях. С приложениями. - М.:Приор, 2001. - 208 с.

27. Кельчевская Н.Р., Прохорова Н.Б., Павлова М.Б., Проведение финансового анализа государственного образовательного учреждения - Екатеринбург: Изд-во УГТУ-УПИ, 2001. - 127 с.

28. Клюев А.К. Организация финансового менеджмента в вузе // Университетское управление. - 2002. - №4 (15). - С.12-20.

29. Ковалев В.В., Финансовый анализ. -- М, Финансы и статистика, 1996. - 432 с.

30. Ковалев В.В., Финансы предприятий - М.: ТК Велби, 2003. - 352 с.

31. Кузина Е.Л. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. - М. : Книга сервис, 2002. - 128 с.

32. Кузьмин Г. Особенности составления отчетности некоммерческими организациями. // Экономика и жизнь., Бухгалтерское приложение., 2004., февраль, № 6, с. 7-14.

33. Левицкий М.Л., Шевченко Т.Н. Организация финансово-экономической деятельности в образовательных учреждениях - М.:ВЛАДОС, 2003. - 416 с.

34. Маркина Е.В. Финансы ВУЗ в условиях реформирования бюджетного сектора. // Финансы и кредит, 2004., июль, № 15 (153)

35. Методика анализа и мониторинга эффективности использования федеральной собственности в оперативном управлении образовательных учреждений // Университетское управление (Специальный выпуск).- 2001. - №1 (16).

36. Молчанов И.П. Финансирование социальной сферы в условиях реформирования межбюджетных отношений.// Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2002., январь, № 1 (49), с.4 -5.

37. Моляков Д.С., Шохин А.С. Теория финансов предприятий. М - 2000г.

38. Мусарский М.М., Экономика и финансы образования - М.: Финансы и статистика, 2003 г.

39. Нестерова И. Бизнес-план учебного заведения - основа принятия стратегических и тактических решений // Маркетинг. - 2001. - №1. - С.102-104.

40. Панков Д.А., Головкова Е.А., Пашковская Л.В., Анализ хозяйственной деятельности бюджетной организации - М.: Новое знание, 2003. - 409 с.

41. Попова Р.Г., Самонова И.Н., Доброседова И.И., Финансы предприятий, -- СПб: Питер, 2002. - 224 с.

42. Родионова В.М., Баятова И.М., Маркина Е.В. Бухгалтерский учет и контроль в бюджетных учреждениях. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003. - 232 с.

43. Токарев И.Н. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях. - М. : ИД ФБК - ПРЕСС, 2003. - 503 с.

44. Федченко Е.А. Вопросы совершенствования методического обеспечения по ведению бухгалтерского учета платных дополнительных образовательных услуг// Советник бухгалтера в сфере образования и науки. - 2001. - № 4. - С.90-93.

45. Финансы. /Под ред. Ковалевой А.М/ - М.: Финансы и

статистика,1998 г.

46. Фомина С. Годовой отчет бюджетного учреждения за 2003 год // Финансовая газета., 2004., январь., № 4, с.10-12., № 5, с.9-10

47. Шаров В.А. Нормативная база управления отраслями бюджетного финансирования. // Экономический анализ: теория и практика, 2003., сентябрь, № 9 (12), с. 4-6

48. Шеремет А.Д., Сайфуллин Р.С., Финансы предприятий. - М.: ИНФРА-М, 1998 г.

49. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негалиев Е.В.. - Методика финансового анализа предприятий - М.:ИНФРА-М, 2001.

50. Юзвик А.П. Методические положения программно-целевого управления развитием сферы профессиональных образовательных услуг: Препринт / А.П.Юзвик; С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. - 21с.

51. Юрьева Т.В., Экономика некоммерческих организаций - М.: Юристъ, 2002. - 320 с.

52. Яшин С.Н., Яшина Н.И. Некоторые аспекты анализа бюджетного потенциала муниципального образования. // Экономический анализ: теория и практика, 2003., январь, № 1 (4), с. 10-13

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.